Открытый интегрированный урок бинарный урок-проект по географии и ОБЖ на тему "Если наступит тревожное «завтра»". 10-й класс

Разделы: География, ОБЖ, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (8 МБ)

Загрузить презентацию (12 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

Цели урока:

1) на основе знаний географического положения и экономики территории научиться составлять прогноз возникновения вероятных ЧС природного и техногенного характеров;

2) разработать алгоритм и отработать навыки безопасного поведения учащихся в условиях возникновения ЧС природного и техногенного характеров;

3) развивать умение работать в группах и индивидуально.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный этап (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

На экране тема урока.

Здравствуйте. Многие из нас слышали словосочетание “чрезвычайная ситуация”. Перед вами 3 разноцветные карточки: красная, жёлтая, зелёная (как у светофора). Выберите ту, которая соответствует вашему внутреннему состоянию при этом словосочетании.

Выбирают карточку определённого цвета, соответствующего их восприятию.
2. Этап постановки целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель этапа: формирование регулятивных учебных действий (организация деятельности учащихся через осознание целей и задач урока).

Многие тревожатся. Но тревожность снижается, если вы знаете, что нужно делать в этой ситуации. Мы живём в необычном месте в сложное время. Молодые Кавказские горы ещё формируются. Вулкан Эльбрус спит, а не потух. Наши спокойные реки могут показать буйный горский нрав, разрушая созданное людьми. Кисловодску, как части Ставрополья и России, невозможно жить изолированно. Мы, население, ведём активную экономическую и хозяйственную деятельность. Мы – часть большой страны.
  • Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Давайте посмотрим видеоролик, созданный учащимися вашего класса.

  • Какова главная задача урока?
Анализируют речь учителя, определяют цели (алгоритм поведения.)

Просмотр видеоролика. (Приложение 1)

Выработать навыки действий в условиях ЧС.

3. Этап актуализации, обобщения и систематизации знаний.

Цель: повтор изученного материала, активация познавательных учебных действий путём защиты и анализа проектов.

Учитель географии. А начнём мы с географического адреса и природы Кисловодска.

Звучит стихотворение 1 “Я помню эти детские рассказы…”. (Приложение 2)

  • Какие природные угрозы наиболее актуальны для Кисловодска?
  • Почему?

На столе находится таблица для заполнения (Приложение 3). Начнём заполнять.

  • В какой столбик нужно занести эту информацию?

Природа тесно связана с хозяйственной деятельностью человека. Рассмотрим экономику города Кисловодска.

  • Какие хозяйственные объекты города представляют наибольшую опасность в случае возникновения ЧС?
  • Почему?
  • В какой столбик нужно занести эту информацию?

Учитель ОБЖ. Хозяйственная деятельность человека всегда оказывала влияние на окружающую среду. Максимальные изменения природы возникли в эпоху НТР, с середины 50-х годов века. Наиболее активно человек изменял литосферу и биосферу. В результате возникло новое пространство – техносфера. Техносфера – это территории, на которых созданы условия пребывания людей на бытовых объектах , на территориях городов и посёлков, на транспорте, на объектах экономики.

  • Какие виды техногенной деятельности человека могут привести к ЧС?
  • Возможно ли заражение местности в Кисловодске?
  • Почему?
  • Какие виды заражения местности вероятны в Ставропольском крае? Запишите их в схему.

Учитель географии. Помимо техногенных факторов существуют природные явления, создающие преграду существованию людей.

  • На какие 2 группы можно разделить природные явления по причине возникновения?
  • Какие из выделенных ЧС наиболее опасны для промышленных объектов Ставрополья?
  • Почему?
  • Какие из выделенных ЧС наиболее опасны для сельского хозяйства Ставрополья?
  • Почему?
  • В какую часть схемы нужно внести эти данные?

Учитель ОБЖ. Человек постоянно находится перед угрозой возможного возникновения чрезвычайных ситуаций не только грозных сил природы, но и может спровоцировать техногенные аварии или усугубить воздействие природных катаклизмов. Задача человека состоит не только в выяснении причин возникновения техногенных и природных аварий и катастроф, но и в предупреждении их возникновения, определения разумных путей выхода из создавшихся ситуаций, обеспечивая безопасность не только себе и окружающим, а также окружающему его техногенному миру и миру природы.

