При подготовке к уроку были учтены программные требования УМК «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова, авторы учебника «Русский язык, 4 класс» С.В. Иванов, М.И. Кузнецова), учитывались учебные возможности класса и каждого обучающегося.
Это 3-й из 8 уроков в теме «Наречие» (1-й, 2-й уроки – блок «Как устроен наш язык», 1-й – в блоке «Правописание») будет работать на перспективу следующего урока закрепления в блоке «Правописание» по теме «Правописание гласных на конце наречий». При подготовке к уроку были учтены программные требования УМК «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – проф. Н.Ф. Виноградова), учитывались учебные возможности класса и каждого обучающегося.
Методы обучения: проблемно-диалогический, частично-поисковый (способствуют прогнозированию хода урока, что ведёт к достижению поставленной цели: от постановки проблемного вопроса к поиску информации, добывания знаний), познавательная игра, метод контроля и самоконтроля.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Целью урока является создание условий для ознакомления обучающихся с правилом написания гласных на конце наречий.
На уроке решаются следующие задачи:
- формировать уважительное отношение к мнению другого, воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу;
- развивать навыки сотрудничества в разных социальных ситуациях;
- получать сведения о правописании гласных на конце наречий с приставками в-, на-, за-, из-(ис-), до-, с-, графически объяснять написание гласных на конце наречий;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий.
Значительное внимание на уроке уделяется формированию УУД – усвоению алгоритма действия, отработке действий контроля и самоконтроля.
ХОД УРОКА
I этап
1. Оргмомент и мотивация к учебной деятельности
Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Результат: проверка готовности обучающихся, настрой обучающихся на работу.
УУД:
- Регулятивные: волевая саморегуляция
- Личностные: действие смыслообразования
- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап 1. Мотивация к учебной деятельности |
Прозвенел у нас звонок, Начинаем наш урок. На уроке не молчать: Всем работать, отвечать! –
эмоционально-психологический настрой на урок; |
– приветствуют гостей – проверяют свою готовность к уроку |
2. Чистописание
Цель: создание условий для отработки навыка каллиграфического письма.
Результат: безошибочное написание каллиграфическим почерком цитаты Максима Горького.
УУД:
- Регулятивные: волевая саморегуляция
- Познавательные: выполнение действий по алгоритму, анализ, синтез, сравнение
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап. 2. Чистописание |
Девиз минутки чистописания: «Красиво
писать – красоту творить!» а) Какой раздел русского языка изучаете? – Что изучает морфология? – Какую часть речи изучаете на последних уроках? – Что вы уже знаете об этой части речи? б) Известный советский писатель Максим Горький так писал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». в) Замените фразеологические сочетания
подходящими по смыслу наречиями (нужно вначале
понять смысл устойчивого словосочетания, а потом
подобрать подходящее наречие). идти черепашьим шагом Проверка выполненного задания. – Каким способом, от каких слов образовались
эти наречия? |
Запись в тетрадь даты, места работы,
девиза. – Морфология – Части речи – Наречие – Дети отвечают
Один ученик работает на доске медленно – Светофоры медленно – медленный: |
3. Динамическая пауза и зрительная гимнастика
Цель: создание условий для предупреждения перегрузки учащихся, развитие эмоциональности речи.
Способ достижения: выполнение упражнений для снятия нагрузки (релаксации) с глаз и тела, с проговариванием
Результативность: способствовать формированию компетентного подхода к своему здоровью.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап. 3. Динамическая пауза и зрительная гимнастика |
– Включение музыкального фрагмента Физминутка Тик-так, тик-так, |
– выполняют предлагаемые упражнения (дежурные демонстрируют) |
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Цель: создание условий для актуализации знаний, необходимых для постановки проблемы, создание проблемной ситуации, связанной с затруднением в выполнении учебного действия.
Результат: повторение морфологических признаков наречия, способов образования наречий; фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия, постановка учебной задачи.
УУД:
- Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения, прогнозирование, целеполагание
- Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация, доказательство, формулирование проблемы
- Коммуникативные: учёт разных мнений, управление поведением партнёра, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой.
II. Актуализация знаний и
фиксация затруднения в пробном учебном действии |
а) Ребята, как вы считаете, всё ли вы
узнали о наречиях? – Готовы узнать что-то ещё о наречии? Рубрика «Давай подумаем» – Как они образованы? – Что объединяет все наречия, записанные в первом столбике? – Что объединяет все наречия, записанные во втором столбике? б) Постановка учебной задачи. – На какой вопрос вам предстоит ответить? |
– Нет, мы только начали с ними
знакомиться. – Да
– Наречия (доказывают, используя
опознавательные признаки)
– В каких случаях на конце наречий пишется
буква «о», а в каких – «а» |
|||||
III. «Открытие» учащимися
нового знания (построение проекта выхода из
затруднения, реализация построенного проекта) Цель: создание условий для выявления обучающимися признаков орфограммы, развития умения находить в словах изучаемую орфограмму, находить способы проверки. Результат: фиксация нового действия в
речи, в знаках, фиксация преодоления затруднения,
формулирование орфографического правила,
выявление способов проверки, уточнение общего
характера нового знания (возможность применения
нового способа действий для решения всех заданий
данного типа).
|
|||||||
III. «Открытие» учащимися нового знания (построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта) | 1. Какие у вас есть предположения,
гипотезы? (если дети затрудняются, обозначить приставки) 2.
