Конкурс эрудитов

Разделы: Внеклассная работа


Игра проводилась во время недели физики и математики. Игра командная. В состав команды входят по 6 человека из 8-го и 9-го классов, а в состав жюри – учителя естественно-математического цикла. Члены жюри оценивают работу команд, а по окончании каждого этапа проводят разбор и анализ решения задач и ответов на вопросы. Итоги проводится как командные, так и личные. Лучшие игроки награждаются дипломами и именными призами учителя физики.

Борьба за право называться эрудитом проходит в три тура. Задача первого тура заключается в том, чтобы из каждого класса отобрать команду в 5-6 человек, будущих участников второго тура. Следующий тур должен выявить одного-двух эрудитов в каждой команде. Эти победители составляют единую команду участников третьего, финального тура. Первый тур-заочный, решают викторину, второй и третий туры - 55-60 минут (с учетом музыкальных пауз).

Цель мероприятия: дать возможность учащимся в игровой форме сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности в области физики и ее истории, связи с другими предметами, продемонстрировать умение решать задачи, общую эрудированность, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету.

Первый тур

Большое воспитательное и познавательное значение имеет материалы из истории науки и техники. На уроке время не позволяет широко применять историко-физические викторины. Такие викторины можно применять с целью определения команды знатоков для КВН или для разных учебных мероприятий

Викторина “Кто больше читает о физиках?”

  1. Какому будущему известному американскому физику, изучавшему греческий язык и мечтавшему стать филологом, было предложено заняться преподаванием физики. Так как “кто хорошо усваивает греческий, может преподавать физику?” (Ответ. Роберту Мелликену – ставшему потом лауреатом Нобелевской премии за работы по измерению элементарного электрического заряда)
  2. Назовите фамилию нашего соотечественника, одного из участников создания советской водородной бомбы, который впоследствии стал выдающимся общественным деятелем, борцом за мир, прогресс, демократию? Назовите годы его жизни. (Ответ. А.Д.Сахаров.1921-1989)
  3. Американский физик, который первым в США был удостоен Нобелевской премии. Какая работа его отмечена этой наградой? (Ответ. Альберт Майкельсон. Создание прецизионных, т. е точных, оптических инструментов и выполнение с их помощью спектроскопических и метрологических исследований.)
  4. Знаете ли вы семейные династии физиков – нобелевских лауреатов? Назовите их и работы “детей”. (Ответ. Династия Брэггов: Лоуренс Брэгг вместе с отцом Генри Брэггом удостоен премии за большой вклад в изучение структуры кристаллов с помощью рентгеновских лучей. Династия Боров: Оге Бор – сын Нильса Бора стал Нобелевским лауреатом за разработку теории структуры атомного ядра. Династия Кюри: Ирен Кюри- дочь Марии Склодовской –Кюри и Пьера Кюри получила Нобелевскую премию вместо с мужем за открытие искусственной радиоактивности и синтез новых радиоактивных элементов).
  5. Назовите крупнейшего физика мира, занимавшего помимо науки литературным творчеством. (Д. К. Максвелл, обладая врожденным чувством юмора, писал скетчи, комические стихи. Пародия на “Пробираясь до калитки...” Р. Бернса популярна до сих пор).
  6. Назовите имя американского физика- лауреата Нобелевской премии, созидателя спускового механизма американской атомной бомбы, принимавшего участие в атомной бомбардировке японского города Нагасаки во время второй мировой войны. (Ответ. Луис Уолтер Альварес)
  7. Кто из ученых древности первым стал “работать на войну” и стал жертвой войны? (Ответ. Архимед).
  8. В 1817 г. Парижская академия объявила конкурс на лучшее решение задачи о дифракции. Причем сама формулировка задачи была такой, что решение ее подвергалось на основе корпускулярных представлений. Он долго не решался принять участие в конкурсе, но сдался на уговоры друзей и в апреле 1818г. представил в академию “Заметку о теории дифракции”. Когда комиссия в составе Био, Араго, Гей-Люссака и Пауссона рассматривала эту работу, то Пауссон пришел к выводу, что по предлагаемой теории в центре дифракционной картины от непрозрачного круглого экрана всегда должно было светлое пятно. Это было ошеломляющий вывод. Араго тут же поставил опыт, и предсказание подтвердилось. Так возражение Пауссона против теории превратилось с помощью Араго в одно из убедительнейших доказательств ее справедливости. Этому ученому принадлежит гениальное высказывание: “Природа проста и плодотворна”. Назовите этого физика. (Ответ. Огюстен Жан Френель)
  9. 26 июля 1753 года шло очередное заседание Петербургской академии наук. Приближалась гроза, попросив разрешения Ломоносов и этот ученый быстро направились к своим домашним экспериментальным установкам по изучению грозовых разрядов. Во время грозы, он приблизился к электрометру на расстояние 30 см, неожиданно из толстого железного прута прямо в него ударил бледно-синий огненный шар величиной с кулак. Это была шаровая молния. Раздался оглушительный удар- и ученый замертво упал. Ломоносов написал: “Умер господин Икс прекрасной смертью, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет...” Кто это ученый? (Ответ. Георг Рихман).
  10. Назовите ученого физика, который открыл в 1766 году водород и углекислый газ, а в 1789 году первым определил состав воздуха.(Ответ. Генри Кавендиш)