Правительство Российской Федерации всегда уделяло серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. После принятия целого ряда нормативно-правовых актов РФ по обеспечению безопасности, а в 1994 году федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” главная роль в ликвидации подобных явлений была возложена на МЧС.
На сегодняшний день в России создана Единая Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая решает задачи спасения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий.

  • Как вы считаете: легче предупредить ЧС или бороться с её последствиями? Почему?

Главной задачей этой системы является осуществление заблаговременно комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.

Группа №1 представляет проект №1”. Географический адрес и природа Кисловодска”. (Презентация 1)

Землетрясения и наводнения.

Дают ответ.

В первый.

Группа № 2 представляет проект №2. “Экономика Кисловодска”. (Презентация 2)

ТЭЦ, ЛЭП.

Аргументация ответа.

В третий.

Группа № 3 представляет проект № 3. “Влияние техногенной деятельности на возникновение ЧС на территории Ставропольского края и города Кисловодска”.

Анализ проекта (Презентация 3)

Дают ответ.

Аргументация ответа.

Работа со схемой

Природные и антропогенные.

Группа № 4 представляет проект №4. “Влияние антропогенной деятельности и явлений природы на возникновение ЧС в Ставропольском края и городе Кисловодске”. (Презентация 4)

Землетрясения и наводнения.

Аргументация ответа

Оползни, пожары, атмосферные явления, град, суховеи, засуха.

Аргументация ответа.

Работа со схемой.

Чтение стихотворения №2. “Владей собой среди толпы смятенной…”.

(Приложение 4)

Ответ и его аргументация.

Группа № 5 представляет проект № 5. “РСЧС – служба обеспечения безопасности населения при ЧС”. (Презентация 5)

4. Этап применения знаний и умений в новой ситуации.

Цель: разработка алгоритма поведения учащихся в условиях ЧС с учётом географического положения и экономики населённого пункта, формирование навыков действий в условиях ЧС.

  • Как вы будете действовать в случае наводнения в Кисловодске?
  • Как вы будете действовать в случае химического заражения территории?
  • Каковы ваши действия, если гроза с градом застала вас в поле?
  • Как бы вы действовали в условиях улицы?
  • Как поступить, если вы не знаете, что предпринять?

Практикум: разделимся на 2 группы. Группа № 1 (с красными карточками) будет выполнять неверные действия в условиях землетрясения, группа № 2 (с зелёными карточками) будет выполнять правильные действия во время землетрясения. Начинаем по сигналу.

Разработка алгоритма действий в ЧС (Рисунок 1).

Звонок в МЧС.

Выполнение практикума

5. Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекции.

Цель: выработка метапредметных универсальных учебных действий, анализ правильности навыков в условиях ЧС.

Учитель просит оставаться учащихся на занятых ими во время практикума местах. После опрашивает по 2-3 человека каждой группы:
  • Почему вы совершили именно эти действия?
  • Какую цель преследовали вы, совершая эти действия?
  • Что вы сделали для спасения (уничтожения) жизни других людей?
  • А другие вам помогали (мешали)?

Далее учитель просит учащихся занять свои места за партами.

Анализ правильности своих действий в условиях ЧС.

Анализ действий окружающих.

6. Этап рефлексии.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности собственной и всего коллектива.

  • Исследование какой темы мы вели на уроке?
  • Почему угрозу возникновения ЧС называют “тревожное завтра”?
  • Нам удалось выработать алгоритм действий в условиях ЧС?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Где можно применить полученные знания?
  • Оцените свою работу на уроке и работу класса.
  • Выберите карточку своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Учитель выставляет оценки учащимся за урок.

Урок окончен. До свидания.

Дают ответы на вопросы

Анализ работы на уроке через самооценку.

Рисунок 1

Приложение (таблица в редакции автора)