В старших классах у учащихся много времени и сил уходит на подготовку к выпускным экзаменам. Зачеты, срезы, контрольные работы, тренинги и прочее. Как правила такой контроль знаний проходит по привычной схеме: взял билет-написал решение или озвучил его-получил оценку. А как же творчество ученика?!
Сейчас компьютер для учащихся как “настольная книга” - все расскажет и покажет, только кнопочку нажми.
А что если самому ученику написать программу? Прямо на зачете, на контроле знаний! И самому объективно оценить свой ответ по билету!
Предлагаю Вам очень увлекательный, на мой взгляд, вариант контроля знаний в 10 классе после изучения темы “Обратные тригонометрические функции”. Провожу я его в профильных классах: физико-математических и информационно-технологических. Билет состоит из трех заданий (Приложение1). Работа рассчитана на 4 часа – время работы для одной подгруппы класса составляет 2 часа. Принимают зачет учитель математики и информатики.
Цель зачета:
- проверка знаний учащихся по владению материалом алгебры и началам анализа по теме “Обратные тригонометрические функции”;
- проверка знаний учащихся по владению материалом информатики в работе с программами MSWord и MSExcel.
В чем тут состоит творчество ученика? Учащийся, взяв билет, письменно выполняет работу на листах бумаги(один лист на задание) так как его учили на уроках математики: с полным обоснованием, выводами, с рисунками, последовательно, не упуская нюансов. Далее (примерно через 20 минут) первый лист с Задачей №1 (Приложение 1) он отдает на проверку учителю математики (вариант решения задачи №1 смотри в Приложении 2), а сам с решениями двух последних задач идет к компьютеру.
Задача №2: (Приложение 1)
Решите уравнение: 2 arcsinx = arcsin 2x
Ученику данную задачу необходимо оформить с помощью программы MSExcel, с выполнением следующегоусловия:
Создать книгу в программе MSExcel, содержащую два листа: УСЛОВИЕ и РЕШЕНИЕ с определенными требованиями к каждому из этих листов:
Лист УСЛОВИЕ:
1. Записать условия по центру листа с заливкой;
2. Создать ссылку на решение в виде цветной стрелки;
3. Записать ответ (Приложение 3).
Лист РЕШЕНИЕ:
1. Представить аналитическое развернутое решение, оформленное в редакторе формул;
2. Написать комментарии к каждому шагу решения;
3. Предложить при необходимости рисунок, иллюстрирующий поиск ОДЗ;
4. Показать графическое решение задачи, для чего необходимо задать зависимость x отy для обеих функций по всей области допустимых значений с шагом 0,001 и создать точечную диаграмму на основании всех трёх столбцов (Приложение 4).
Задача №3 (Приложение1)
Решите неравенство arcsin(2-3x) <
Это задание состоит в том, чтобы создать документ в программе MSWord (имя файла – фамилия ученика) с развернутым решением неравенства. Документ должен содержать:
- Аналитическое развернутое решение, оформленное в редакторе формул;
- Комментарии к каждому шагу решения;
- Рисунок, иллюстрирующий поиск ОДЗ (выколотые зоны, если они есть);
- Решение на единичной окружности, выделенное цветом;
- Запись ответа. (Приложение 5).
Такого рода работа интересна тем, что ученик показывает свои знания учителю математики, оформляя работу с применением своей компетенции в области программирования. Творчество! Надо получить красивый и читабельный рисунок, выделить ответ цветом, проанализировать полученный ответ и прочее. И,исходя из построенных рисунков и графиков, он сразу же видит успех или неуспех в представленных им решениях.
Пока идет написание программ по Задачам №2 и №3, математик ходит по классу и проверяет решения, помечая себе ошибки и недочеты и интересные варианты решений учеников, если они имеются. После того, как ученик визуально оценил свое решение, учитель математики анализирует его работу сразу же, корректируя ее, и выставляя оценку! А учитель информатики оценивает свою часть контролируемого материала.
Итог работы: Ученик представляет развернутые решения математических задач повышенной сложности, с применением своих знаний в области программирования. Зачет – две оценки, по математике и информатике.