(По истечении отведенного срока листы с ответами собирают и обрабатывают. Затем перед началом второго тура ведущий зачитывает ответы, определяет участников второго тура)

Второй тур

1. Блиц-конкурс “Умственная гимнастика” (Ведущий зачитывает вопрос. Игрок, готовый к ответу, поднимает руку; первому поднявшему руку представляется слово. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Участники, набравшие меньше всех баллов, выбывают из игры)

  1. Источник звука (голос)
  2. Приемник звука (ухо)
  3. Прибор измерения атмосферного давления (барометр)
  4. Маленькое количество жидкости (капля)
  5. Что видно, если ничего не видно (туман)
  6. Где край света (там, где начинается тень)
  7. Причина, вызывающее ускорение (сила)
  8. Характеристика расстояния (длина)
  9. Самая большая планета Солнечной системы.(Юпитер)
  10. Вещество, непроводящий электрический ток (диэлектрик)
  11. Первый космонавт (Гагарин)
  12. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 6 руках?(30)
  13. В каких единицах (в СИ) измеряется энергия? (Джоуль).
  14. В одном литре сколько кубический метр? (0,001)
  15. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
  16. Естественный спутник Земли (Луна)
  17. Название предметов и объектов в физике (тело)
  18. Мера, показатель умственного развития (юмор)
  19. Защитный костюм космонавта (скафандр)
  20. Прибор для измерения объема жидкости (мензурка)
  21. Температура кипения воды (100 градус)

Музыкальная пауза.

2. Конкурс “Загадки с подсказками”

Цель – определить имя или фамилию ученого, или физического термина. Дается 5 подсказок. Если ответ получен после первой информации - на счет команды поступал 5 баллов; если после второй-4 балла, после третьей- 3 балла, четвертой-2 балла, пятой-1 балл.

Загадка первая:

  • Он первым вел понятия: поле, катод, анод, электролит.
  • Создал модель электродвигателя.
  • Этот великий английский физик вынужден был подрабатывать смотрителем маяков и судебным экспертом по качеству промышленных товаров.
  • Физик Гемфри Дэви в конце жизни признал. Что главным достижением его жизни стало открытие этого ученого.
  • Этот физик-самоучка плохо знал математику, ему помогал Максвелл.

(Ответ. Майкл Фарадей)

Загадка вторая:

  • Он считается одним из создателей электродинамики.
  • Он был малоизвестен при жизни. Имя же сына-поэта знал чуть ли не каждый.
  • Занимался не только физикой, а также математикой, химией, ботаникой.
  • Этот физик плохо одевался, был явно неряшлив, всегда ходил с огромным зонтом, был неуклюж и неловок.
  • Единица измерения силы тока.

(Ответ. Андре Мари Ампер).

Загадка третья:

  • Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя, а в дальнейшем выполнял роль эксперта в патентном бюро Берна.
  • Он работал в Германии и он – единственный еврей, чей бюст находится среди несколько сот бюстов великих немцев в Пантеоне национальной славы Германии Вальгалла близ Регенсбурга.
  • Создатель общей теории пространства - времени- тяготения.
  • Великого физика с детства привлекала музыка Моцарта и Баха. С шести лет он играет на скрипке. В 1934 году он дал в Пристоне скрипичный концерт перед тремя сотнями слушателей. Сбор 6500 долларов пошел в пользу ученых, эмигрировавших из фашистской Германии.
  • Он открыл закон фотоэффекта.

