Как известно, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Сегодня система образование в очередной раз претерпевает очередную модернизацию, меняется программы, средства и методы обучения. Не для кого не секрет, что уже довольно давно у учащихся все предметы, знания которые они на них получают так и остаются в рамках одного предмета. При этом даже те действия, которые они каждый раз производят на алгебре или геометрии с трудом воспроизводятся на физике, биологии, географии. За частую, ученики не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без этого невозможно понять суть многих явлений в природе. У них не формируется единой картины мира. Эту проблему можно решать по-разному.
Существует возможность введения специальных элективных курсов, направленных и разработанных специально для этого, но они у самих учащихся не будут пользоваться популярностью, так как не затрагивают ИХ (учеников) главной задачи – поступления в университеты, колледжи.
Не так давно, особенно в старших классах, наблюдался процесс слияния предметов естественно научного цикла в единый модуль под названием естествознание. Однако это не привело к объединению наук и созданию единой картины мира. Программа натолкнулась на целый ряд трудностей, среди которых – отсутствие адекватных учебников, рассматривающих все эти предметы в комплексе, отсутствие квалифицированных педагогических кадров, способных сочетать в одном предмете и физику и химию и биологию и др. науки. Как правило, учителя предметники являются специалистами в своей узкой области. Да и к тому же, количество часов, отведенное на данные предмет ничтожно мало. Нельзя забывать и об интересах детей. Да, теоретически, когда они поступают в 10 класс, они уже должны знать свой дальнейший маршрут, но кто из нас не сталкивался с печальной реальностью, что и в 11 классе, ряд учащихся не представляет, что будет делать дальше. А мы, лишая его элементарной базы, закрывает целое направление возможной деятельности. Таким образом, хорошее начинание, направленное на единение наук, захлебнулось под грузом проблем. Зачастую преподавание этого предмета сводится к блокам по каждому предмету и глобальная задача оказывается не решенной.
Третьим способом решения проблемы создания единой картины мира, переноса знаний из одной области в другую, на наш взгляд служит системная совместная деятельность учителей естественнонаучного направления в течение всего курса обучения. Это и проведение недели /декады естествознания, вместо предметных недель, проведение конференций, объединяющих различные предметы вокруг одного события, явления, деятеля науки, а так же интегрированные уроки. Нельзя недооценивать их вклад в формирование мировоззрения ребенка. Причем можно использовать и элементы, этого, занимающие на уроке 10-15 минут так и совместно проведённые занятия. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов. На таких уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую, в нашем случае, используя разные физические приборы учащиеся изучают биологические объекты.
Интегрированный урок имеет преимущества – он повышает интерес к предмету, помогает тем, кто страдает неуверенность в собственных силах и знаниях, помогает осознанно усваивать материал. Особенно, если на таких уроках учащиеся имеют возможно проводить практические занятия, т.е поработать не только головой, но и руками.
Мы представляем разработку одного из таких 2х часовых занятий - интегрированный урок-исследование по естественным наукам. Интегрируемые предметы: физика, биология. Генеральная идея урока – мир познается в различных исследованиях и задача исследователя выбрать наиболее оптимальный из имеющихся приборов, моделей, методов. В течении этих 2х уроков, учащиеся еще и тренируются использовать виртуальную среду не в игровых целях, как они привыкли, а применительно к научной деятельности. На уроках учащиеся вспоминают устройство человеческого зрения, повторяют известные и изучают не известные оптические приборы: их особенности, формирование в них изображения, увеличение. Проводят аналогии между ними и человеческим глазом. Выполняют практическую работу по исследованию человеческого и кошачьего волоса при помощи различных приборов и заполняют сводную таблицу в GOOGL документе. Определяют границы применимости для каждого прибора.
Предмет: физика, биология.
Класс: 8.
Тема урока: «И ты увидишь, мир прекрасен!».
Продолжительность урока: 2 часа.
Тип урока: интегрированный урок-исследование.
Форма организации работы:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная (опросные листы).
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, лупы с разным фокусным расстоянием, цифровой микроскоп, световой микроскоп, цифровой фотоаппарат, ноутбуки с выходом в интернет.
Формы, методы и технологии урока: интерактивные, практические, наглядные, вербальные, частично-поисковые.
Цель: Формирование экологической культуры школьников
Задачи:
образовательная:
- организовать деятельность учащихся по изучению, повторению и закреплению знаний, фактов по теме урока;
развивающие:
- способствовать развитию умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы;
- способствовать развитию умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты;
- способствовать развитию творческих способностей в частично поисково – исследовательских видах учебной деятельности;
- создать условия для развития мыслительных способностей и воображения учащихся через выполнение заданий;
воспитательные:
- формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в классе и в группах на основе общего дела и сопереживания за достижение положительного результата;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов);
- способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к природе;
- содействовать гражданско-патриотическому воспитанию.
Авторский медиапродукт: Дидактический материал разработан с помощью пакета программ Microsoft Offiсe.
