Цель:
- формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
- уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать внимание, мышление, речь.
Задачи урока:
- предметные: формирование умения видеть орфограмму в корне слова и уметь её проверять; уметь правильно подбирать родственные слова; повторить написание словарных слов.
- метапредметные: уметь подводить орфограмму под понятие правила, строить логические цепочки доказательств, уметь комментировать свои действия.
- личностные: уметь выполнять самооценку своей деятельности; уметь работать в группе и в паре; уметь ставить учебные цели.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Оборудование:
- карточки со словами;
- схема с основными вопросами урока;
- алгоритм проверки безударной гласной;
- листы с корнями для работы в группах;
- сигнальные карточки;
- карточки для самооценки.
Ход урока
I. Организация класса
Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.
Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок русского языка.
Оформление работы.
Число ...
Классная работа.
II. Постановка проблемы урока
Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
– Я хочу вам рассказать историю.
Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.
“Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Коля принесет”.
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Проанализируйте, почему так получилось?
– Какое правило не знал Дима?
– Как правильно записать это слово?
III. Постановка темы и цели урока
Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
– Исходя из этой проблемы и используя слова-подсказки ( мороз, беда, живот), попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.)
– Какие цели поставите перед собой? (Научиться узнавать слова с безударной гласной, правильно писать слова с безударной гласной в корне, подбирать проверочные слова)
– В течение урока мы ответим на вопросы:
IV. Чистописание.
Ну, а начнём, как обычно, с чистописания. Буква, которую мы сегодня будем писать, в данной ситуации обозначает гласный звук и мягкость предшествующего согласного звука. (Используем слова-подсказки : мороз, беда, живот) Докажите правильность своего выбора. (Буква е – делает согласный мягким и обозначает гласный звук Э)
Найдите закономерность и продолжите написание:
ера ерб ерв ....
Составьте предложение и запишите: всё, у, сегодня, получится, нас
Сегодня у нас всё получится
V. Словарная работа.
Посмотрите внимательно на слова-помощники и скажите, все ли они относятся к одному правилу? (Мороз – это словарное слово.)
“Слова спокойно жили в книжке,
Но книжки вдруг погрызли мышки.”
Узнайте слова, допишите пропущенные буквы.
Во...бей,...лефон, берё..., ...етер, ...традь, во...бей, ...зык.
Оцените работу товарища:
- 7 + - “ 5 ”
- 6 + - “ 4 ”
- 5 + - “ 3 ”
VI. Актуализация знаний.
Повторение ранее изученного материала.
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
VI I. Работа над темой урока
Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.
Алгоритм
- Прочитай слово.
- Поставь ударение.
- Выдели корень.
- Определи безударную гласную.
- Подбери проверочное слово.
- Узнайте, какая буква должна стоять в корне. (С комментированием у доски.)
В...лна, тр...ва, н...чной, б...льшой, ств...лы, б...жал, гр...бы.
На доске записаны слова.
Работа в парах.
– Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь. Поработайте в парах.
Проверка.
– В третьей строчке нет проверочного слова. Проверочное слово – полет. Допишите его и подчеркните. Назовите в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, наследие.)
– Почему эти слова являются проверочными? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)
Проблемная ситуация.
Послушайте сказку В.Волиной “Чужак” и попробуйте сами найти чужака.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Работа с учебником (стр. 86) – самостоятельно.
Саша об...жал вокруг дома.
Саша об...жал друзей.
(проверочные слова должны быть родственными, имеющими общую часть и близкие по значению)
Работа в группах (5 групп).
3) Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан “корень”, вам нужно найти его “родственников” и записать. Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.
- вар-
- звон-
Проверка (зачитываются слова от каждой группы).
Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.
4) Игра “Будь внимательным”.
– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
Использование какографии. Самостоятельная работа. Исключение лишнего слова. Выбор обосновать.
5 Найди и исправь ошибку.
– Молодцы! Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.
Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)
– Сколько слов он написал правильно? (Одно.)
– Какое? (Свистеть.)
– Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)
VIII. Итог урока
– Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
– Кто хочет задать первый вопрос?
Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает.
– Какое умение мы отрабатывали на уроке?
Рефлексия
Самооценка собственной работы на уроке.
– У вас каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?
Домашнее задание.
- Выберите себе задание по желанию. Карточка № 1 – вставить пропущенные буквы в текст. Карточка № 2 – собрать рассыпавшиеся предложения и составить из них рассказ. (Приложение 1)
Литература
- Журжина Ж.И. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс. – М., 1995.
- Скопина Е.В. Поурочные разработки по русскому языку 2 класс. – М.: Вако, 2004.
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, 1997.