Пояснительная записка
Для дальнейшего развития России, построения стабильного правового государства и гражданского общества огромное значение имеет смена образовательно-воспитательной парадигмы, усиление морально-этической составляющей образования школьников.
Справедливо предупреждал академик Д.С.Лихачев: “Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука” (Правда, 1989, 31 мая). Вне нравственности не может быть полноценным и воспитание. В научно-образовательном процессе человек должен приобретать нравственные убеждения, духовность, гуманистические ценности.
В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности сказано, что школа должна выполнять задачу по формированию ценностно – смыслового ядра и основу гражданского самосознания.
В соответствии с концепцией определяется и современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание.
На современном этапе гуманность рассматривается как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.
В современном обществе, мы наблюдаем потерю нравственных идеалов и принципов, и разложение общества.
По данным опроса школьников “ Мои ценности в жизни”, стало ясно, что нравственные отношения и понятия у детей находятся далеко не на первом месте, вначале идут материальные блага, и личные потребности. Всему этому существует множество объяснений: мы, знаем что родители и дети все меньше и меньше проводят времени друг с другом, дома не беседуют, а в основном смотрят телевизор или компьютер. Растет количество детей, которые растут без “ присмотра” взрослого. Даже маленькие дети теперь уже не такие “ вежливы” и “ невинные”, как раньше, для многих грубое поведение часто повторяет увиденное на экране, взаимодействие с окружающими становится все сложнее – не умеют слушать других, обмениваются лишь поверхностными замечаниями и репликами.
Эти проблемы мы видим и в нашей школе: снижение нравственных ценностей, отсутствие умений радоваться удаче другого, элементарное неумение учеников общаться как друг с
другом, так и с окружающими людьми, все это и привело нашу школу, которая со времени своего основания приоритетным направлением воспитания выбирало культурно –нравственное, эстетическое воспитание.
Все острее ощущается пробел, перед которым не раз останавливалась в бессилии наука, когда всех внешних проявлений цивилизации оказывалось недостаточно, чтобы создать настоящую гармоничную культуру и заставить людей подойти ближе к своей конечной цели - стать человечнее. Названная проблема (гуманного взаимоотношения с миром и самим собой, умение сочувствовать, сорадоваться) является первостепенной для современной педагогики, для теории и практики обучения и воспитания, в том числе и для нашей школы.
Понимая важность имеющейся проблемы, коллектив учителей начальной школы МОУ ВСОШ под руководством ГОУ ДПО НИРО включился в работу по эксперименту: “Содержательные и организационно-методические основы вариативных гуманно-личностных моделей образования детей 6-11 лет” .
На основании приказа от 27.08.2009 № 95 ГОУ ДПО НИРО была открыта экспериментальная площадка по данной теме. В школе создана творческая группа, которая в своей деятельности руководствуется планом работы, утвержденным директором школы и руководителем лаборатории НИРО. Возникла потребность в написании программы психолого – педагогического сопровождения участников эксперимента, целью которого, является обучение и воспитание детей в условиях гуманизации образования. Основой сопровождения являются такие ценности образования, как гуманное отношение к каждому ребенку, самоценность каждого, индивидуализация образования.
Что значит “сопровождать”? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической практики. Аспекты психолого – педагогического сопровождения рассматриваются в “ Методических рекомендациях по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебно – воспитательном процессе”. В соответствии с этим документом объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, а целью психолого- педагогического сопровождения – обеспечение условий для нормального развития ребенка.
В первую очередь мы выделяем , следующие психолого- педагогические условия:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств общения;
- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
- сбалансированность видов деятельности , форм работы, форм сотрудничества, видов активности.
Данная программа сопровождения рассчитана на 2 года. В ней принимают участие дети, педагоги, родители.
Почему, именно в начальной школе, мы начали этот эксперимент, потому что, период начальной школы, а тем более период адаптации является наиболее восприимчив к влиянию внешней среды.
В этот период появляются не только новые условия жизни и деятельности ребенка – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью (для детей в возрасте 6-7 лет, эта нагрузка является наиболее утомительной). Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому важно создать условия , в которых ребенок приспособится к новым обстоятельствам без серьезных внутренних потерь.
Педагоги также нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы и быстро узнать детей, чтобы успешно организовать обучение и общение, переключиться с психологических особенностей выпускников начальной школы 11-12-летнего возраста на возможности детей 6-7 лет.
