Интегрированный урок (биология + физика) по теме "И ты увидишь, мир прекрасен". 8-й класс

Разделы: Физика, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Как известно, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Сегодня система образование в очередной раз претерпевает очередную модернизацию, меняется программы, средства и методы обучения. Не для кого не секрет, что уже довольно давно у учащихся все предметы, знания которые они на них получают так и остаются в рамках одного предмета. При этом даже те действия, которые они каждый раз производят на алгебре или геометрии с трудом воспроизводятся на физике, биологии, географии. За частую, ученики не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без этого невозможно понять суть многих явлений в природе. У них не формируется единой картины мира. Эту проблему можно решать по-разному.

Существует возможность введения специальных элективных курсов, направленных и разработанных специально для этого, но они у самих учащихся не будут пользоваться популярностью, так как не затрагивают ИХ (учеников) главной задачи – поступления в университеты, колледжи.

Не так давно, особенно в старших классах, наблюдался процесс слияния предметов естественно научного цикла в единый модуль под названием естествознание. Однако это не привело к объединению наук и созданию единой картины мира. Программа натолкнулась на целый ряд трудностей, среди которых – отсутствие адекватных учебников, рассматривающих все эти предметы в комплексе, отсутствие квалифицированных педагогических кадров, способных сочетать в одном предмете и физику и химию и биологию и др. науки. Как правило, учителя предметники являются специалистами в своей узкой области. Да и к тому же, количество часов, отведенное на данные предмет ничтожно мало. Нельзя забывать и об интересах детей. Да, теоретически, когда они поступают в 10 класс, они уже должны знать свой дальнейший маршрут, но кто из нас не сталкивался с печальной реальностью, что и в 11 классе, ряд учащихся не представляет, что будет делать дальше. А мы, лишая его элементарной базы, закрывает целое направление возможной деятельности. Таким образом, хорошее начинание, направленное на единение наук, захлебнулось под грузом проблем. Зачастую преподавание этого предмета сводится к блокам по каждому предмету и глобальная задача оказывается не решенной.

Третьим способом решения проблемы создания единой картины мира, переноса знаний из одной области в другую, на наш взгляд служит системная совместная деятельность учителей естественнонаучного направления в течение всего курса обучения. Это и проведение недели /декады естествознания, вместо предметных недель, проведение конференций, объединяющих различные предметы вокруг одного события, явления, деятеля науки, а так же интегрированные уроки. Нельзя недооценивать их вклад в формирование мировоззрения ребенка. Причем можно использовать и элементы, этого, занимающие на уроке 10-15 минут так и совместно проведённые занятия. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов. На таких уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую, в нашем случае, используя разные физические приборы учащиеся изучают биологические объекты.

Интегрированный урок имеет преимущества – он повышает интерес к предмету, помогает тем, кто страдает неуверенность в собственных силах и знаниях, помогает осознанно усваивать материал. Особенно, если на таких уроках учащиеся имеют возможно проводить практические занятия, т.е поработать не только головой, но и руками.

Мы представляем разработку одного из таких 2х часовых занятий - интегрированный урок-исследование по естественным наукам. Интегрируемые предметы: физика, биология. Генеральная идея урока – мир познается в различных исследованиях и задача исследователя выбрать наиболее оптимальный из имеющихся приборов, моделей, методов. В течении этих 2х уроков, учащиеся еще и тренируются использовать виртуальную среду не в игровых целях, как они привыкли, а применительно к научной деятельности. На уроках учащиеся вспоминают устройство человеческого зрения, повторяют известные и изучают не известные оптические приборы: их особенности, формирование в них изображения, увеличение. Проводят аналогии между ними и человеческим глазом. Выполняют практическую работу по исследованию человеческого и кошачьего волоса при помощи различных приборов и заполняют сводную таблицу в GOOGL документе. Определяют границы применимости для каждого прибора.

Предмет: физика, биология.

Класс: 8.

Тема урока: «И ты увидишь, мир прекрасен!».

Продолжительность урока: 2 часа.

Тип урока: интегрированный урок-исследование.

Форма организации работы:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная (опросные листы).

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, лупы с разным фокусным расстоянием, цифровой микроскоп, световой микроскоп, цифровой фотоаппарат, ноутбуки с выходом в интернет.

Формы, методы и технологии урока: интерактивные, практические, наглядные, вербальные, частично-поисковые.

Цель: Формирование экологической культуры школьников

Задачи:

образовательная:

  • организовать деятельность учащихся по изучению, повторению и закреплению знаний, фактов по теме урока;

развивающие:

  • способствовать развитию умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы;
  • способствовать развитию умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты;
  • способствовать развитию творческих способностей в частично поисково – исследовательских видах учебной деятельности;
  • создать условия для развития мыслительных способностей и воображения учащихся через выполнение заданий;

воспитательные:

  • формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в классе и в группах на основе общего дела и сопереживания за достижение положительного результата;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов);
  • способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к природе;
  • содействовать гражданско-патриотическому воспитанию. 

Авторский медиапродукт: Дидактический материал разработан с помощью пакета программ Microsoft Offiсe.

