Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.
Цели урока:
1) на основе знаний географического положения и экономики территории научиться составлять прогноз возникновения вероятных ЧС природного и техногенного характеров;
2) разработать алгоритм и отработать навыки безопасного поведения учащихся в условиях возникновения ЧС природного и техногенного характеров;
3) развивать умение работать в группах и индивидуально.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный этап
(мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
||
На экране тема урока. Здравствуйте. Многие из нас слышали словосочетание “чрезвычайная ситуация”. Перед вами 3 разноцветные карточки: красная, жёлтая, зелёная (как у светофора). Выберите ту, которая соответствует вашему внутреннему состоянию при этом словосочетании. |
Выбирают карточку определённого цвета, соответствующего их восприятию. | |
2. Этап постановки целей
и задач урока, мотивация учебной деятельности
учащихся. Цель этапа: формирование регулятивных учебных действий (организация деятельности учащихся через осознание целей и задач урока). |
||
Многие тревожатся. Но
тревожность снижается, если вы знаете, что нужно
делать в этой ситуации. Мы живём в необычном
месте в сложное время. Молодые Кавказские горы
ещё формируются. Вулкан Эльбрус спит, а не потух.
Наши спокойные реки могут показать буйный
горский нрав, разрушая созданное людьми.
Кисловодску, как части Ставрополья и России,
невозможно жить изолированно. Мы, население,
ведём активную экономическую и хозяйственную
деятельность. Мы – часть большой страны.
Давайте посмотрим видеоролик, созданный учащимися вашего класса.
|
Анализируют речь учителя,
определяют цели (алгоритм поведения.) Просмотр видеоролика. (Приложение 1) Выработать навыки действий в условиях ЧС. |
|
3. Этап актуализации,
обобщения и систематизации знаний. Цель: повтор изученного материала, активация познавательных учебных действий путём защиты и анализа проектов. |
||
Учитель географии. А начнём
мы с географического адреса и природы
Кисловодска. Звучит стихотворение 1 “Я помню эти детские рассказы…”. (Приложение 2)
На столе находится таблица для заполнения (Приложение 3). Начнём заполнять.
Природа тесно связана с хозяйственной деятельностью человека. Рассмотрим экономику города Кисловодска.
Учитель ОБЖ. Хозяйственная деятельность человека всегда оказывала влияние на окружающую среду. Максимальные изменения природы возникли в эпоху НТР, с середины 50-х годов века. Наиболее активно человек изменял литосферу и биосферу. В результате возникло новое пространство – техносфера. Техносфера – это территории, на которых созданы условия пребывания людей на бытовых объектах , на территориях городов и посёлков, на транспорте, на объектах экономики.
Учитель географии. Помимо техногенных факторов существуют природные явления, создающие преграду существованию людей.
Учитель ОБЖ. Человек постоянно находится перед угрозой возможного возникновения чрезвычайных ситуаций не только грозных сил природы, но и может спровоцировать техногенные аварии или усугубить воздействие природных катаклизмов. Задача человека состоит не только в выяснении причин возникновения техногенных и природных аварий и катастроф, но и в предупреждении их возникновения, определения разумных путей выхода из создавшихся ситуаций, обеспечивая безопасность не только себе и окружающим, а также окружающему его техногенному миру и миру природы. Правительство Российской Федерации всегда
уделяло серьезное внимание вопросам защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
После принятия целого ряда нормативно-правовых
актов РФ по обеспечению безопасности, а в 1994 году
федерального закона “О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера” главная роль в
ликвидации подобных явлений была возложена на
МЧС.
Главной задачей этой системы является осуществление заблаговременно комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде. |
Группа №1 представляет
проект №1”. Географический адрес и природа
Кисловодска”. (Презентация 1) Землетрясения и наводнения. Дают ответ. В первый. Группа № 2 представляет проект №2. “Экономика Кисловодска”. (Презентация 2) ТЭЦ, ЛЭП. Аргументация ответа. В третий. Группа № 3 представляет проект № 3. “Влияние техногенной деятельности на возникновение ЧС на территории Ставропольского края и города Кисловодска”. Анализ проекта (Презентация 3) Дают ответ. Аргументация ответа. Работа со схемой Природные и антропогенные. Группа № 4 представляет проект №4. “Влияние антропогенной деятельности и явлений природы на возникновение ЧС в Ставропольском края и городе Кисловодске”. (Презентация 4) Землетрясения и наводнения. Аргументация ответа Оползни, пожары, атмосферные явления, град, суховеи, засуха. Аргументация ответа. Работа со схемой. Чтение стихотворения №2. “Владей собой среди толпы смятенной…”. Ответ и его аргументация. Группа № 5 представляет проект № 5. “РСЧС – служба обеспечения безопасности населения при ЧС”. (Презентация 5) |
|
4. Этап применения знаний
и умений в новой ситуации. Цель: разработка алгоритма поведения учащихся в условиях ЧС с учётом географического положения и экономики населённого пункта, формирование навыков действий в условиях ЧС. |
||
Практикум: разделимся на 2 группы. Группа № 1 (с красными карточками) будет выполнять неверные действия в условиях землетрясения, группа № 2 (с зелёными карточками) будет выполнять правильные действия во время землетрясения. Начинаем по сигналу. |
Разработка алгоритма действий в
ЧС (Рисунок 1). Звонок в МЧС. Выполнение практикума |
|
5. Этап контроля
усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их
коррекции. Цель: выработка метапредметных универсальных учебных действий, анализ правильности навыков в условиях ЧС. |
||
Учитель просит оставаться
учащихся на занятых ими во время практикума
местах. После опрашивает по 2-3 человека каждой
группы:
Далее учитель просит учащихся занять свои места за партами. |
Анализ правильности своих
действий в условиях ЧС. Анализ действий окружающих. |
|
6. Этап рефлексии. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности собственной и всего коллектива. |
||
Учитель выставляет оценки учащимся за урок. Урок окончен. До свидания. |
Дают ответы на вопросы Анализ работы на уроке через самооценку. |
Рисунок 1
Приложение (таблица в редакции автора)