Цель: изучить физическую величину «давление» на опору, единицы его измерения, научить решать задачи.
Класс делится на 3 группы:
1 группа – дети с ОВЗ (VII вид)
2 группа – учащиеся с умениями базового
уровня
3 группа – учащиеся надбазового (продвинутого)
уровня
Учебные задачи в начале урока формулируются для каждой группы дифференцированного
Задачи:
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Знать определение физической
величины Р Знать расчётную формулу Знать единицы измерения Р Уметь решать задачи на давление твёрдых тел по алгоритму
|
Знать определение физической
величины Р Знать расчётную формулу Знать единицы измерения Р Уметь решать задачи на давление твёрдых тел без алгоритма
|
Знать определение физической
величины Р Знать расчётную формулу Знать единицы измерения Р Уметь решать задачи на давление твёрдых тел без алгоритма
|
Ученик должен знать и понимать (для каждой группы дифференцированно):
– формулу для расчёта давления
– физический смысл величины «давление»
– единицы давления
– кратные и дольные единицы измерения давления
Ученик должен уметь (для каждой группы разный уровень):
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Чётко и точно воспроизводить материал работать с «домиком» величины | Понимать взаимосвязь закономерностей и конкретных явлений | Выдвигать гипотезу, контроля, правильно строить ответ, применять вновь полученные знания |
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
Отгадайте загадку: деревянные кони по снегу катаются, а в снег не проваливается.
3. Мотивационный этап
А давайте проверим правильность загадки!?
А) Кратковременный фронтальный практикум
Оборудование: две дощечки разных размеров: одна больше другой в два раза, измерительная линейка, планшет с заготовленной таблицей
Таблица № 1
№1 | Дощечка | Глубина провала (м) |
1 | № 1 | |
2 | № 2 |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Смотрит точность эксперимента, записывают результаты в таблицу | Производят замеры глубины «провала» Измеряют размеры досок и находят их площадь |
Дают название 4 столбцу, исходя из
анализа ситуации: – условия эксперимента
одинаковые или разные |
Б) ключевая фраза:
Вес человека ______|_ поверхности доски
Сила __|____ поверхности площади
Силой давления могут быть вес тела, сила тяжести.
4. Задания
1) Величина равна отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности; к площади этой поверхности, называют давлением
ДАВЛЕНИЕ = Cила
Площадь
P = F\S
P – давление [ P] – Па (Паскаль)
S – площадь [ S] – м2
F – сила [ F] – Н1 Па = 1Н\ 1 м2
1 г Па = 100 Па
1 к Па = 1000 Па
В) заполняем домик
F
P S
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Записать в тетрадь – тренинг: если надо найти …, то надо … |
Заполняют домик Проговаривают варианты ответов нахождения нужной величины |
Анализируют и устанавливают
взаимосвязь физических величин
|
21) устанавливаем прямо пропорциональную и обратно пропорциональную зависимость между величинами (анализ таблицы № 1)
№ доски | F | S | H | PS | PF |
№ 1 | Равны | Меньше↓ | больше↑ | P ↑ ↓ S | P ↑↑ F |
№2 | равны | Больше ↑ | Меньше↓ | P ↓ ↑ S | P ↓↓ F |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Оформляют опорный конспект P = F\S P – давление [ P] – Па (Паскаль) S – площадь [ S] – м2 F – сила [ F] – Н 1 Па = 1Н\ 1 м2 |
Осмысливают связь между физическими величинами (анализируют таблицы № 1 и № 2) | Вывод: P и S находятся в обратной
пропорциональности, значит чем больше P, тем F
меньше S и наоборот P ↑ ↓ S P и F находятся в прямой пропорциональности, значит, чем больше P, тем больше F, чем меньше P, тем меньше А P ↑↑ F P ↓↓ F |
3) Алгоритм решения задач (расчётных)
Гусеничный трактор ДТ – 75 М весом 66100Н имеет опорную площадь 1,4 м1. Определить давление трактора на почву.
Дано:
P = ? СИ P = F\S
F = 66100Н P = 66100Н\1,4 м1 = 661000Н\14 м1 = 47214 Па
S = 14000см 1 = 1,4 м1
Ответ: P1 = 47214 Па
6. Решение качественных задач
В каком случае брусок производит наибольшее, наименьшее давление на стол
Чем больше площадь, тем меньше давление, самая
большая площадь опоры у бруска № 1, значит у него
самое маленькое давление.
Самая маленькая опора у бруска № 2, значит у него
самое большое давление.
7. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа проводится на разных уровнях сложности
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Пользуясь карточкой, выполни задание Сила м\с Давление м1 Скорость Н Площадь Па Дано: P = ? F = 100H S = 20 м1 |
Брусок массой 200 грамм. Измерь длину Измерь ширину Найди P бруска на стол. |
1) Аист стоит на двух ногах, а затем
поджал одну ногу. Увеличится или уменьшится
давление на почву и во сколько раз? 2) Изменилась ли глубина следа, когда он встал на одну ногу? 3) Одинаково или разное давление оказывает аист на болотную , на твёрдую почву? 4) Можно ли определить давление кубика на форму в случае 1 и случае 2 |
Анализ урока и рефлексия, подача домашнего задания организованы по принципу уровневой дифференциации
8. Рефлексия
1 группа |
2 группа |
3 группа |
читают по опорному конспекту | Почему острым ножом легче резать хлеб? | Верна ли удмурдская поговорка: «На одной лыже не катаются» |
9. Анализ работы на уроке
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Оценивая, похвалить, поддержать | Комментированная оценка | Комментированная оценка |
10. Домашнее задание
1 группа |
2 группа |
3 группа |
1. Параграф 37 читать 2. Повторить, выучить по опорному конспекту 3. Параграф 18 учебника ОБЖ – правила спасения провалившегося в прорубь |
Карточка. Домашний практикум: используя домашние табуреты определить давление табурета на пол ножками, и давление на пол сидением |
Карточка. Выполнение задания: Гружёная машина застряла под мостом, так как превысила немного разрешённую высоту. 1. Предложите гипотезу разрешения ситуации 2. Заполните таблицу – способы уменьшения давления – способы увеличения давления – примеры применения в технике |