Цели:
а) образовательные:
- актуализация опорных знаний при решение показательных уравнений;
- обобщение знаний и способов решения;
- контроль и самоконтроль знаний.
б) развивающие:
- развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;
- развитие навыков реализации теоретических навыков в практической деятельности;
- развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;
в) воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи;
- воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Технологии, используемые на уроке:
- технология дифференцированного и разно-уровневого обучения;
- технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-групповая технология.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Вид урока: урок-практикум
Оборудование:
- карточки с заданиями для самостоятельной работы;
- индивидуальные листы для оценивания;
- плакат для игры “Морской бой”;
- ключ с ответами для самостоятельной работы;
- опросные листы;
- портреты математиков.
План урока
1. Организационный момент с сообщением темы, цели, и хода урока. Мотивация деятельности обучающихся на уроке.
2. Актуализация полученных ранее знаний, умений, и способов действий по теме “Решение показательных уравнений”.
3. Комплексное применение знаний, умений и способов действий по теме “Решение показательных уравнений” на творческом уровне.
4. Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Преподаватель проверяет посещаемость обучающихся и их готовность к уроку, объявляет тему урока и предлагает каждому обучающемуся поставить цель своей индивидуальной учебной деятельности на уроке.
- Урок я хочу начать притчей: “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: “Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет”. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: “Назови, что ты выбираешь из них”. “Ложку”, - ответил юноша. “Произнеси это 5 раз.”. “Я выбираю ложку”, послушно произнес юноша 5 раз. “Вот видишь”, - сказал мудрец, “повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо...” Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку.
Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
2. Постановка цели и задач.
Тема урока “Решение показательных уравнений”.А эпиграфом к нашему уроку станут слова С. Коваля: “Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”.
На уроке нам предстоит повторить, отработать и обобщить способы решения показательных уравнений.
3. Проверка домашнего задания
Командиры групп докладывают о выполнении домашнего задания членами групп, отмечают трудности при выполнении №460(а, б), 464 (в, г), 468 (в, г). (ответы проверяют на доске).
II. Актуализация знаний учащихся
1. Индивидуальный опрос учащихся по карточкам (разно-уровневые). У доски работают трое учащихся.
Карточка № 1 (уровень 0)
Карточка № 2 (уровень 1)
Карточка № 3 (уровень 2)
Уровень 0 на “3”. Уровень 1 на “4” . Уровень 2 на “5”.
2. Устная работа.
1) Теоретический опрос, игра “Ты мне, я тебе”.
Учащиеся первого и второго ряда задает теоретические по пройденному материалу учащимся второго ряда. За каждый правильный ответ ученики получают жетон, количество жетонов определяют оценку.
- Какая функция называется показательной?
- Является ли функция у = (-2)х показательной? Почему?
- Какова область определения показательной функции?
- Какова область значений показательной функции?
- При каком значении а показательная функция убывает?
- При каком значении а показательная функция возрастает?
- Сформулировать и записать свойства степени.
- Дайте определение простейшего показательного уравнения. В каком случае это уравнение не имеет корней
- Какими способами можно решить показательные уравнения?
2) Устный счет в форме игры “Морской бой”.
- Ребята, поднимите руку те, кто помнит, как играть в “Морской бой”? Тогда вы легко справитесь со следующим заданием: вы видите 2 таблицы. Разделимся по рядам и от каждого ряда выберем представителя., который называет по горизонтали букву, а по вертикали число (например, А2). Тот ряд, который первый даст правильный ответ продолжает игру, а начнет ее третий ряд. (Учитель по ключу следит за правильностью ответов и подает сигнал к продолжению игры).
1 | 2 | |
A | ||
B | ||
C | ||
D | ||
E | ||
F |
1 | 2 | |
A | 0 | 5 |
B | -3 | |
C | 2 | 3 |
D | 6 | 7 |
E | -4 | -1 |
F | 1,5 | 4 |
III. Систематизация и обобщение знаний учащихся
- М.В.Ломоносов говорил “Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения”. (Портрет ученого вывешивается на доску).