Как можно проверить, верно ли ваше предположение? 3. Задание на проверку понимания «открытого»
знания: Приставки одной и второй группы нужно просто запомнить! 4. Есть один секрет, который поможет вам проверить ваш выбор. Попробуйте догадаться. Работа в группах. Игра «Мозговой штурм» – В случае затруднения учащихся в
формулировании правила проверки, помощь учителя
в форме подводящего диалога |
– В наречиях с приставками: в-,
на-, за-, - на конце пишется буква «о» – В наречиях с приставками: из-/ис-, до-, с-, – на конце пишется буква «а» – Читают
орфографическое правило в учебнике, делают вывод сделать занов… – за окно – следовательно – сделать заново прочитать снов… – с окна – следовательно – прочитать Работа в группах. Выдвижение гипотез В данном случае наречие ведёт себя точно так же как существительное среднего рода с предлогами. Нужно вместо наречий подставлять «проверочное» существительное, например «окно», с тем же предлогом, что и приставка в наречии. |
|||||
IV. Первичное закрепление
нового знания с проговариванием во внешней речи,
самостоятельная работа со взаимопроверкой по
эталону Цель: создание условий для усвоения учащимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи, для использования новых знаний и рефлексии деятельности по применению нового способа действия. Результат: освоение способа проверки, формулирование алгоритма, самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону, осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы. УУД:
|
|||||||
IV. Первичное закрепление нового
знания с проговариванием во внешней речи, с/р с взаимопроверкой по эталону |
1. – В паре задайте друг другу
вопросы по данной теме. (В каких случаях на конце
наречий пишется буква -а? От чего
зависит правописание гласных О и А
на конце наречий? Какая буква пишется на конце
наречий с приставками: из-, до-, с-?) 2. Ребята, составьте алгоритм действий, который поможет вам в дальнейшей работе при написании гласных на конце наречий. 3. Уч. с. 62 № 1 (фронтально) 4. Динамическая пауза и зрительная гимнастика (ПК) 5. Уч. с. 62 № 2 (дополнительно) – записываем, продолжая столбики упр. № 1 (не записывая слова, которые уже записаны) Самооценка. Оцените свою работу:
6. Уч. с. 62 № 3 – Образуйте наречия от кратких прилагательных по предложенным моделям. Запишите и отметьте суффиксы. Взаимопроверка |
1.Работа в парах. Задают друг
другу вопросы по теме. 2.-Работа в парах. Составление алгоритма Алгоритм Выделить в наречии приставку 3. из-/ис-, до-, с- -
-а на-,
за-, в- - -о 4. Выполнение упражнений под руководством дежурного. 5. издавна
затемно Дети, на полях тетради оценивают свою работу, ставя соответствующий знак. 6. насухо, досуха, дочиста, начисто, слева, н алево, справа, направо |
|||||
V. Включение нового знания в
систему знаний и повторение Цель: создание
условий для выполнения заданий, где используется
новый способ действия, для организации
повторения учебного содержания, необходимого
для обеспечения содержательной непрерывности.
|
|||||||
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение | 1. Тетрадь «Пишем грамотно», с. 12 №
1 – упражнение на запоминание изучаемого правила Тетрадь «Пишем грамотно», с. 12 № 2 – упражнение на развитие орфографической зоркости и закрепление правила написания гласных на конце наречий – Упражнение выполняется письменно, самостоятельно, учащиеся должны обозначить в наречиях приставку и суффикс 2. Дополнительное задание: с.13 № 3 – упражнение на отработку навыка написания гласных на конце наречий – Как вы будете определять, какой суффикс нужно писать в первой, а какой во второй группе слов? Взаимопроверка. 3. Дополнительное задание Тетрадь «Учусь писать без ошибок», с.76-77, упражнение 124, 125, 127! – упражнения на отработку навыка написания гласных на конце наречий |
– Нужно вспомнить алгоритм, посмотреть с какими приставками записаны наречия в каждой из групп. | |||||
VI. Рефлексия учебной
деятельности Цель: создание условий для получения обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы. Результат: фиксация нового содержания; рефлексивный анализ учебной деятельности; оценивание учащимися собственной деятельности; фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;обсуждение; запись домашнего задания. УУД:
|
|||||||
VI. 1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | – Наш урок подошёл к концу. – С каким орфографическим правилом вы сегодня на уроке познакомились? – Какой вывод вы сделали? – Где можно использовать эти знания? – Выполните тестовые задания, проверьте правильность выполнения по эталону. Определите уровень своих знаний по теме урока.
– Оцените свою работу на уроке, работу всего класса. |
Выполнение теста 1. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «а»
2. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»
3. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»
Проверка по эталону. |
|||||
VI. 2. Домашнее задание по
уровням:
– Спасибо за урок. |