Музыкальное занятие в ДОУ для подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, родному краю, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Одна из актуальных и сложнейших задач, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям, является воспитание чувства патриотизма и гражданственности. Любовь дошкольника к Отчизне начинается с отношения с любви к своему дому, улице, на которой он живет, городу, стране. Чтобы дети полюбили свою страну, город, нужно показать их с привлекательной стороны, вызывая у детей чувства восхищения и гордости. Для этого сотрудники сами должны любить свою Родину, хорошо знать все ее особенности (культурные, природные, социальные и т. д.) и доступным языком показать детям взаимосвязь своего города, района, края, в котором они живут, со всей страной.

Актуальность:

В настоящее время человечество переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Новизна:

В занятии объединены такие темы, как город и Родина (Отечество) – место, где родился человек.

Область применения:

Занятие по познавательному, музыкальному, окружающему развитию с использованием регионального компонента “Я и мой город” поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений в формировании у дошкольников гражданственности, патриотизма, любви к Родине, городу, семье.

Предшествующая работа:

  • Рассматривание иллюстраций, наборов открыток, фотографий о городе, изготовление панно “Мой Город”.
  • Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам города, в природу.
  • Чтение художественных произведений.
  • Прослушивание песен: Т.В. Бокач “Что зовём мы Родиной?”, Валентина Рябкова “Песня о Родине”, “Родимый край” (Александр Свешников)
  • Разучивание стихов о нашем городе

Предполагаемый результат:

  • Знание детьми информации о малой родине, её символики.
  • Знание истории происхождения города, его традиций, памятников природы, достопримечательностей.
  • Проявление интереса, заботы к своему городу.

Оборудование: мультимедийная установка, слайдовая презентация “Комсомольск на Амуре – моя малая Родина”, картины и репродукции с изображением российского пейзажа, изображение герба и флага России, зеркало на стойках вращающее.

Дифференцированный подход.

Занятия рассчитаны на детей с разным уровнем развития, дети работают как индивидуально, так и коллективно.

Цель: Усвоение опыта общественной жизни, активное познание дошкольником социальной действительности.

Задачи:

  • Расширить представление детей о Родине малой и большой.
  • Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Комсомольска на Амуре.
  • Развивать память, сообразительность, находчивость.
  • Развивать познавательный интерес к изучению своего города.
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордость за родной город.
  • Формировать элементарные умения пользоваться картой.
  • Вызвать желание делиться впечатлениями о своем городе, находить красивые слова и определения для яркой его характеристики.
  • Побуждать детей к проявлению социальной активности.
  • Воспитывать чувство гордости и ответственности за малую Родину.

Звучит фоном музыка о городе Комсомольске на Амуре, музыкальный руководитель с интересом рассматривает рисунки детей на выставке, дети с воспитателем входят в зал, муз. рук. поворачивается и говорит:

- Ребята, я даже не заметила, как вы вошли в зал, так увлеклась просмотру рисунков (фоновую музыку отключаем). Интересно, какая группа так постаралась? (ребята узнают свои рисунки) Всматриваясь в рисунки муз.рук. говорит:

- Так здесь изображен город! (стараясь привлечь внимание детей)

- И кажется, я узнаю улицы…..нашего города! (рассматриваем рисунки вместе с детьми, ответы детей), Муз. рук. старается выделить в каждой работе изюминку.

Воспитатель обращает внимание детей на необычное зеркало на стойках, вращающееся (помощник воспитателя направляет цветной фонарик на зеркало и оно “засветилось” так чтоб дети не видели, откуда исходят огоньки).

- Да ребята, на свете много чудес. И наверно сегодня нас с вами тоже ждут чудеса! (зазвучала таинственная музыка, муз.рук. незаметно для детей поворачивает зеркало обратной стороной и появляется слайд: карта России, где выделен Хабаровский край и гор. Комсомольск на Амуре)

- Ребята, а ведь нам это изображение знакомо, что нам напоминает… (ответы детей) Это карта нашего государства. Кто может показать границы нашей станы России? Желающие обводят границу нашей Родины.

- Обратите внимание, как ярко выделен этот элемент. Так… здесь подписано город Комсомольск-на-Амуре.

Вопрос: - Ребята, а мы с вами в каком городе живем? (ответы детей). Наша Родина, прежде всего, наш край, наш город. Город Комсомольск на Амуре, расположен на левом берегу крупнейшей дальневосточной реки, в 360 км северо-восточнее Хабаровска. Окруженный грядой высоких сопок город, словно замер среди застывших волн разбушевавшегося каменного океана. На западе видны вершины хребта Мяочан и Баджальского хребта. На востоке протянулись сопки - отроги Сихотэ-Алиня. Город протянулся вдоль Амура более чем на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которой в черте города достигает 2,5 км.

Зазвучала таинственная музыка, засветились огоньки, незаметно для детей поворачиваю зеркало, появляются новые слайды, по мере их чередования идет рассказ… высадка первого десанта строителей в мае 1932 года с пароходов "Колумб" и "Коминтерн", и прибытие первых девушек-хетагуровок, начало строительства судостроительного и машиностроительного заводов, авиазавода и завода "Амурсталь", открытие воздушной трассы Хабаровск - Комсомольск... И все это героическое ударное строительство происходит в 1930-е годы...
Но, собственно, Комсомольск-на-Амуре и создавался на Дальнем Востоке с тем, чтобы наполнить жизнью этот пространный, но малонаселенный край, создать здесь еще один крепкий индустриальный центр.

