Решение показательных уравнений. 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели:

а) образовательные:

  • актуализация опорных знаний при решение показательных уравнений;
  • обобщение знаний и способов решения;
  • контроль и самоконтроль знаний.

б) развивающие:

  • развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;
  • развитие навыков реализации теоретических навыков в практической деятельности;
  • развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;

в) воспитательные:

  • воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
  • воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи;
  • воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

Технологии, используемые на уроке:

  • технология дифференцированного и разно-уровневого обучения;
  • технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-групповая технология.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Вид урока: урок-практикум

Оборудование:

  • карточки с заданиями для самостоятельной работы;
  • индивидуальные листы для оценивания;
  • плакат для игры “Морской бой”;
  • ключ с ответами для самостоятельной работы;
  • опросные листы;
  • портреты математиков.

План урока

1. Организационный момент с сообщением темы, цели, и хода урока. Мотивация деятельности обучающихся на уроке.

2. Актуализация полученных ранее знаний, умений, и способов действий по теме “Решение показательных уравнений”.

3. Комплексное применение знаний, умений и способов действий по теме “Решение показательных уравнений” на творческом уровне.

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Преподаватель проверяет посещаемость обучающихся и их готовность к уроку, объявляет тему урока и предлагает каждому обучающемуся поставить цель своей индивидуальной учебной деятельности на уроке.

- Урок я хочу начать притчей: “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: “Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет”. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: “Назови, что ты выбираешь из них”. “Ложку”, - ответил юноша. “Произнеси это 5 раз.”. “Я выбираю ложку”, послушно произнес юноша 5 раз. “Вот видишь”, - сказал мудрец, “повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо...” Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку.

Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.

2. Постановка цели и задач.

Тема урока “Решение показательных уравнений”.А эпиграфом к нашему уроку станут слова С. Коваля: “Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”.

На уроке нам предстоит повторить, отработать и обобщить способы решения показательных уравнений.

3. Проверка домашнего задания

Командиры групп докладывают о выполнении домашнего задания членами групп, отмечают трудности при выполнении №460(а, б), 464 (в, г), 468 (в, г). (ответы проверяют на доске).

II. Актуализация знаний учащихся

1. Индивидуальный опрос учащихся по карточкам (разно-уровневые). У доски работают трое учащихся.

Карточка № 1 (уровень 0)

Карточка № 2 (уровень 1)

Карточка № 3 (уровень 2)

Уровень 0 на “3”. Уровень 1 на “4” . Уровень 2 на “5”.

2. Устная работа.

1) Теоретический опрос, игра “Ты мне, я тебе”.

Учащиеся первого и второго ряда задает теоретические по пройденному материалу учащимся второго ряда. За каждый правильный ответ ученики получают жетон, количество жетонов определяют оценку.

  1. Какая функция называется показательной?
  2. Является ли функция у = (-2)х показательной? Почему?
  3. Какова область определения показательной функции?
  4. Какова область значений показательной функции?
  5. При каком значении а показательная функция убывает?
  6. При каком значении а показательная функция возрастает?
  7. Сформулировать и записать свойства степени.
  8. Дайте определение простейшего показательного уравнения. В каком случае это уравнение не имеет корней
  9. Какими способами можно решить показательные уравнения?

2) Устный счет в форме игры “Морской бой”.

- Ребята, поднимите руку те, кто помнит, как играть в “Морской бой”? Тогда вы легко справитесь со следующим заданием: вы видите 2 таблицы. Разделимся по рядам и от каждого ряда выберем представителя., который называет по горизонтали букву, а по вертикали число (например, А2). Тот ряд, который первый даст правильный ответ продолжает игру, а начнет ее третий ряд. (Учитель по ключу следит за правильностью ответов и подает сигнал к продолжению игры).

  1 2
A
B
C
D
E
F

 

  1 2
A 0 5
B -3
C 2 3
D 6 7
E -4 -1
F 1,5 4

III. Систематизация и обобщение знаний учащихся

- М.В.Ломоносов говорил “Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения”. (Портрет ученого вывешивается на доску).

И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений.