И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений.
1. Указать способы решения показательных уравнений.
Результаты занесите в таблицу
Приведение к одному основанию | Вынесение общего множителя за скобки | Замена переменного (приведение к квадратному) |
2, 5, 10, 12 | 1, 7, 9, 11 | 3, 4, 6, 8 |
Фронтальная проверка
2. Решение показательных уравнений из ЕГЭ.
Решить уравнение.
Несколько учеников решают с обратной стороны доски, остальные выборочно по 3 уравнения. Взаимопроверка.
3. Самостоятельная работа.
- Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что “математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. Поэтому будем сейчас работать самостоятельно.
Самостоятельная работа на рейтинговой основе.
ВАРИАНТ 1. [ВАРИАНТ 2].
Решите уравнение:
43-2х = 42-х | [22х - 2 = 21 - х] | 1 балл |
55х + 1 = 252х | [25х + 1 = 42х] | 1 балл |
2х-2 = 1 | [10х + 2 = 1] | 1 балл |
4) 3х - х -5 = 3 | [5х -2х -1 = 25] | 1 балл |
5) 2*22х -5*2х +2 = 0 | [2*32х –3*3х - 9 = 0] | 1 балл |
6) 3х+2 -3х = 72 | [4 х+2 + 4 х = 17] | 1 балл |
7) 5*25х -6*5 х +1 = 0 | [3*25х – 14*5 х - 5 = 0] | 2 балла |
8) 7х – 7 х-1 = 6 | [3 х+1 – 2*3х-2 = 75] | 2 балла |
9) 7х-2 = 42-х | [3х-1 = 41-х] | 2 балла |
10) 2х+4 -2*3х+2 = 3х+3 – 2х+2 | [3х+4 +3*5х+3 = 5х+4 + 3х+3] | 3 балла |
Критерий оценивания:
- 5-6 баллов (задания 1-6) – оценка “3”;
- 9-10 баллов (задания 1-5 + остальные по выбору) – оценка “4”;
- 12 баллов (задания 1-5 + остальные по выбору) – оценка “5”.
- Самостоятельно проверить правильность решения уравнений по ключу с ответами на доске, и поставить себе оценку в оценочный лист.
4. Работа в группах.
- А. Энштейн говорил так: “Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по–моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно. И решать их нужно правильно”.
Самостоятельно в группах решить уравнения.
- Итак, корнями последних уравнений стали числа 11 и 19, 15 и 21. Об этих числах можно сказать следующее:
- 11 часов - время наивысшей трудоспособности;
- 15 часов - время наибольшего утомления;
- 19 часов - вечерний подъем трудоспособности;
- 21 час - время прекращения всякой трудоспособности.
Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима позволит достичь максимальной трудоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению, так что “будьте здоровы и не утомляйтесь!”.
IV. Домашнее задание.
- В заключение урока хочется процитировать слова великого математика Г. Лейбниц: “Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, - что следуя этому методу, мы достигнем цели”.
V. Рефлексия.
-Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока “Решение уравнений это золотой ключ, открывающий все сезамы”.
Мне хотелось бы вам пожелать, чтобы каждый из вас нашел в жизни свой “золотой ключик”, с помощью которого перед вами открывались любые двери.
Достигнуты ли цели урока? Оценка работы класса и каждого ученика в отдельности, проверка оценочных листов и выставление оценок. Учителю необходимо знать, насколько самостоятельно и с какой уверенностью решал ученик задания. Для этого ученики ответят на вопросы теста (опросный лист), а затем учитель обработает результаты.
Опросный лист
№ | Вопрос | Варианты ответа (поставьте галочку) |
1 | На уроке я работал |
|
Своей работой на уроке я |
|
|
Урок для меня показался |
|
|
За урок я |
|
|
Моё настроение |
|
|
Материал урока мне был |
|
|
Домашнее задание мне кажется |
|
Урок закончен. Спасибо за урок!