Цель классного часа: продолжать знакомить детей с традициями русской культуры.
Задачи: воспитывать любовь и уважение к традициям нашей страны, укреплять представления и знания о традициях и обычаях народов России, совмещать праздничное веселье с познавательной деятельностью, расширять кругозор и повышать интеллектуальную активность учащихся. (Презентация)
1 Ведущий
– Ох, и сильные холода настали! (1 слайд)
2 Ведущий
– Самое время им на Руси быть – крещенские морозы во дворе трещат. Да что поделаешь, в чужие края нашу зиму не пошлешь. Солнце-то, оно только летом греет, а зимой морозит, над горизонтом встает низко, лучи у него идут косо, скользят по земле, вот и не греют ее. (2 слайд)
1 Ведущий. Вроде бы уже и январь на исходе, к весне дело повернуть должно. Не зря говорят: была зима, так будет и лето. (3 слайд)
2 Ведущий
– А еще такая поговорка про зиму есть: зима лето пугает, а сама потом тает. (4 слайд)
1 Ведущий
Что ж, нас-то не испугать, мы к зиме привычные. Известное дело: мороз за нос хватает, а перед проворными сам шапку снимает. (5 слайд)
Зима-зимушка славится прекрасными народными праздниками, поэтому русский народ так ее и любит.
2 Ведущий – Сегодня мы с ребятами приглашаем вас на посиделки. А Что такое посиделки? (6 слайд)
Ученик. – Владимир Даль в своем толковом словаре дает этому слову такое объяснение : “Посиделки (посидки, посидухи) есть сборище крестьянкой молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен”. Но не только собиралась молодежь, приходили повеселиться и малые дети.
Читают дети.
Ученик
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках, каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
Ученик
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Ученик
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Ученик
Отдых – это не безделье-
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Для друзей и для гостей.
(Выходят 3 девочки с караваем.)
1 девочка
Нам начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками.
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
2 девочка
Жива традиция, жива,
От поколениия старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
3 девочка
И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб, и соль.
(Девочки угощают караваем.)
1 Ведущий – Давайте перелистаем народный календарь. (7 слайд)
Учитель – Наступает 7 декабря. А кто знает, что за день 7 декабря по народному календарю? (8 слайд)
1 ученик. 7 декабря – день Екатерины – великомученицы, еще его называли день Екатерины– санницы, в этот день на Руси открывался санный путь. В больших городах собирали огромные ярмарки, но не только для того, чтобы купить-продать, но и повеселиться.
Учитель – А вот и 14 декабря. (9 слайд)
2 ученик. 14 декабря– дань Наума-грамотника. По древнему русскому обычаю с этого дня начинали крестьянских детей учить грамоте. До сих пор об этом празднике существуют пословицы.
Батюшка Наум, наведи меня на ум. (10 слайд, 11)
3 ученик. 1 января – начало нового года, но так было не всегда. Эту традицию ввел на Руси царь Петр 1 в 1700 году. Был петровский указ “О праздновании Нового года”, в котором подробно описывался ритуал торжества.
Учитель. – Солнце с января на лето поворачивает, значит зарождается новое животворящее светило и на Руси это отмечалось зимними Святками. В этом празднестве сочетались и Новый год, и Рождество, и Крещение. (12, 13 слайд)
4 ученик. 7 января – самый торжественный день новогодних праздников – Рождество Христово. Православная Церковь, а с ней и русский народ отмечает рождение у Девы Марии Богомладенца Иисуса Христа. Символ праздника – Вифлеемская звезда.
Стихотворение. (14 слайд)
Чудо из чудес!
Вдруг на ёлку прилетела
Стая снегирей,
Ёлка сразу заалела
От живых огней.
На её мохнатых ветках,
Вместо мишуры,
Инея сребрится сетка,
Снежные шары.
А венец – Звезда сияет,
Чудо из чудес!
Рождество, друзья, встречает
Первозданный лес.
5 ученик. 19 января – Крещение Господне. Согласно Евангелие, Христа крестили в реке Иордане, поэтому главное событие Крещения – водосвятие. (15, 16 слайд)
(Стук в дверь) Идут калядовщики.
Коляда. Коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком!
Хозяин и хозяюшка, не морозьте,
Хоть копеечку, да бросьте!
На пороге мы стоим.
“Здравствуйте” не говорим.
Скажем по-другому:
“Мир вашему дому!”
5 ученик. 19 января – Крещение Господне. Согласно Евангелие, Христа крестили в реке Иордане, поэтому главное событие Крещения – водосвятие. (17, 18 слайд)
6 ученик
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу.
Пригласили вас на посиделки.
Будем зимний вечер коротать. (19 слайд)
Учитель
– Не только на посиделках играли, но и мастерили, рукам дело давали. Предлагаю вам соткать чудесный узор зимних праздников. Обратимся к технологии вытыканка. Каждый возьмет картинку, какая ему больше понравилась. Попробуйте, все вместе соткать узор. (Дети вырезают и составляют узор на полотне.)
Ученик. (20 слайд)
– Из века в век будут передаваться старинные праздники России-матушки. Это самые волшебные дни года. Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,
Все всегда произойдет, все всегда сбывается.
Учитель. (21 слайд)
– У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый свое желание и запишите на снежинках. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым. Мы надеемся, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви друг к другу. Наш классный час окончен.