Родители в этот период повышают требования к успеваемости, увеличивают нагрузку домашних обязанностей, повышая не только школьную и личностную тревожность, но и провоцируют конфликтные ситуации. Все это навело на мысль о создании программы психолого – педагогического сопровождения в условиях эксперимента.
“Детство подобно расплавленному металлу, который, будучи влит в форму, получает от неё свои очертания. Но лишь детство пройдёт человеческий материал делается твёрдым, и его нельзя уже после плавить, а можно только слегка подскоблить” - эти слова Ж. Рамбоссона помогают лучше понять всю важность периода детства в жизни человека, почувствовать груз ответственности, который лежит на плечах взрослых. Детство – это время формирования личности ребёнка, время включения в активную деятельность, пора развития и социализации.
То, есть в младшем школьном возрасте, когда дети еще верят в красоту мира, доброту, сказку, когда педагог (значимый для него) является авторитетом, можно влиять на сознание ребенка и воспитывать в нем доброту отношений к миру, умение сочувствовать, принимать людей, формировать все нравственные категории и понятия.
Концептуальные основы
Гуманистическая психология – одно из направлений в современной психологии. Гуманистическая психология предлагает комплексный подход к изучению человека.
Ее основателями считаются Виктор Франкл, Карл Роджерс , Эрих Фромм Абрахам Маслоу . Центральным звеном личности, по К. Роджерсу, является самооценка, представление человека о себе, “Я-концепция”, что порождается во взаимодействии с другими людьми. Благодаря К.Роджерсу явления самосознания и самооценки, их функции в поведении и развитии субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований.
А. Маслоу (1907-1970) главной характеристикой личности считал стремление к самоактуализации, самовыражение, раскрытие потенций к творчеству и любовь, в основе которых лежит гуманистическая потребность приносить людям добро. По А. Маслоу, ядро личности образовывают гуманистические потребности в добре, нравственности, доброжелательности, с которыми рождается человек и которые он может реализовать в определенных условиях.
Отечественный психолог Л.С. Выготский, считает,
что источник развития находится вне ребенка, -
среда выступает в отношении развития высших
психических функций в качестве источника
развития. По Л.С. Выготскому, психическое
развитие ребенка происходит путем присвоения
исторически выработанных форм и способов
деятельности.
Развитие ребенка подчиняется действию
общественно-исторических законов. От уровня
развития общества зависит содержание развития
ребенка и продолжительность детства.
С Выготским Л.С нельзя не согласится, от того какое воспитание будет вокруг ребенка, зависит, будет ли он добрым или злым, будет ли уметь сочувствовать или ненавидеть других.
Выдающийся отечественный психолог О. М. Леонтьев (1903—1979) определял личность как целостное образование, которое является относительно поздним продуктом общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Она выступает как результат интеграции процессов, которые осуществляют жизненные отношения субъекта к объективной действительности. Эти отношения характеризуются сходством своего построения и предусматривают сознательное их регулирование, то является наличие сознания, а на определенных этапах — и самосознании субъекта.
Психологическая система и практика В.А. Сухомлинского в 50-60-х годах, продолжая российскую культурно-педагогическую традицию, строится на доверии к детям, отказе от принуждения и наказаний, сотрудничестве детей и взрослых, творческом труде и нравственной свободе, предоставлении возможности выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятии ответственности за свой выбор .
Почву для современной российской гуманистической психологии готовит целый ряд выдающихся отечественных ученых.
Среди них - С.Л. Рубинштейн, в незаконченной книге которого "Человек и мир", поднимаются проблемы бытия человека, его жизненного мира, соотношения этики и онтологии, смысла жизни и других экзистенциальных вопросов.
В сути своей антропологический подход реализует известную со времен Л.А.Коменского концепцию природосообразности воспитания, которая была блестяще развита с использованием достижений научного человековедения XIX в. К.Д.Ушинским в его педагогической антропологии. В XX в. в антропологическую интерпретацию воспитания большой вклад внесли философы-экзистенциалисты, в частности О.Больнов.
Личностно-гуманистические подходы в образовании реализуются в педагогических экспериментах Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Караковского, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинина и В.Ф. Шаталова.
