Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного числа

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • развивать умение распознавать падежи, тип склонения имён существительных, правильно писать безударные падежные окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мыслительную деятельность;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Задачи:

  • выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по данной теме;
  • сформулировать алгоритм для проверки написания безударных падежных окончаний существительных;
  • формировать умения определять склонение и падеж существительных;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
  • создавать положительный настрой на уроке.

Оборудование:

  • интерактивная доска,
  • проектор,
  • компьютер,
  • учебник “Русский язык 4 класс, авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова”,
  • карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель: - Догадайтесь, какую часть речи я хочу назвать.

- В предложении может быть как главным, так и второстепенным членом предложения.

- Имеет постоянный признак – род.

Дети: - Это существительное.

Учитель: - Давайте проверим. Возьмите ластик и сотрите цветную полоску. (Страница 2)

- Что ещё знаете об этой части речи?

Дети: - Существительные бывают мужского, женского и среднего рода (Постоянный признак)

- Они изменяются по числам (Но есть сущ., которые имеют только одну форму числа)

- Существительные изменяются по падежам   (Склоняются, но есть несклоняемые сущ.)

- Существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

- Существительные могут быть собственными и нарицательными.

Учитель: - Молодцы!

- На доске записаны две группы слов (Открыть шторку на странице 2). Прочитайте их.

из земли из избушки
по воде по комнате
на стене на празднике
в глуши в постели

- Что можете о них сказать?

Дети: - Это существительные в косвенных падежах.

Учитель: - Выделите у существительных окончания, определите падеж.

- Чем отличаются существительные 1 и 2 группы?

Дети: - В 1 группе у существительных ударные окончания, а во 2 группе – безударные.

Учитель: - Чем являются безударные окончания существительных?

Дети: - Безударное окончание существительного – это орфограмма.

Учитель: - Вспомните, как проверить правописание безударных падежных окончаний имён существительных (По ходу ответов детей на доске открываются пункты алгоритма проверки безударных окончаний существительных). Страница 3

  1. Поставить существительное в начальную форму.
  2. Определить у него род.
  3. Выделить окончание.
  4. Определить тип склонения.
  5. Поставить вопрос и определить падеж.
  6. Вспомнить, какое окончание имеет существительное этого склонения в данном падеже.
  7. Проверить себя, подставив существительное того же склонения, в том же падеже с ударным окончанием (пользуясь памяткой и словами помощниками)

III. Сообщение темы, целей урока, мотивация деятельности учащихся.

Учитель: - Для чего необходимо уметь определять склонение и падеж существительных?

Дети: - Чтобы правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Учитель: - Верно. Это и будет темой урока (На доске страница 4). Цель - научиться правильно писать безударные падежные окончания существительных. Составленный алгоритм поможет нам в этом.

IV. Минутка чистописания.

Учитель: - Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

Дети:

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Учитель: Запишите число, классная работа, выделите орфограммы, поставьте ударение. (Стр. 5)

- Сегодня повторим написание заглавных букв (На доске: И Р Д В Т П).

Прочитайте их. Как думаете, о чём напоминает их последовательность?

Дети: - Напоминает о последовательности падежей.

Учитель: - Повторим написание в воздухе по образцу (Страница 6)

- Запишите буквы, соблюдая наклон и расстояние между буквами.

- Во второй строке запишите слово “падежи”, прописывая все гласные буквы в овалы.

- Какая орфограмма встретилась в слове? (жи, ши)

- Сколько падежей в русском языке? (6)

- Как называется изменение существительного по падежным вопросам? (Склонение)

- Сколько типов склонения знаете? (3)

- Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению?

- Какова особенность существительных 3-го склонения?

V. Словарно-орфографическая работа

Учитель: - А сейчас я буду говорить предложения, а вы должны заменить их одним словом (существительным), сгруппировать их в зависимости от типа склонения и записать. (Самостоятельно)

- Тёмное время суток.

