Одной из главных сфер развития учащихся с ОНР является не только формирование базовых структур речи, но и познавательная – развитие восприятия, памяти, мышления, представлений. Особенно для детей с ОНР характерна несформированность монологической речи. Учащиеся, как правило, не могут качественно пересказать даже небольшой по объёму текст: нарушают логичность и последовательность содержания, не замечают важные смысловые компоненты, не чувствуют причинно-следственных связей. Большинство детей не в состоянии запомнить небольшой по объёму текст.
Проблема запоминания и понимания текстов чрезвычайно важна для решения современных задач обучения детей с речевой патологией, т.к. от запоминания и понимания смыслового содержания статей учебника зависит качество усвоения основных разделов школьной программы.
Для полноценного протекания процесса написания изложения необходимы следующие условия:
- развитие достаточно высокого уровня мыслительных операций познавательной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования);
- наличие определенного круга понятий, представлений и достаточного запаса жизненного опыта;
- иметь сформированную кратковременную и долговременную словесную память;
- обладание достаточным уровнем развития фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи.
При этом осмысление текста представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.
Опыт работы с учащимися с ОНР (зачастую на фоне двуязычия) свидетельствует о недостаточной сформированности у них выше указанных компонентов.
На основе многолетних наблюдений можно сделать вывод, что, учитывая выше сказанное, смысловая структура текста для большинства учащихся с ОНР не является объектом деятельности, в результате чего не усваивается содержание его, что позволяет нам говорить о низком уровне готовности учащихся данной категории к восприятию текстов.
Перед логопедами остро встаёт вопрос об использовании специальных приёмов, направленных формирование у учащихся умения полноценно воспринимать учебные тексты.
Учитывая выше сказанное, на протяжении многих лет для организации процесса адекватного восприятия, запоминания и понимания текстов на логопедических занятиях использую пиктограммы. Этот приём в настоящее время успешно используется некоторыми учителями-логопедами КАО г.Омска.
Пиктограмма, как указывает А.Р.Лурия, является вариантом опосредованного запоминания. Она сводится к следующему: учащемуся читается текст, ребёнок должен вслед за каждым предложением выполнить произвольно рисунок, который затем поможет ему не только вспомнить воспринятое, но и глубже понять его содержание.
Использование пиктограмм эффективно как в работе с учащимися с ОНР при обучении пересказу (1 кл.), так и при обучении изложению (2-4 кл.).
Этапы работы.
- Предварительный анализ текста, состоящий из лексического и семантического разбора текста (уточнение значений малознакомых слов, перефразирование), который проводится под руководством логопеда.
- Перевод текста на символический язык пиктограмм, на первых занятиях проводится самим логопедом, затем - самими учащимися.
- Соотнесение пиктограмм с текстом с целью проверки правильности создания графического изображения.
- Беседа по содержанию текста с целью его углубленного понимания.
- Пересказ с опорой на пиктограммы.
- Оценивание ответов учащихся, если это первоклассники. На первых занятиях оценивает логопед (а на последующих - сами дети).
- Если это учащиеся 2-4 классов, то далее идет работа над орфографией, грамматикой.
- Заключительный пересказ теста без опоры на пиктограммы.
- Написание изложения.
В особо тяжелых случаях при написании изложения учащиеся 2-3 классов могут опираться на пиктограммы, это касается детей, имеющих значительное снижение процессов восприятия, внимания и памяти.
Результаты логопедической работы по обучению изложению (пересказу) с использованием пиктограмм позволяют сделать следующие выводы:
- пиктограммы позволяют значительно повысить качество осмысления и запоминания учащимися с ОНР текстов;
- школьники этого возраста легко овладевают данным приемом и могут самостоятельно его использовать на уроке;
- данную работу целесообразно проводить не только на логопедических занятиях, но и на уроках письма и чтения, особенно с учащимися, имеющими речевую патологию на фоне двуязычия;
- учащимся с речевой патологией очень нравится этот прием осмысления и запоминания содержания текста;
- особенно этот прием работы помогает детям с неразвитым воображением, с неустойчивым вниманием и сниженной памятью.
Литература
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2: Предложение. Текст: пособие для логопеда/ под ред. Р.И.Лалаевой .- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2008. – 302 с.
- Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности/ В.А.Ковшиков, В.П.Глухов.- М.: АСТ: Астрель, 2007.-318с.
- Ткаченко Т.А, Логопедические упражнения для развития речи. – М.: Книголюб , 2005.