Анализируя различные направления и школы, мы видим что в каждом из них взгляд на ребенка , его воспитание выглядит по разному. В своей работе мы разделяем взгляды Л.С. Выготского - на то, что психическая функция появляется на сцене дважды - сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. А также в работе с детьми необходимо учитывать их зону ближайшего и актуального развития, и только тогда ребенок будет развиваться.
Также в своей работе , мы опираемся на взгляды Сухомлинского В.А, который строит свои отношения с ребенком на доверии, уважении, и сотрудничестве, отсутствия принуждения и наказания.
Любовь к ребёнку, к человеку – вот основа гуманистической психологии. Гуманистическое воспитание детей с опорой на общечеловеческие ценности является одной из приоритетных задач нашего общества.
Под ценностями понимаются “специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное и др.), заключенные в явлениях общественной жизни и природой.
Личностно-ориентированный подход к детям осуществляется на осознании целостности природы ребенка и на понимании того, что в природе любого ребенка заложены “природные движущие силы”, которые управляют его устремлениями и действиями.
Начальный период обучения в школе, является таким периодом в жизни ребенка, когда на ряду со сменой ведущей деятельности у ребенка формируются новые отношения.
В период адаптации, главным значимым человеком в школе, является учитель, педагог, который может влиять на ребенка, формировать у него определенные понятия и представления.
Наиболее привлекательным в этой связи выступает период младшего школьного возраста, когда закладываются основы формирования ценностного ядра личности, как концентрированного выражения смыслов человеческого бытия. Именно в этот период наиболее стремительно происходит развитие сущностных сил ребенка, делающих его самостоятельным человеком. Процессы самостоятельного освоения окружающей действительности особо обогащаются при встрече ребенка с явлениями, имеющими личностно - событийный характер.
Свою работу мы строили с учетом следующих принципов:
- принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;
- принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;
- принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
Цели и задачи:
Цель: Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях гуманизации образовательного процесса.
Задачи:
1.Организация процесса обучения воспитания и развития детей на первой ступени обучения с учетом возрастных и психологических особенностей.
2. Организация работы по снижению общей школьной тревожности, напряженности; неуверенности в своих интеллектуальных способностях, снятию стресса от общения со сверстниками, и эмоциональной зависимости от взрослого.
3. Переориентация педагогов с учебно – дисциплинарной модели на личностную модель взаимодействия с детьми.
4. Работа с родителями по формированию объективного взгляда на школу, педагогов и детей.
Содержание деятельности
Основные направления деятельности.
Психодиагностическая работа.:
Работа с детьми:
Оценка уровня сформированности школьной деятельности с помощью ориентировочного теста школьной зрелости.
Оценка уровня устойчивости внимания школьников младшего звена.
Диагностика произвольности поведения.
Социометрия
Работа с родителями:
Изучение стиля семейного воспитания
Анкетирование для родителей
Анкетирование
Работа с педагогами:
Изучение стилей педагогического общения
Исследование профессиональной направленности личности педагога.
Изучение стремления к эмпатии.
Анализ мотивации деятельности педагогов.
Оценка уровня общительности педагога.
Коррекционно -Развивающая работа.
Работа с детьми:
Психологические занятия с учащимися 1 классов по теме:
“Мы – первоклассники”, “ Азбука для первоклассников”
Психологические занятия с учащимися 2 классов по теме: “ Азбука для второклассников”
(групповые занятия)
Индивидуальные коррекционные занятия с учащимися по запросу педагогов, родителей, результатам психодиагностики.
Работа с педагогами:
Групповая и индивидуальная просветительская работа и консультирование
Занятия родителей в “ Школе будущего первоклассника”
Индивидуальная работа с родителями.
Психопрофилактическая и консультативно-просветительская деятельность
Работа с детьми
Индивидуальные беседы, игры, занятия.
Групповые развивающие занятия.
Работа с педагогами
Групповая и индивидуальная просветительская работа и консультирования пед. коллектива (участие в педсоветах, совещаниях, инд. консультации и др.)
Проведение семинаров на тему “ Психологизация урока”
Оформление тематических газет.
Работа с родителями
Оформление стендов на темы: “ Первый раз – в первый класс”, “ как справиться с застенчивостью”
Выступление на родительских собраниях.
Индивидуальные консультации родителей.
Программа рассчитана на 2 года.