Авторские комментарии: ЦОР (цифровой образовательный ресурс) можно использовать на интегрированном уроке по биологии и физики для повторения темы «Оптика». ЦОР подходит как для фронтальной, так и групповой работы при актуализации, закреплении, контроле и проверке знаний. В ходе данного урока используется WEB-2 технология. Предварительно класс развивается на 5 групп, в каждой выбирается руководитель. Руководитель обязательно должен иметь адрес электронной почты на gmail. Учитель заранее готовит таблицу в Гугл-документах и отправляет руководителям групп в режиме совместного редактирования. Четыре группы работают по инструктивным карточкам, а пятая группа учащихся работает с теоретическим материалом, пытаясь найти недостатки в каждом из оптических приборов. И в режиме реального времени заполняет графу «Недостатки». Один ученик от группы озвучивает результаты групповой работы и защищает необходимость использования своего оптического прибора. В процессе определяются границы применимости того или иного прибора и их адекватного использования. Для исследования учитель готовит набор микропрепаратов волос человека и кошки. Каждая группа получает 3 микропрепарата – волос кошки, волос человека здоровый и волос человека посеченный.
Ход урока
Этап урока | № слайда | Изображение страницы |
Методические рекомендации и описание приёмов |
Тема урока | 1 |
Титульная страница. На ней записаны название работы, эпиграф и авторские данные. |
|
1. Вводно-мотивационный | 2 |
Целеполагание. Создание настроения, формулировка цели урока. Кликаем по картинке – смотрим видеоряд демонстрирующий многообразие мира и некоторые итоги его познания различными приборами. Видеоряд сопровождается заранее подготовленной речью учителя о красоте и тайнах окружающего нас мира, о том, что мы, люди используем и изобретает то, что уже давно создала природа и необходимо лишь увидеть это, что и помогают нам сделать оптические приборы. Объясняет 2 примера: из микромира – раскрытие загадки ящерицы, способной двигаться по стеклянным вертикальным поверхностям, из макро – исследование солнечных вспышек. |
|
3 |
Увлечение, конкретизация знаний. Введение термина «бионика» и демонстрация устройств (присоски), созданных в результате копирования некоторых обнаруженных особенностей живых организмов. На слайде присутствует анимация. |
||
2. Контрольно-оценочный |
4 |
Учащимся предлагается выполнить тестовую работу, находящуюся на распечатанных листах с заданиями. По окончании работы учитель возвращается по кнопке ВОЗВРАТ на 4 слайд и организует их взаимопроверку работ, при которой учащиеся меняются своими решениями с соседом по парте. При нечетном количестве учеников, один учащийся вызывается к доске, где он будет представлять свои ответы. |
|
5 |
Тестовое задание 1. |
||
6 | Тестовое задание 2 |
||
7 | Тестовое задание 3 (задание на установление соответствия) |
||
8 |
Тестовое задание 4 (задание на установление соответствия) |
||
9 | Тестовое задание 5 (задание на установление соответствия) |
||
10 |
Тестовое задание 6 (задание на установление соответствия) |
||
5-10 | Проверка правильности выполнения теста. Слайд 5,6. Проверка происходит путем щелчка на предполагаемый ответ. Если ответ неверный, то пункт исчезает, если верный, то остается и при этом возникает слово ОТВЕТ с правильным ответом. Правильные и неправильные ответы сопровождаются озвучкой. Переход на следующее задание происходит по кнопке возврата. Слайд 7,8,9,10. Проверка происходит путем щелчка на слово ответ после обсуждения правильного решения. |
||
3. Актуализация знаний. | 11 | Повторение темы: Строение зрительного рецептора. Тему повторяет учитель биологии |
|
12 | На слайде представлена анимация, показывающая формирование изображения на сетчатке глаза. |
||
13 | Беседа с учащимися на тему: Оптические приборы. На слайде по щелчку появляются оптические приборы, которые вспомнили учащиеся, при этом, учитель физики корректирует ход беседы (учитель должен так построить беседу, чтобы учащиеся вспомнили оптические приборы в следующей последовательности: очки, микроскоп, лупа, телескоп, фотоаппарат). |
||
4. Повторение и получение новых знаний в процессе рассуждений и л/р. | 14 |
Лупа Повторение построение изображения в лупе. Определение (написано заранее и скрыто за экраном цвета фона) увеличения лупы, выполнение фронтальной мини лабораторной работы, в процессе которой выясняются особенности увеличения лупы (ограничения использования лупы.) Образец правильного построения изображения и таблицы для л.р. первоначально скрыты от учащихся и появляются в процессе необходимости. Формула увеличения проявляется после стирания. |
|
5. Изучение нового материала | 15 | Микроскоп Рассуждения о том, как получить большее увеличение, построение хода луча в микроскопе, увеличения микроскопа. Правильность построения изображения проверяется «появлением» по щелчку соответствующего рисунка |
|
16 | Фотоаппарат Изучается устройства построения изображения на фотопленке, проводиться аналогия с глазом. |
||
6. Завершающий | 17 | Актуализация знаний учащихся перед выполнением исследовательской работы Инструктаж по технике безопасности |
|
18 | Связь с современностью – достижения российских ученых в области трихологии. Значение исследования волос для ранней диагностики различных заболеваний, среди которых диабет, болезни сердца и другие заболевания. |
||
7. исследовательская работа | 19 | Исследовательская часть Актуализация знаний о строении волоса. Определение функций частей волоса |
|
20 | Слова «Инструктивные карточки» являются гиперссылкой на внешний документ с карточками для работы групп. По окончанию работы, учащиеся представляют результаты своего исследования, находят аргументы или контраргументы в защиту своего инструмента. Участвуют в дискуссии с группой, занимающейся нахождением недостатков при использовании каждого инструмента. | ||
8. рефлексия | 21 | Создание синквейна |