Урок окружающего мира по теме "Как животные весну встречают"

Разделы: Начальная школа


Планируемые образовательные результаты

Предметные Метапредметные Личностные
формировать представление детей о разнообразии животного  мира, расширить знания детей о зверях и насекомых; закрепить знания о птицах,  зимующих в наших краях и перелётных, познакомить с красной книгой Ульяновской области; Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы.
Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес к предмету.
формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях и насекомых; закрепить знания о птицах,  зимующих в наших краях и перелётных;
Решаемые учебные проблемы  
Основные понятия, изучаемые на уроке Потепление, проталины, гипотеза.
Вид используемых на уроке средств ИКТ  мультимедийное оборудование, презентация
Образовательные интернет-ресурсы  

СТРУКТУРА УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Основные задачи учителя: организация детей для работы на уроке.

Регулятивные УУД: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Деятельность учителя

Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладони долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться.

Деятельность учащихся

Взаимодействие  учителя и детей

2. Актуализация знаний (6 мин.)

Задачи: закреплять знания об изменениях в живой и неживой природе с приходом весны .
Отрабатываю такие УУД:
Регулятивные УУД
:  создание ситуации успеха, доверия.
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
Познавательные: Выполнять  логические операции сравнение, анализ
Личностные: высказывать свое мнение, слущать других ребят

Деятельность учителя

– Ребята, пришла телеграмма от Маши и Миши: «Дорогие ребята! Приглашаем вас на экскурсию в природу. Здесь так много интересного. Садимся в вертолет и отправляемся в полет. (В это время звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Март»)
– Что мы видим с вертолета?
– Что видят Маша и Миша?
– Изменилась ли жизнь животных с приходом  весны?
Работа с картинами.
– Рассмотрите внимательно 2 рисунка. (стр. 46-47) Они одинаковы? (Нет.)
– А в чем разница? (На одном рисунке изображена зима, а на другом – весна)
– Как изменилась неживая природа с приходом весны? (Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. Стало теплее. Тает снег и лёд.)
– А что изменилось в живой природе с приходом весны? (На ветвях нет снега, изменился цвет коры, Животные поменяли окраску шерсти, птицы возвращаются с юга)

Деятельность учащихся

–  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

 

 

 

Работа по картинке учебника

3. Выявление места и причины затруднения (5-7 мин.)
Задача:мотивировать учащихся на изучение темы.
Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с постановленной задачей,
Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы,  умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество.
– Молодцы, ребята! А теперь подумайте о ком будет идти речь сегодня на уроке?
– Кто назовет тему урока? («Как животные весну встречают»)
– Как вы думаете что нам сегодня предстоит выяснить? (Как животные весну встречают).
– Выскажите свои предположения  «Как животные весну встречают». (Ответы детей)
Проявляют инициативу, а также осознание возникнувшего затруднения и дефицита знаний.
4. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин.)

Задачи: Организовать построение проекта выхода из затруднения

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательные УУД:
общеучебные: знаково-символические – моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Деятельность учителя
– Что нужно узнать, чтобы найти решение этой проблемы? (Как встречают весну насекомые, птицы, медведи…)
– Вы уже много знаете по проблеме, а вам хотелось бы ещё больше знать?
– А где и как мы будем добывать знания? (Будем работать с книгой, слушать учителя, высказывать свои мнения, работать в парах и группах)
– Молодцы, но мы сегодня с вами не только узнаем как животные весну встречают, но и составим цепочку связей (взаимоотношений) живой и неживой природы.

Физминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся,  подтянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка  кружится, вьется.

Деятельность учащихся

1) Учащиеся ставят цель, что нужно сделать  чтобы решить эту проблему.

2) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. (Будем работать с книгой, слушать учителя, высказывать свои мнения, работать в парах и группах)

5 . "Открытие" нового знании (реализация построенного проекта) (15-18 мин.)

Основные задачи учителя: познакомить и расширить знания детей о жизни животных весной, показать связи живой и неживой природы, прививать любовь к природе, животным, познакомить с Красной книгой Ульяновской области.

УУД:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи , выполнение логических операций, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, формулировать своё мнение, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием( что я знаю и умею)

Деятельность учителя

– Ребята, вспомним всё, что мы сказали об изменениях в неживой природе с приходом весны? – – Что мы наблюдаем? (Стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды)
– Итак, первый признак весны – какой? (Потепление.)