Формы работы:
групповая – занятия с классом 1 раз в 2 недели, индивидуальная – работа с детьми, требующими особого внимания, консультации с родителями – индивидуальные, групповые; с педагогами – консультации, беседы, семинары
Кадры
В Психолого-педагогическом сопровождении взаимосвязаны следующие участники: дети, педагоги, родители.
Механизм реализации программы
1 этап ( подготовительный) -( апрель, май -2009) - изучение состояния образовательного процесса в развитии духовно –нравственного отношения к миру, определения готовности педагогов к новому стилю общения, готовности родителей принимать детей такими какие они есть. | |||
Диагностическое направление На первом этапе определяем условия для организации процесса воспитания и обучения: готовность родителей, педагогов, администрации школы. Определение материально – технической базы школы, и методического оснащения. Анализируем состояние духовно – нравственного воспитания в нашей школе: через опросы школьников, педагогов, родителей. |
|||
Педагоги | Дети | Родители | |
1. Определение готовности педагогов для работы в новых условиях. (май) | Анкетирование: “Что важно в моей жизни” (апрель) |
1. Изучение стиля семейного воспитания (апрель) |
|
2.Изучение стилей
педагогического общения (май) |
Опрос: “Какие ценности для меня главнее” (май) | 2. Анкета “Взаимодействие с ребенком” (диагностика микроклимата в семье глазами родителя) (май) |
|
3. Исследование профессиональной направленности личности педагога (август) | 3. Тест “Стратегия семейного
воспитания” (сентябрь) |
||
4. Оценка уровня общительности
педагога. (сентябрь) |
|||
2 этап (основной) – ( 2009-2011) формирование духовно-нравственных понятий и отношений к окружающему через серию развивающих психологических занятий, бесед, индивидуальной работы 2009- 2010 год | |||
Диагностическое направление | |||
педагоги | дети | Родители | |
1.Оценка уровня общительности педагога. (октябрь) |
1.Оценка уровня сформированности
школьной деятельности с помощью
ориентировочного теста школьной зрелости.
(сентябрь) Рисунок “ Моя школа”. |
Анкета “ Семейные отношения” ноябрь | |
2.Изучение напряженности
функционального состояния (заполняется учителем и родителями) |
2.Анкета “Взаимодействие с ребенком” (диагностика микроклимата в семье глазами родителя) (январь) |
||
3.“Цветопись” (модифицированный вариант цветового теста Люшера). | 3.Тест “Взаимопонимание с детьми” | ||
4.“Цветик-семицветик” (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина) | 4. Эмоциональное благополучие ребенка. (начало и конец года) | ||
5 “Если бы я был волшебником”.; | |||
6.“Пиктограммы”(Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина) | |||
7.“Анкетирование учащихся”. | |||
8.Методики изучении самооценки
личностных качеств “Тест “Лесенка”. “Круги предпочтения” |
|||
9.Социометрия | |||
Коррекционно-развивающая работа | |||
Семинар “Особенности возраста детей” октябрь |
Серия развивающих
психологических занятий “Мы – первоклассники”, “Азбука первоклассников” |
Индивидуальная работа с родителями (в течение года) |
|
“Изучая наследие” - педагогические
теории декабрь |
|||
Семинар Психологизация урока” апрель |
|||
Психопрофилактическая и консультативно - просветительская работа | |||
Выступление на семинарах и педсоветах
по темам: “Возрастные особенности детей” “Учимся общаться с ребенком ...Так!!!” (в течение года) |
Индивидуальная работа с детьми по запросу педагогов, родителей и по результатам диагностик. | Оформление стендов на темы: “Первый раз – в первый класс” - сентябрь “Как справиться с застенчивостью”- ноябрь |
|
Игры на повышение уровня взаимопонимания. ( в течении года) | Выступление на родительских собраниях.- в течение года | ||
Индивидуальные консультации родителей. | |||
О детской дружбе (совместно с учащимися). | |||
2010-2011 год | |||
Диагностическое направление | |||
1. Изучение способности к эмпатии. ( ноябрь) | 1. Рисунок “ Моя семья” - сентябрь | 1. Изучение типа воспитания в семье | |
2. Оценка уровня общительности учителя.- январь | 2. Рисунок “ Моя школа”. - октябрь | 2. Опрос “ Как влияет духовно-нравственное воспитание на ребенка” | |
3. Анкетирование “Влияние курса на взаимоотношения детей” | 3. Изучение напряженности
функционального состояния ( заполняется учителем и родителями)- ноябрь, апрель |
