Цели и задачи урока:
- Ознакомить с законом симметрии;
- Расширить знания о бабочках;
- Совершенствовать умение работать акварельными красками и кистью и передать красоту крыльев бабочки;
- Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающей среде, учить видеть красоту в природе;
- Способствовать развитию творческого воображения; воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование:
- Для учителя – изображение разных бабочек, карточки с изображением разных предметов (для работы над симметрией), аудиозапись “Этническая музыка мира – “Полет бабочки” - Индия, презентация “Бабочки”, кисти, акварель.
- Для учащихся – альбом, простой карандаш, акварельные краски, кисти, палитра, геометрические фигуры, имеющие центр симметрии.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность.
Приветствие, готовность учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева.
- Ребята, какие ещё приметы лета вы знаете?
(Дети перечисляют приметы лета, в том числе и появление бабочек).
III. Самоопределение к деятельности.
- А чтобы узнать тему урока отгадайте загадки:
Сплела себе огромную жилетку,
Там спряталась. Пойди, найди кокетку.
Прошло время, вдруг оттуда!
(Кто поверит в это чудо?)
Появляется стройная дамочка!
Не гусеница уже, а ... (бабочка)
На сосне рисунок яркий
Разглядеть его хотел,
Вдруг сложились половинки
И рисунок улетел. (бабочка)
В поле я над белой кашкой
Вдруг заметила ромашку.
Я сорвать её хотела,
А ромашка улетела. (бабочка)
То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их... Похожа
На порхающий цветок
В летний солнечный денёк. (бабочка)
- Правильно, сегодня на уроке мы будем рисовать бабочку.
IV. Работа по теме урока.
- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в солнечный летний день над цветами порхают бабочки и любовались их красотой. Люди с давних времён придумывали множество сказок и легенд о появлении бабочек. Вот одна из них: “Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки.” За их красоту люди дали этим насекомым красивые названия.
- Каких бабочек вы знаете?
(Крапивница, лимонница, капустница, махаон, адмирал и др.)
- Какого цвета крылья у бабочек?
(Белого, жёлтого, голубого, черного, красного, серого)
Слайд 1-16. Аудиозапись.
- Рассмотрите, какие красивые и какие разные бывают бабочки, лёгкие и воздушные. Бабочки всегда красивы, как будто собрались на бал. Узор каждой бабочки неповторим. Почему? Кто же рисует эти узоры?
(Природа.)
- Сколько крыльев у бабочки? Какие они?
(Четыре. Два больших крылышка впереди и два маленьких сзади.)
- Чтобы правильно нарисовать бабочку познакомимся с понятием “симметрия” и её законом. У вас на парта лежат прямоугольные фигуры. Сложите их так, чтобы противоположные стороны совпали. Разверните. Линия, которая получилась при сгибании, называется линией симметрии. Она делит фигуру на две равные части. Если сложить фигуру по этой линии, правая и левая части совпадут.
Слайд 17
- Выберите из данных фигур симметричные.
V. Физкультминутка. (можно использовать аудио
запись)
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и
улетел.
VI. Творческая практическая деятельность учащихся.
Слайд 18
1. Этапы работы:
- Проводим оси тела и крыльев.
- Делаем засечки основных форм и размеров тонкими линиями.
- Прорисовываем точный контур детали и раскрашиваем.
- Не забывайте, что раскраска бабочек может быть самой невероятной, ведь недаром их по красоте и разнообразию цвета сравнивают с цветком.
Слайд 19
- Бабочку также можно нарисовать, глядя на неё сбоку, например, когда она сидит на цветке. Тогда крылья и усики частично будут перекрывать друг друга, а туловище будет видно только с одной стороны.
2. Самостоятельная работа учащихся.
VII. Итог урока.
Выставка и анализ работ учащихся.
- Какие красивые и разные получились у вас бабочки, как в стихотворении И. Гуриной “Мотыльки”.
Мотыльки
На поляне у реки
Жили-были мотыльки.
Братья разноцветные
Как фантики конфетные!
Первый – красный, как рябина,
Словно капелька рубина.
А второй – небесно-синий
В белых брызгах, будто иней.
Третий – желтый, как лимон,
Светом солнца окрылен.
А четвертый – белоснежный,
Лепесток ромашки нежный.
Пятый – рыжий, как лиса,
Полосатый, как оса.
В синих точках брат шестой,
Бело-красно-золотой.
А седьмой – совсем лиловый,
Лишь с полоской бирюзовой.
Брат восьмой - чуть-чуть зеленый,
Словно океан соленый.
А девятый в белых точках,
Красных ромбах и кружочках.
Пестрый весь, как конфетти,
Брат десятый, к нам лети!
VIII. Рефлексия.