1. Указать способы решения показательных уравнений.

img1.gif (2122 bytes)

Результаты занесите в таблицу

Приведение к одному основанию Вынесение общего множителя за скобки Замена переменного (приведение к квадратному)
2, 5, 10, 12 1, 7, 9, 11 3, 4, 6, 8

Фронтальная проверка

2. Решение показательных уравнений из ЕГЭ.

Решить уравнение.

Несколько учеников решают с обратной стороны доски, остальные выборочно по 3 уравнения. Взаимопроверка.

3. Самостоятельная работа.

- Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что “математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. Поэтому будем сейчас работать самостоятельно.

Самостоятельная работа на рейтинговой основе.

ВАРИАНТ 1. [ВАРИАНТ 2].

Решите уравнение:

43-2х = 42-х [22х - 2 = 21 - х] 1 балл
55х + 1 = 25 [25х + 1 = 4] 1 балл
2х-2 = 1 [10х + 2 = 1] 1 балл
4) 3х - х -5 = 3 [5х -2х -1 = 25] 1 балл
5) 2*2-5*2х +2 = 0 [2*3–3*3х - 9 = 0] 1 балл
6) 3х+2 -3х = 72 [4 х+2 + 4 х = 17] 1 балл
7) 5*25х -6*5 х +1 = 0 [3*25х – 14*5 х - 5 = 0] 2 балла
8) 7х – 7 х-1 = 6 [3 х+1 – 2*3х-2 = 75] 2 балла
9) 7х-2 = 42-х [3х-1 = 41-х] 2 балла
10) 2х+4 -2*3х+2 = 3х+3 – 2х+2 [3х+4 +3*5х+3 = 5х+4 + 3х+3] 3 балла

Критерий оценивания:

  • 5-6 баллов (задания 1-6) – оценка “3”;
  • 9-10 баллов (задания 1-5 + остальные по выбору) – оценка “4”;
  1. 12 баллов (задания 1-5 + остальные по выбору) – оценка “5”.

- Самостоятельно проверить правильность решения уравнений по ключу с ответами на доске, и поставить себе оценку в оценочный лист.

4. Работа в группах.

- А. Энштейн говорил так: “Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по–моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно. И решать их нужно правильно”.

Самостоятельно в группах решить уравнения.

 - Итак, корнями последних уравнений стали числа 11 и 19, 15 и 21. Об этих числах можно сказать следующее:

  • 11 часов - время наивысшей трудоспособности;
  • 15 часов - время наибольшего утомления;
  • 19 часов - вечерний подъем трудоспособности;
  • 21 час - время прекращения всякой трудоспособности.

Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима позволит достичь максимальной трудоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению, так что “будьте здоровы и не утомляйтесь!”.

IV. Домашнее задание.

- В заключение урока хочется процитировать слова великого математика Г. Лейбниц: “Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, - что следуя этому методу, мы достигнем цели”.

V. Рефлексия.

-Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока “Решение уравнений это золотой ключ, открывающий все сезамы”.

Мне хотелось бы вам пожелать, чтобы каждый из вас нашел в жизни свой “золотой ключик”, с помощью которого перед вами открывались любые двери.

Достигнуты ли цели урока? Оценка работы класса и каждого ученика в отдельности, проверка оценочных листов и выставление оценок. Учителю необходимо знать, насколько самостоятельно и с какой уверенностью решал ученик задания. Для этого ученики ответят на вопросы теста (опросный лист), а затем учитель обработает результаты.

Опросный лист

Вопрос Варианты ответа (поставьте галочку)
1 На уроке я работал
  • активно
  • пассивно
  Своей работой на уроке я
  • доволен
  • не доволен
  Урок для меня показался
  • коротким
  • длинным
  За урок я
  • не устал
  • устал
  Моё настроение
  • стало лучше
  • стало хуже
  Материал урока мне был
  • понятен
  • не понятен
  • полезен
  • бесполезен
  • интересен
  • скучен
  Домашнее задание мне кажется
  • легким
  • трудным
  • интересным
  • не интересным

Урок закончен. Спасибо за урок!