(Ответ. Альберт Эйнштейн)

Загадка четвертая:

  • Это вещество используется для уменьшения трения.
  • Это вещество называют “соком жизни” на Земле.
  • Его используют в системах нагрева и охлаждения.
  • Из этого вещества на 65% состоит организм человека.
  • Это вещество может находиться в трех агрегатных состояниях.

(Ответ. Вода)

Загадка пятая:

  • Этот ученый в 1942 году руководил созданием первого в мире реактора, который строился на площадке для игры в сквош под трибунами университетского футбольного стадиона.
  • В своей статье “К теории бета-лучей” он написал: “Предлагается количественная теория бета-распада, основанная на существовании нейтрино: при этом испускание электронов и нейтрино рассматривается по аналогии с эмиссией светового кванта возбужденным атомом в теории излучения. Введены формулы из времени жизни ядра и для формы непрерывного спектра бета-лучей; полученные формулы сравниваются с экспериментом”
  • Об ученом говорят, что он открыл дверь в атомный век.
  • Персико вспоминал его так: “Его метод изучения книги всегда состоял в том, что из книги он брал только затрагиваемые проблемы и результаты опыта, сам обрабатывал их и затем сравнивал свои результаты с результатами автора. Иногда при проведении такой работы он ставил новые проблемы и решал их...Так и возникли его первые печатные работы”
  • Воздвигаемый им реактор на техническом жаргоне называли “кучей”, которые должны были сдерживать скорость цепной реакции. Уран и оксид урана размещались между графитовыми брусками.2 декабря 1942 года была запущена первая в мире самоподдерживающая цепная реакция.

(Ответ. Энрико Ферми).

Загадка шестая:

  • С помощью этого тела можно продемонстрировать упругость газов и закон Паскаля.
  • Спортсмен дружат с этим телом.
  • Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.
  • Его можно использовать для исследования некоторых физических явлений.
  • По нему плакала Таня.

(Ответ. Мяч)

3. Конкурс “Объясни сказку”

Из болгарской сказки “Хитрый Петр и змей”

В полночь змей поднялся, схватил стопудовый молот, подошел к постели Хитрого Петра и ну дубасить по мешку. Бьет по камням что есть силы- из камней искры летят.Бил-бил, вернулся к ведьме и говорит:

- Ну, теперь убил! Что правда, то правда, крепок был этот юнак, куда крепче меня, - я его колочу, а из него искры летят.

? Почему при ударе молота о камни вылетают искры? Какие превращения энергии имели место в этом эпизоде?

Из русской сказки “Байка про тетерева”

Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу домишко, а сам не умеет. Одну-то ночь всего надо пережить... “Эх, - подумал он, - куда ни шло!” И бултых в снег! В снегу и ночевал. Ничего! Тепло было. Поутру рано встал, по вольному свету полетел куда надо.

? Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу?

Из норвежской сказки “Кари Замарашка”

Вот наконец добралась она до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями. И ветки, и цветы, и все-все тоже было из чистого золота.

? Какая была температура в лесу (минимальная), что золото капало “золотыми каплями”?(Ответ.1063 градус – при этой температуре золото плавится).

Из сказки Г.- Х. Андерсена “Снежная королева”

Раз зимою, когда шел снежок, Кай вышел с большим зажигательным стеклом и подставил под снег полу своей синей куртки. “Погляди в стекло, Герда!”- сказал он. Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. “Видишь, как искусно сделано! – сказал Кай. – Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!”

? Что такое снежинки с точки зрения физики? Бывают ли снежинки десятиугольной формы?(Ответ на последний вопрос. Снежинки встречаются только в форме шестиугольников).

Из китайской сказки “Как пытали каменную плиту”

У мальчика, торговавшего пончиками, украли монеты. Для разоблачения вора судья Бао-гун приказал срочно притащить большой чан с водой. И каждому присутствующему велел монету в чан бросить. Сам рядом стоит и смотрит. Вот подошел какой-то человек. Монету в чан опустил. Смотрит Бао-гун: по воде сразу поплыли жирные круги. Как кричит судья: “Это ты, пес, у ребенка деньги украл! Признавайся!” Испугал вор.