Потепление

– Что же происходит со снегом? (Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины)
– Дайте определение слову ПРОТАЛИНА.
– Посмотрите что означает слово проталины в толковом словаре Ожегова.

Потепление – проталины

– Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе? (Оживают деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные). Долговременная память
– Все так думают? Может у кого-то есть другое мнение? Давайте проверим наши предположения.

Работа с учебником.

На стр. 50, рассмотрим центральный рисунок сверху,  с высоты нашего вертолета.
– Что мы можем увидеть с вертолета? (Лес, деревья, пашни)
– Какой цвет преобладает? (Зеленый, яркий, цвет весны)
– А что видят Маша и Миша? (перечисляем)
– Наши предположения подтвердились?
– А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? Выслушиваются мнения детей.
– Мнение разные, а я Вам раскрою секрет – первыми появляются насекомые.

Потепление – проталины – насекомые

– Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? (Бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв)
Где они зимовали и что они сейчас делают? (Бабочки зимовали в стволах деревьев, пнях; божьи коровки в листве …)
– А как вы думаете бабочки улетают на зиму в тёплые края? (Предположения)
Работа с хрестоматией  страница 53
– Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.
Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь.
Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт.
Такие перелёты совершает бабочка репейница
Вывод: как насекомые встречают весну?
– Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, – проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые – жди новых гостей. А кого надо ждать?
– Почему? (Птицы питаются насекомыми).
Потепление – проталины – насекомые – птицы
– Какую птицу называют предвестником весны?
– А как вы думаете, все птицы прилетают сразу? (Нет) (Да) – разные мнения
– Чем можно объяснить, что не все птицы прилетают в одно время?
– Конечно, открывают весну грачи.(Фото грача)Прилетают они ещё в марте, при снеге. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах, а также истребляют на полях и лугах полёвок. Грач – птица всеядная. Он с большим аппетитом ест и животную, и растительную пищу.
Вслед за грачами прилетают скворцы. Они отыскивают семена сорных трав и пробудившихся от зимнего сна насекомых.
Вслед за скворцами прилетают жаворонки. Они бегают по проталинам, ищут прошлогодние семена трав. А когда появляются насекомые, то прилетают насекомоядные птицы – стрижи, кукушки, ласточки,иволги Позднее когда растают водоёмы прилетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди, чайки, пеликаны.
– Какие птицы прилетают в наши края? (Грач, скворец, кукушка, ласточка, лебедь, пеликан, чайка, утка, гусь)

Работа в группах

1,3 группа: – А что станет если птицы исчезнут?
2,4 группа: – А что будет если птицы перестанут петь?

Вывод: Как мы должны относиться к птицам? (Ответы детей)

– Ребята, давайте познакомимся  с  животными Ульяновской области которые занесены в Красную книгу. (Презентация)

Деятельность учащихся

Обсуждают в группах варианты ответов. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

6. Первичное закрепление учебного материала (8-10 мин.)

Задачи:

  • применение новых знаний в разных учебных ситуациях.
  • организовать усвоение детьми  новых знаний с их проговариванием во внешней речи

УУД:

Познавательные: использовать знаково-символические средства(модели) для решения учебных задач.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, способность к самооценке.
Регулятивные: управлять своей деятельностью, контроль, , инициативность, самостоятельность.
Коммуникативные: умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Деятельность учителя

Работа по книге стр. 51 (в парах) договоритесь кто будет читать вопрос, а кто отвечать.
Вторичное закрепление
Все птицы разные и гнёзда у них разные. – Откройте тетради на стр.34, задание 24.
– Найдите парные картинки (рисунки с изображением птиц и их гнёзд) и обведите их одинаковым цветом.
– Посмотрите на доску и сверьте свои ответы.
– Почему для кукушки гнездо не нарисовано? (Эта птица гнёзд не вьёт)

Деятельность учащихся

Работа  в парах по книге с. 51, по тетради с. 34 задание 24

7. Рефлексия (итог урока)

Основные задачи учителя:

  • Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
  • Учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности.

УУД:

Коммуникативные: умение выражать свои мысли,
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Деятельность учителя

– Что узнали нового сегодня на уроке?
– Кто на уроке работал как Маша самостоятельно без помощи учителя, ребят подарите шарик Маше. Кто работал как Миша, при помощи детей и учителя подарите шарик Мише (на доске картинки героев учебников Маши и Миши)

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.