Цели урока:
- обогащать читательский опыт и формировать умение работать с текстом;
- развивать интерес к читательской деятельности, умение анализировать текст;
- учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении, о поступках героев;
- формировать умение работать с текстом и обогащать читательский опыт;
- воспитание патриотических чувств.
Оборудование: на доске портрет писателя, на каждой парте книга В.Катаева.
“Сын полка” \ М.Детская литература 1980 г; книги о Великой Отечественной войне; Учебник “Литературное чтение” Л.А.Ефросинина, 4 класс, 2 часть \ М., 2004 г.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
– Как называется произведение, прочитанное дома?
– Кто автор этого произведения?
– Дома вам предлагалось подумать над вопросом: Почему так называется повесть? (ответы детей)
2. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня наш разговор мы продолжим о книге Валентина Катаева “Сын полка”.
– Расскажите, интересно ли вам было читать эту повесть? Объясните, почему. (Ответы детей.)
3. Работа по теме урока. Беседа по произведению с использованием выборочного чтения (анализ произведения)
– Как был найден Ваня? (чтение этих строк)
“– Тише, свои, – шёпотом сказал Егоров....”
– Каким же образом маленький мальчик мог узнать, что перед ним свои шлемы, свои автоматы, свои плащ палатки?
– Откуда у него опыт наблюдения?
– Почему “ впервые за 3 года Ваня находился среди людей, которых не надо было опасаться”?
– Чем славились в части его спасители?
(“Славились боевыми делами...”; “добывали такие сведения, что в штабе дивизии руками разводили ”; “ Воевали они геройски, да ещё ... как всё было аккуратно, разумно разложено и развешано в их палатке..”)
– Когда Ваня Солнцев стал сыном полка? (выбери правильный ответ)
– Сразу стал тем, кем очень хотел стать — сыном полка.
– Когда Енакиев посылал в тыл мальчика.
– Он постепенно становился сыном полка (“. .. становился родным, близким разведчикам..”).
– Почему так происходило?
(В мальчике есть много качеств, которые особенно близки людям этой опасной профессии: ведь им нужно не только мужество, но и ловкость, сообразительность, точность решений, выдержка, изобретательность)
– Сколько раз сбегал Ваня от разведчиков? (из 6 главы)
– Какие качества проявил он при своих молниеносных побегах?
(быстрота решения, быстрая ориентация, выдумки, фантазии) (выборочное чтение: о первом побеге;
О втором побеге; чтение диалога по ролям)
– Когда у Биденко возникла мысль привязать к себе мальчика?
– Кто ему подсказал эту мысль?
– как вы думаете, была ли у Вани мысль о том, что Биденко его привязал, или он это сказал случайно, наугад?
– Кто оказался победителем в этом “поединке”?
– Можно ли бегство мальчика назвать опрометчивым поступком?
(Мальчуган был смышлён, но не опытен, он не сообразил, что не сможет найти своих разведчиков)
– Прочитайте описание “роскошного мальчика”, как назвал его автор.
– Прочитайте отрывок “два мальчика в пекле войны” по ролям
– Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке?
(Психологический поединок кончился победой Вани: “наконец, военный мальчик не выдержал..”)
– Почему он не выдержал?
– И что получилось в результате этой временной победы Вани?
– Почему беседа завершилась искренним и даже жалобным признанием Вани? (чтение отрывка учителем)
– Как вы понимаете, что Ваня “не показался” своим разведчикам?
(Не понравился, не вызвал симпатии, не приглянулся, был безразличен, не имел той привлекательности, которая была у ефрейтора Вознесенского.)
– Найдите самые важные в этом раздумье слова –
(…Стало быть, я им не показался; – с горечью подумал он. Но тотчас всем своим сердцем почувствовал, что это не правда...”)
– А сейчас прочитаете 9 главу самостоятельно и выполните задание:
– Проследите за изменениями в поведении Вани во время его разговора с капитаном (в речи мальчика соединяются целенаправленность, деловитость, не детская наивность и чистосердечие)
– Чем же тронул капитана Енакиева мальчик?
– Почему нас, читателей трогает поведение капитана и почему он вызывает горячее сочувствие у нас?
(Решительностью, чувством справедливости, внимания к чужому суждению и мнению, независимостью поступков, может быть даже нарушением требований, принятых в армии положении. Это живой, весёлый человек, который от души может смеяться, узнав, как “посрамлены” его знаменитые “профессора”-разведчики. Он очень переживает о своей погибшей семье и о погибшем маленьком сыне)
– Итак, Ваня встретился с хорошим человеком, и в его жизни должна произойти счастливая перемена.
– Понял ли Ваня, что в его жизни происходит такая перемена?
(“..Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время..”)
– Расскажите, как служил сын полка с опорой на иллюстрации?
План ответа:
- В разведке
- На допросе
- Ваня спасён.
- Ваня связной.
- Последний бой капитана Енакиева.
– Как закончилась война для Вани?
– Как Ваня попал в суворовское училище?
(После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище — так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров. Были также созданы и нахимовские училища — для детей, погибших моряков.)
– Почему самым дорогим подарком для Вани стали погоны Енакиева?
– Почему именно Ване отдал их полковник?
– Что имел в виду полковник, когда говорил: “... Ты был хорошим сыном у своего родного отца с матерью. Ты был достойным сыном у капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным..”?
– Какие события из жизни Вани подтверждают эти слова?
– Как вы понимаете, что значит быть достойным сыном капитана Енакиева?
4. Итог урока
– Чем привлекает вас как читателей Ваня Солнцев?
– Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?
– Как вы думаете, каким человеком вырастет Ваня Солнцев в будущем?
– Какого сказочного героя напоминает Ваня?
– Можно ли назвать повесть “Сын полка” сказкой?
На следующем уроке мы закончим работу над этим произведением и создадим книжку раскладушку из рисунков по повести.
5. Домашнее задание по выбору:
Подготовить пересказ одной из центральных сцен:
- Ваня у разведчиков.
- Ваня Солнцев в разведке.
- Ваня у артиллеристов.
- Расскажи самый смешной (или самый печальный) эпизод из повести “сын полка”.
ИЛИ
Написать небольшое сочинение по теме:
- История из жизни Вани Солнцева.
- Как Ваня стал настоящим сыном полка?
- Каким ты представляешь себе будущее Вани Солнцева?
Литература:
- Катаев В.П. “Сын полка”\ М. Детская литература, 1980 г.
- Учебник “Литературное чтение”, Л.А.Ефросинина, 4 класс, 2 часть\М., 2004 г.