Формулы сокращенного умножения

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (740 кБ)


Цель урока:

  • доказать формулы сокращенного умножения геометрическим и аналитическим способом;
  • уметь применять их при разложении на множители, при решении уравнений и в других нестандартных ситуациях;
  • научить распознавать формулы сокращенного умножения в многочленах более сложного вида.

Ход урока

1. Класс делится на две группы: группа исследователей и группа оппонентов. Группа исследователей выполняет действие умножения многочлена на многочлен:

А) (а-в)(а+в)=

Б) (а+в)2=

В) (а-в)2=

Г) (а+в)(а2+ав+в2) =

Д) (а-в)( а2+ав+ в2)=

Другая группа оппонентов повторяют правило умножения многочлена на многочлен.

А) (m-2х)(m+n)=

В) (3х-у)(у+х)=

Проверяется на экране, причем в первом задании отрабатывается обучающая роль ошибки: Прочитать верный ответ.

Повторяется правило умножения многочлена на многочлен. На следующем слайде вступают в работу “Исследователи”, которые озвучивают результаты, а затем по щелчку мыши на экране проверяются ответы.

Оппоненты сообщают о том, что 1,2,3,5 являются формулами сокращенного умножения, а 4 нет, т.к. содержится ошибка.

Пример разбирается:

(а+в)( а2 +ав+ в2)= а3 + а2в+а в2+в а2+а в2+ в3= а3 +2 а2в+2а в2+ в3

Чтобы она была формулой сокращенного умножения необходимо уничтожить слагаемые а2в и ав2.

Это можно достичь лишь, когда во второй скобке будет - ав.

2. Геометрическая интерпретация формул сокращённого умножения.

Работа с презентацией. (Рис.1)

  1. Выразить площадь квадрата со стороной (а+в). S= (а+в)2
  2. Из каких фигур состоит данный квадрат?
  3. Как можно по-другому найти площадь этого квадрата

S= а2+ в2+2ав (рис.2)

Доказать геометрически формулу: (а–в)2= а2-2ав+ в2

(а-в)2 = а2 – 2в (а-в) - в2 = а2 – 2ав + 2в2 - в2 = а2- 2ав + в2

Используя этот прием изобразить док-во формулы (а-в)(а+в)

Исследователи включаются в работу.

Оппоненты доказывают аналитически формулы (а+в)3 и (а–в)3

По щелчку мыши проверяются верные ответы.

Исследователи предоставляют свой результат.

3. Закрепление.

На слайде предлагается устно проверить возведение во вторую степень суммы и разности. По щелчку мыши проверяются верные ответы.

Итог урока.

Вставьте пропущенные выражения на следующем слайде. Задание выполняется по уровню сложности: 1 уровень и 2 уровень – выполняется более сильными детьми.

4. Домашнее задание.

Изобразить геометрическую интерпретацию формул:

(а+в)3= а3 + 3 а2в+3а в2+ в3

(а-в)3 = а3 - 3 а2в+3а в2- в3