? Как объяснить, с точки зрения физики, произошедшее? Почему жирные пятна на воде оказались круглыми?

(Ответ на первый вопрос. На монетах, побывавших в руках мальчика, торговавшего пончиками, был жир. Когда вор бросил его монету, жир поднялся вверх, поскольку он имеет меньшую плотность, чем вода, и не растворяется в ней)

Музыкальная пауза.(Участники, набравшие меньше всех баллов, выбывают из игры)

*Игра для зрителей “Аукцион”

Правила аукциона: Для того чтобы “купить” вещь, необходимо найти связи между ней и физикой. Ученики должны называть физические свойства, состояние и другие особенности вещи, а ведущий будет после каждого ответа считать до трех. Если до счета “три” и удара гонга нового ответа не поступит, вещь считается проданной и ее получает тот, кто назвал последнее свойство или особенность. Если связь предмета с физикой не будет найдена, то приз остается ведущим.

Очередность продажи предметов определяется с помощью юлы; ее стрелка после остановки указывает, какая вещь подлежит сейчас продаже. Ведущие делают дополнения, называя те свойства, которые не указали учащиеся.

1.Зубная паста и щетка.

(Ожидаемый ответ:

1) ворс щетки обладает упругими свойствами, потому что он постоянно подвергается деформации изгиба;

2) в процессе чистки большую роль играет трение;

3) ручка щетки - твердое тело;

4) благодаря силам поверхностного натяжения и смачиваемости пасты он держится на щетке;

5) разные зубные пасты имеют разный вкус и запах, мы это чувствуем благодаря диффузии.)

2. Булочка в полиэтиленовом пакете.

(Ожидаемый ответ:

1) Булочка – это твердое пористое тело;

2) обладает упругими свойствами;

3) в мешочке происходят процессы испарения и конденсации влаги;

4) при испарении из нее жидкости булочка черствеет;

5) если поместим мешочек в холодильник, то при понижении температуры интенсивность испарения уменьшается.)

3.Мыло.

(Ожидаемый ответ:

1) Мыло - амофное тело;

2) при добавлении его в воду уменьшается коэффициент поверхностного натяжения

3) мыльный раствор смачивает жирные и грязные поверхности...)

Финал. Веселые вопросы и задачи.

Отто! – обращается учитель к ученику. – Когда ты во время грозы гладишь кота, особенно против шерсти, в темноте, что тебе бросается в глаза?

- Кот!

? Какое физическое явление имеет место при действиях, указанных учителем?

Чрезвычайно недовольная дама заходит в электромастерскую:

- Я же вас просила прислать кого-нибудь починить мне звонок. Но никто не пришел!

- Простите, мадам,- объясняет хозяин, - я посыпал к вам электрика, но он вернулся назад ни с чем. Сказал, что звонил вам несколько раз, но никто так не ответил.

? В чем нелепость поступка электрика?

В больницу доставили юношу. Доктор спрашивает, что с ним произошло. Оказывается, его ударило электрическим током.

- Как это случилось? – интересуется врач.

- На занятиях мы изучали электромясорубку. Ну, преподаватель и говорит мне: “Воткни вилку в розетку!” Я пошел на кухню, взял вилку и воткнул ее на розетку.

? Что перепутал юноша?

Человека спросили:

- У вас при себе холодное оружие?

- Не знаю, я к нему термометра не прикладывал!

? Каков смысл названия “холодное оружие”? Почему ножи, вилки. другие металлические предметы на ощупь кажутся холодными?

Учитель спрашивает:

- Почему в космосе люди обладают невесомостью?

- Потому что космонавты ничего не едят.

? Каков правильный ответ на вопрос учителя?

Однажды ходжа Насреддин сказал друзьям:

- Несколько дневных часов летом равноценны трем зимним дням.

- Почему так? – полюбопытствовали они.

- Я это установил на опыте, - отвечал ходжа. – Когда я стираю свою одежду зимой, требуется три дня, чтобы она высохла. А если я стираю ее летом после обеда, она высыхает до вечера.

? Выскажите свое отношением к ответу Насреддина. Почему летом выстиранное белье сохнет быстрее?

Жюри объявляет результаты конкурса. Награждение победителей.