Формирование практических умений и навыков обучающихся в процессе изучения географии происходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ.
Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. Практическая работа как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Практическая работа может быть и просто тренировочной, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Можно использовать практически работы и с целью проверки уровня овладения обучающимися основными умениями и навыками, отражёнными в программе.
Приведу несколько примеров разработок практических работ по географии, которые я использую на своих уроках.
Практическая работа в 8 классе, анализ карт учебника.
Тема: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Цель:
1. Анализ основных климатических показателей одного из регионов России.
2. Оценка особенностей климата указанного региона для условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Оборудование: атлас 8 класса.
Задания
Вариант 1
Определить по климатической карте суммарную солнечную радиацию (учебник рис. 25 “Суммарная солнечная радиация”, с. 57), средние температуры января и июля, годовое количество осадков, испаряемость и коэффициент увлажнения (атлас с. 14-15 “Климат”) для Северного Урала. Полученные данные занесите в таблицу:
Регион | Тип климата | Суммарная солнечная радиация | Средние температуры | Среднегодовое количество осадков | Испаряемость | Коэффициент увлажнения | Оценка климатических условий | |
Северный Урал | июля | января |
Оценить особенности климата Северного Урала для условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Полученные результаты занести в последнюю колонку таблицы.
Вариант 2
Определить по климатической карте суммарную солнечную радиацию (учебник рис. 25 “Суммарная солнечная радиация”, с. 57), средние температуры января и июля, годовое количество осадков, испаряемость и коэффициент увлажнения (атлас с. 14-15 “Климат”) для юга полуострова Камчатка. Полученные данные занесите в таблицу:
Регион | Тип климата | Суммарная солнечная радиация | Средние температуры | Среднегодовое количество осадков | Испаряемость | Коэффициент увлажнения | Оценка климатических условий | |
Юг полуострова Камчатка | июля | января |
Оценить особенности климата полуострова Камчатка для условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Полученные результаты занести в последнюю колонку таблицы.
2. Практическая работа в 8 классе, выполняется в процессе изучения нового материала.
Тема: Объяснение закономерностей разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимость от рельефа и климата.
Цель:
1. Выявить закономерности в размещении разных типов озёр (по происхождению).
2. Выявить причины распространения многолетней мерзлоты.
3. Выявить причины заболоченности Западно - Сибирской равнины и Северо-Запада Русской равнины.
4. Объяснить причины возникновения неблагоприятных стихийных природных явлений, связанных с водой.
5. Продолжить формирование умений работать с контурной картой.
Оборудование: атлас 8 класса.
Задания
Выявить закономерности в размещении разных типов озёр (по происхождению), используя атлас: с. 16-17 “Водный ресурсы”, с. 4-5 “Физическая карта России”. Результат работы оформить в виде таблицы:
Типы озёрных котловин по происхождению | Причины, влияющие на размещение озёр данного типа | Название озера | Географическое положение |
Тектонические | |||
Вулканические | |||
Карстовые | |||
Ледниковые | |||
Лиманные | |||
Искусственные (водохранилища) |
- На контурной карте обозначьте территории со сплошным распространением многолетней мерзлоты, используя карту атласа “Водные ресурсы” (с. 16-17).
- На контурной карте обозначьте районы распространения болот на территории России.
- Ответьте на вопрос: каковы причины заболоченности: а) Западно - Сибирской равнины; б) Северо – Запада Русской равнины.
- Объясните закономерности возникновения стихийных природных явлений, связанных с водой. Полученные результаты оформите в виде таблицы:
Явления | Основные районы распространения | Причины возникновения | Неблагоприятные последствия | Меры борьбы |
Наводнения | ||||
Сели | ||||
Оползни |
Практическая работа 9 класс, самостоятельная работа обучающихся с картами и статистическими матералами.
Тема: Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам
Цель:
1. Определить основные районы металлоёмкого и трудоёмкого машиностроения; центры этих отраслей.
2. Продолжить формирование умений работать с картой (сопоставление карты “Машиностроение” с картами “Плотность населения” и “Металлургия”)
3. Продолжить формирование умений делать выводы, обобщать и сравнивать.
Оборудование: атлас 9 класс.
Задания
По карте “Машиностроительный комплекс” атласа и учебнику В. П. Дронов, В. Я. Ром рис. 36 стр. 101 “География машиностроения России” определить основные районы металлоёмкого и трудоёмкого машиностроения, центры этих отраслей машиностроения, долю (в %) производства продукции машиностроения в регионе. Результаты работы оформить в виде таблицы:
Регион | Доля производства продукции машиностроения в регионе | Металлоёмкое машиностроение | Трудоёмкое машиностроение | ||
центры | Примеры производств | центры | Примеры производств |
- Сопоставить карту “Машиностроение” (атлас с. 16) с картами атласа “Плотность населения” (с. 6-7) и “Металлургия России” (с. 12-13). Результат оформить в виде таблицы:
Центры отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения | Центры металлургических баз | Плотность населения, человек на 1 кв. км. |
- Сделать выводы о взаимосвязи центров трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения с центрами металлургических баз и плотностью населения.
- Обозначить на контурной карте города – центры металлоёмкого и трудоёмкого машиностроения.