- Ребята, а ведь мы с вами были правы, зеркало необычное, оно нас вами окунуло в историю. Как интересно! А это что такое лежит? Да это же воротики.(появляется слайд и читаю)

- Чтоб в воротики пройти, ты свой адрес назови! Ребята, давайте тогда поиграем: подходя к воротикам, назовите свой домашний адрес и тогда через них ты пройди. Проводим игру.

Зазвучала таинственная музыка, засветились огоньки, незаметно переворачиваю зеркало, появляется следующий слайд.

- Стоит наш город лицом к реке, и отсюда, от набережной, веером, как лучи солнца, расходятся широкие, прямые проспекты и улицы. Композиция Комсомольска, представляет собой (для воспитателя лучевую систему, олицетворяе) "город-солнце".

- Улицы города - как перекресток времен. Здесь можно увидеть современные высотные здания, а рядом - "кусочек Ленинграда", чем очень гордятся комсомольчане. Многие здания города - классические образцы "дворцовой" монументальной архитектуры. Это дома старой ("сталинской"), постройки, с резными карнизами, лепными архитектурными украшениями, хранящие своеобразный аристократизм той эпохи. Несмотря на молодость, Комсомольск внесен в список исторических мест России, это своеобразный памятник градостроительства на Дальнем Востоке.

- Что это ребята, зеркало приготовило еще один сюрприз для нас: “Собери цветок” (дидактическая игра), при этом называя какой у вас город. Работа идет с магнитной доской. Ребенок подходит, берет на выбор любой лепесток. На каждом изображено историческое место города, называет его, говорит прилагательное (молодежный, современный, зеленый, благоустроенный…) и так собирают цветок. Если возникли затруднения, помогает воспитатель.

Заиграла таинственная музыка, незаметно поворачиваю зеркало, появляется новый слайд, и рассказываю: - берег реки… отсюда когда-то начинался город, здесь его исторический исток. Сегодня набережная Амура - любимое место отдыха молодежи. 80 лет назад на этом месте стояла вековая тайга, лишь у самого берега приютилось небольшое село Пермское. В 1860 году его основали выходцы из Пермской губернии. "Не зря трудились пермяки, - росла деревня у реки..." И деревня довольно крепкая, люди здесь жили мастеровые, строили избы с деревянным резным кружевом, коньками на крышах - сегодня такие дома "в пермском стиле" до сих пор можно встретить в районе Мылки.

А между тем будущий город уже приобретал свои очертания. В городском краеведческом музее как дорогая реликвия хранится рисунок местности будущего Комсомольска, который в августе 1932 года сделал первый проектировщик города Н.М. Протопопов-Быльев из Ленинграда.

Физминутка

Мы по улице шагаем (шагают), выше ноги поднимаем
Через лужи не пойдем, лужу, мы перешагнем (делают шаги влево, вправо)
На скамейку мы присели (приседают)
Там конфет кулечек съели, а когда друзей встречали
Вот как славно погуляли (машут руками)
Раз-два, раз-два, подойдите все сюда (шагают).

Заиграла таинственная музыка, зеркало засветилось огоньками, повернула его, появляется новый слайд и рассказываю.

- Сегодня Комсомольск-на-Амуре - крупный промышленный, научный и культурный центр Дальнего Востока, третий по величине город в Дальневосточном Федеральном округе, (центр промышленной агломерации), включающей еще город-спутник Амурск, а также более десяти населенных пунктов городского и сельского типов.

Про город Комсомольск-на-Амуре написано много стихов и песен. Жители любят свой город и считают его лучшим местом на нашей планете Земля.

Рассказывают дети:

Комсомольск-на-Амуре известен
Среди многих других городов,
Он герой кинофильмов и песен
И рассказов, и книг и стихов.

Родились мы в ином поколеньи,
С его славой с пеленок росли
И наш город всегда без сомненья
Стал для нас лучшим местом Земли.
Л. Сусликова

Ребята, какие замечательные слова, а ведь и мы с вами знаем песню про наш любимый город и я сейчас вам предлагаю ее исполнить.

Дети становятся спиной к зеркалу и исполняют песню, при этом помощник воспитателя незаметно убирает зеркало.

Ребята, мы сегодня с вами говорили о прекрасном нашем городе! Почему мы его считаем прекрасным? (Ответы детей).

Читает ребенок:

Город любимый...
Славу, достоинство, гордость и честь
До поколений, за нами грядущих
Ты донеси. И спасибо, что есть
Город мой, на земле самый лучший!

Муз.рук. обращает внимание детей на то, что зеркало исчезло, но как всякое чудо может появиться вновь и предлагает всем вместе спуститься в группу и сделать подарок своему городу картину, рисунок или поделку из бросового материала. Во время изготовления поделок допустимо фоном играла музыка о городе.