3. Анкетирование родителей: “ Здоровье вашего ребенка” | |
4.“Цветопись” (модифицированный вариант цветового теста Люшера). ноябрь | |||
5.“Цветик-семицветик” (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина) ноябрь, апрель | |||
6. Методика “Выделение существенных признаков”.октябрь, май | |||
7 “Если бы я был волшебником”.; сентябрь, апрель | |||
8.“Пиктограммы”(Н.В.Клюева,Ю.В.Касаткина) декабрь, март | |||
9.“Анкетирование учащихся”. Декабрь, апрель | |||
9.Методики изучении самооценки
личностных качеств “Тест “Лесенка”. - сентябрь “Круги предпочтения” - апрель |
|||
10.Социометрия. октябрь, май | |||
11. Изучение мотивации учения. (Ноябрь) | |||
Коррекционно-развивающая работа | |||
Серия развивающих занятий “Азбука для второклашек” | |||
Индивидуальная работа по запросу родителей, педагогов. | |||
Психопрофилактическая и консультативно-просветительска работа | |||
Выступление на семинарах и педсоветах
по темам: “Возрастные особенности детей” (сентябрь) |
Индивидуальная работа с детьми по запросу педагогов, родителей, и по результатам диагностических мероприятий. | Выступление на родительских собраниях по темам: “Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению” | |
Малый семинар “ Учимся работать в группах” (декабрь) |
Учимся сотрудничать Игры на развитие групповой сплоченности. (В течение года) |
“Секреты счастливого дома” | |
Способы взаимодействия учителя и
ученика. (Март) |
Индивидуальные консультации с родителями | ||
Индивидуальные консультации по запросу педагогов. | Роль семейных традиций в воспитании школьника. (Апрель) | ||
Что значит: любить своего ребёнка (диспут). | |||
Работа по самообразованию | |||
Изучение педагогических теорий и наследия: Коменский, Сухомлинский | |||
Формирование банка методических материалов по духовно – нравственному воспитанию | |||
3 этап - анализ психолого-педагогического сопровождения эксперимента (май – сентябрь 2011). |
Ожидаемые результаты:
В ходе экспериментальной деятельности по психолого – педаогическому сопровождению:
- у детей будет снижена напряженность и тревожность в отношении учебного процесса,
- повысится уверенность в своих интеллектуальных возможностях, снизится эмоциональная зависимость от взрослых,
- сформируются нравственные категории и понятия,
- сформируются учащиеся приобретут коммуникативные навыки и умения , которые помогут найти “общий язык” с окружающим миром,
- утвердятся доброжелательные взаимоотношения на основе сочувствия, сопереживания, сорадования.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Амонашвили Ш.А, В школу - с шести лет.- М.: Педагогика, 1986 год
2. Амонашвили Ш.А Здравствуйте , дети!- пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988 г.
3. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М.: Просвещение, 1988 г.
4.Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей.- М: Издательство “ Ось-89”, 2003 г.
5. Аржакеева Т.А. Психологическая азбука. – Газета “Школьный психолог” -2003 г.
6. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М:- Знание -1998 г
7. Выготский А.С.: Антология гуманной педагогики. – М: - Просвещение.- 1996.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М., 1985.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М.: - Образование. – 2000 г
10. Гуманное взаимодействие взрослых и детей на предшкольной ступени образования. – Методическое пособие. –Под ред. Сорокиной Т.М., Яшиной Н.Ю.- НИРО, 2009.
11. Коломенский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – Книга для учителя.- Я.Л. Коломенский, Е.А.Панько.- Просвещение, 1988.
12. Немов Р.С. Психология : учебник для студентов пед. учеб. заведений. В 3 томах. М: - Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
14. Сухомлинский В.А. [Сборник трудов]. - М.: Издательский дом Амонашвили, 1997.
15. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. – Издательский дом Амонашвили.
16. Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя ДОУ. – В.А. Петровский, А.М. Виноградова.- М: - Просвещение, 1993.
17. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М: - Просвещение, 1968.
18. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика. - №2,1993.
19. Хухлаева О.В. Тропинка к своему “ Я”. – М: - генезис, 2004.
20. Газета “Школьный психолог”, год 2004, 2007, 2008.