Авторские комментарии: ЦОР (цифровой образовательный ресурс) можно использовать на интегрированном уроке по биологии и физики для повторения темы «Оптика». ЦОР подходит как для фронтальной, так и групповой работы при актуализации, закреплении, контроле и проверке знаний. В ходе данного урока используется WEB-2 технология. Предварительно класс развивается на 5 групп, в каждой выбирается руководитель. Руководитель обязательно должен иметь адрес электронной почты на gmail. Учитель заранее готовит таблицу в Гугл-документах и отправляет руководителям групп в режиме совместного редактирования. Четыре группы работают по инструктивным карточкам, а пятая группа учащихся работает с теоретическим материалом, пытаясь найти недостатки в каждом из оптических приборов. И в режиме реального времени заполняет графу «Недостатки». Один ученик от группы озвучивает результаты групповой работы и защищает необходимость использования своего оптического прибора. В процессе определяются границы применимости того или иного прибора и их адекватного использования. Для исследования учитель готовит набор микропрепаратов волос человека и кошки. Каждая группа получает 3 микропрепарата – волос кошки, волос человека здоровый и волос человека посеченный.

Ход урока

Этап урока № слайда Изображение
страницы
Методические рекомендации и описание приёмов
Тема урока


1

Титульная страница.
На ней записаны название работы, эпиграф и авторские данные.

1. Вводно-мотивационный

2



Целеполагание.
Создание настроения, формулировка цели урока. Кликаем по картинке – смотрим видеоряд демонстрирующий многообразие мира и некоторые итоги его познания различными приборами. Видеоряд сопровождается заранее подготовленной речью учителя о красоте и тайнах окружающего нас мира, о том, что мы, люди используем и изобретает то, что уже давно создала природа и необходимо лишь увидеть это, что и помогают нам сделать оптические приборы. Объясняет 2 примера: из микромира – раскрытие загадки ящерицы, способной двигаться по стеклянным вертикальным поверхностям, из макро – исследование солнечных вспышек.
 


3


Увлечение, конкретизация знаний.
Введение термина «бионика» и демонстрация устройств (присоски), созданных в результате копирования некоторых обнаруженных особенностей живых организмов.
На слайде присутствует анимация.


2. Контрольно-оценочный



4


Учащимся предлагается выполнить тестовую работу, находящуюся на распечатанных листах с заданиями. По окончании работы учитель возвращается по кнопке ВОЗВРАТ на 4 слайд и организует их взаимопроверку работ, при которой учащиеся меняются своими решениями с соседом по парте.
При нечетном количестве учеников, один учащийся вызывается к доске, где он будет представлять свои ответы.
 


5


Тестовое задание 1.

  6
Тестовое задание 2

  7

Тестовое задание 3 (задание на установление соответствия)
 


8

Тестовое задание 4 (задание на установление соответствия)
  9

Тестовое задание 5 (задание на установление соответствия)
 







10


Тестовое задание 6 (задание на установление соответствия)
  5-10
Проверка правильности выполнения теста.
Слайд 5,6. Проверка происходит путем щелчка на предполагаемый ответ. Если ответ неверный, то пункт исчезает, если верный, то остается и при этом возникает слово ОТВЕТ с правильным ответом. Правильные и неправильные ответы сопровождаются озвучкой.
Переход на следующее задание происходит по кнопке возврата.
Слайд 7,8,9,10. Проверка происходит путем щелчка на слово ответ после обсуждения правильного решения.
3. Актуализация знаний. 11
Повторение темы: Строение зрительного рецептора.
Тему повторяет учитель биологии
  12
На слайде представлена анимация, показывающая формирование изображения на сетчатке глаза.
  13 Беседа с учащимися на тему: Оптические приборы. На слайде по щелчку появляются оптические приборы, которые вспомнили учащиеся, при этом, учитель физики корректирует ход беседы (учитель должен так построить беседу, чтобы учащиеся вспомнили оптические приборы в следующей последовательности: очки, микроскоп, лупа, телескоп, фотоаппарат).

4. Повторение и получение новых знаний в процессе рассуждений и л/р.



14


Лупа
Повторение построение изображения в лупе. Определение (написано заранее и скрыто за экраном цвета фона) увеличения лупы, выполнение фронтальной мини лабораторной работы, в процессе которой выясняются особенности увеличения лупы (ограничения использования лупы.)
Образец правильного построения изображения и таблицы для л.р. первоначально скрыты от учащихся и появляются в процессе необходимости. Формула увеличения проявляется после стирания.

5. Изучение нового материала 15
Микроскоп
Рассуждения о том, как получить большее увеличение, построение хода луча в микроскопе, увеличения микроскопа. Правильность построения изображения проверяется «появлением» по щелчку соответствующего рисунка
  16

Фотоаппарат
Изучается устройства построения изображения на фотопленке, проводиться аналогия с глазом.
6. Завершающий 17

Актуализация знаний учащихся перед выполнением исследовательской работы
Инструктаж по технике безопасности






18 Связь с современностью – достижения российских ученых в области трихологии. Значение исследования волос для ранней диагностики различных заболеваний, среди которых диабет, болезни сердца и другие заболевания.
7. исследовательская работа 19 Исследовательская часть
Актуализация знаний о строении волоса. Определение функций частей волоса
  20 Слова «Инструктивные карточки» являются гиперссылкой на внешний документ с карточками для работы групп. По окончанию работы, учащиеся представляют результаты своего исследования, находят аргументы или контраргументы в защиту своего инструмента. Участвуют в дискуссии с группой, занимающейся нахождением недостатков при использовании каждого инструмента.
8. рефлексия 21 Создание синквейна

Приложение.