Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: уравнение, алгоритм, компоненты действия, результат действия, выражения.
Ресурсы.
Информационный материал: учебник “Математика”, ч. 1; памятка “Алгоритм решения уравнений”; раздаточный материал - тесты.
Демонстрационный материал: карточки уравнений; карточки с геометрическим материалом;
Интерактивный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.
Ход урока
1. Организационный этап. (Мотивация к учебной деятельности)
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть нам холодом зима в окошко дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!
Ученик:
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко!
Учитель:
Пусть сегодня для нас всех,
На уроке сопутствует успех!
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, сегодня я приглашаю Вас в путешествие, но не обычное, а математическое - путешествие за новыми знаниями. Нас ждут в пути испытания, но я верю, что вы их легко преодолеете. Готовы? Тогда вперёд! И пусть девизом нашего урока станут слова “Думаю, знаю, могу!”.
Не бойтесь ошибаться. Мы учимся, и каждый из вас имеет право на ошибку.
Итак, испытание 1: “Я это знаю”.
1) К нам в гости пожаловал Мистер Х.
- Из каких геометрических фигур он составлен?
- Каких геометрических фигур взято больше?
- Сколько всего их потребовалось?
Число геометрических фигур увеличьте в 100 раз и полученный результат уменьшите на 110.
Какое число получилось? (890)
Что вы можете о нём рассказать?
Чистописание.
Откройте тетради, запишите число.
Это чистописание сегодняшнего урока.
2) Запишите только ответы.
- Первое слагаемое 380, второе 120. Чему равна сумма?
- Я задумала число. Когда я к нему прибавила 250, у меня получилось число 1000. Какое число я задумала?
- Первое слагаемое 900. Сумма равна 1200. Чему равно 2-е слагаемое?
- Каковы ваши ответы? Проверяем. (500, 750, 300)
- Что общего у этих чисел?
- Чем они различаются?
- Какие компоненты арифметических действий вы находили? Каким правилом пользовались?
3) На доске записаны математические выражения.
- На какие группы их можно разбить? (Числовые выражения, буквенные выражения, уравнения)
а + c | 7 • 3 - 10 |
3 • 100 | x + 15 = 64 : 2 |
х + 10 = 135 | k • d |
- Прочитайте только уравнения и докажите, что эти записи являются уравнением.
- Что такое уравнение? (Равенство с переменой, значение которой надо найти)
- Что значит “решить уравнение”? (Найти значение этой переменной)
3. Постановка проблемы, определение темы урока, целеполагание
- Следующее наше испытание “Я это умею!”.
Решим уравнение х + 10 = 135.
Вспомним алгоритм решения простых уравнений.
Решим уравнение с объяснением. (Ученик отвечает)
- Можете ли мне ответит быстро, чему равно значение х в уравнении х + 15 = 64 : 2?
- Почему возникли затруднения? (Мы не решали уравнения такого вида)
- Какова же тема нашего урока математики?
- Какие задачи мы поставим перед собой? (Обсудите это в парах)
4. Физкультминутка.
5. Совместное “открытие” новых знаний.
- Итак, друзья мои, у нас уравнение х + 15 = 64 : 2.
- Чем оно отличается от тех, которые мы умеем решать?
- Какие варианты решения вы предлагаете? (Сначала найти значение выражения справа. Получается простое уравнение, которое мы умеем решать. Дальше рассуждаем по алгоритму).
(Решение с объяснением у доски)
6. Закрепление новых знаний
а) Работа по учебнику.
Стр.64. под красной чертой. Работаем в парах.
- Что главное при работе а парах? (Уметь слушать и помочь своему товарищу.)
- Объясните друг другу, как решали уравнения.
- Объясните решение уравнения 24 + х = 79 - 30.
б) Самостоятельная работа по решению уравнения нового вида.
Стр. 64, № 310 (уравнение 2).
- Какие шаги вы сделали, чтобы найти корень уравнения? (Алгоритм)
в) Введение новых знаний в решение задачи.
Стр.64, № 311. (Решение с объяснением)
- Ну, что же, ребята, наше путешествие в Страну новых знаний подходит к концу. Осталось последнее испытание “Я это могу!” У вас на парте лежат тесты. Выполнив их, мы сможем подвести итог нашего урока.
Тест
1. Выбери правильный ответ.
а) Уравнение – это пример, в котором пропущено число.
б) Уравнение – это выражение с неизвестным компонентом.
в) Уравнение – это равенство с переменной, значение которой нужно найти.
2. Реши уравнение устно и выбери, чему равен корень этого уравнения.
1 вариант х + 5 = 100 : 10
2 вариант х + 4 = 18 : 2
а) 5; б) 2; в) 8.
- Проверим.
7. Итог урока. Рефлексия.
Итак, друзья, преодолев немало испытаний,
Вы оказались у двери в мир Знаний.
“Входите в неё!” - я вам говорю,
За труд на уроке всех вас хвалю.
Оценки за урок.
- Какую главную задачу мы перед собой ставили?
- Удалось ли нам её выполнить?
Оцените свою работу на уроке.
- Вам было всё понятно? Вы научились решать уравнения и можете помочь другим?
- Вы считаете, что научились решать уравнения, но ещё всё-таки вам нужна помощь?
- Вы считаете, что на уроке было трудно?
И последнее: Прочитайте слово на экране. Спасибо!
Его можно произносить холодно, тепло, резко, ласково.
Но волшебным оно становится только в том случае, если в нём звучат нотки искренней благодарности.
Спасибо! Пусть это слово звучит сегодня и каждый день. И пусть на душе у вас будет светло и радостно.