- Шестой день недели.

- Зверёк, который очень любит сыр.

- Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта.

- Комната для занятий в школе.

- Место, где можно приобрести проездной билет на какой-то вид транспорта.

- Брат мамы или папы.

- Плод яблони.

- Кем приходится Маша своей маме?

1 скл. 2 скл. 3 скл.
суббота пассажир ночь
касса класс мышь
дядя яблоко дочь

Проверка. Давайте проверим (1 ученик читает, называет орфограммы – все проверяют).

После проверки открывается запись на доске. (Страница 5)

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища.

Учитель: - Что можете сказать о записанных словах?

Дети: - Есть словарные слова.

Учитель: - Как написали существительные 3-го склонения?

Дети: - С мягким знаком.

Учитель: - На что указывает Ь в этих существительных?

Дети: - На женский род.

Учитель: - Как пишутся существительные мужского рода с шипящим на конце? Приведите примеры.

Дети: - Без мягкого знака.

VI. Физминутка. (Страница 7)

VII. Закрепление изученного материала.

Учитель: - Прочитайте. (Страница 5)

Посадила мама в печь
Пироги с капустой печь.

- Что это? (Скороговорка)

- Прочитайте быстро и чётко.

- Что заметили?

Дети: - Есть одинаковые слова (печь).

Учитель: - Спишите скороговорку, определите у всех слов часть речи.

- Как определить часть речи?

Дети: - При помощи вопроса.

Учитель: - Что ещё можно определить у существительного при помощи вопроса?

Дети: - Падеж.

Учитель: - У существительных определите падеж и склонение. (1 ученик работает у доски)

- Проверим.

- Одной и той же частью речи является слово – печь-? Докажите.

- В каком существительном окончание является орфограммой? (с капустой)

- Докажите, что правильно написали окончание.

Дети:

1. Ставим в начальную форму – капуста,

2. сущ. женского рода, окончание –а-, 1-го склонения,

3. (С чем?) – Т. падеж окончание – ой.

4. Проверяем по памятке, подставляем слово-помощник с ударным окончанием – стеной, стрелой. Окончание – ой.

Учитель: - Как пишутся ударные и безударные окончания существительных одного склонения? Сделайте вывод.

Дети: - Ударные и безударные окончания существительных одного склонения пишутся одинаково.

Учитель: - Можно ли в существительном пироги назвать окончание падежным? (Нет)

- На что оно указывает? (Множественное число)

Учитель: - А теперь поупражняемся в умении правильно писать падежные окончания имён существительных.

- Дети по цепочке работают у доски, определяют склонение, падеж существительного и объясняют написание окончания. (Страница 5) После объяснения шарики нужно лопнуть.

Учитель: - Молодцы!

Работа с учебником

- Откройте учебник на странице 118. Упражнение № 102 выполнить устно с объяснением.

Упражнение № 103 выполняем с комментированием.

Самостоятельная работа. (Страница 8)

- А теперь выполните задание самостоятельно. Вставьте пропущенные окончания, пользуясь алгоритмом и докажите.

(Дети, которые быстро справились с заданием получают карточки для индивидуальной работы)

- Давайте проверим, как вы выполнили упражнение.

- Оцените работу товарища. Оцените свою работу. Какие можем сделать выводы?

VIII. Рефлексия.

- Все ли окончания существительных являются орфограммой? (Страница 9)

- Какие окончания имеют существительные 3-го склонения в Р., Д., П. падежах? (И)

- Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в Д. падеже? (Е)

- Какие окончания имеют существительные 2-го склонения в П. падеже? (Е)

IX. Итог урока

- Давайте подведем итог нашего урока.

- Чему учились на уроке?

- Как проверить безударное окончание существительного?

- Как пишутся ударные и безударные окончания существительных?

- Какое задание вызвало затруднение?

X. Домашнее задание

- Повторить падежи, с. 119 упр. № 104.

Приложение.