Цели урока:
- развивать умение распознавать падежи, тип склонения имён существительных, правильно писать безударные падежные окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мыслительную деятельность;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Задачи:
- выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по данной теме;
- сформулировать алгоритм для проверки написания безударных падежных окончаний существительных;
- формировать умения определять склонение и падеж существительных;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
- создавать положительный настрой на уроке.
Оборудование:
- интерактивная доска,
- проектор,
- компьютер,
- учебник “Русский язык 4 класс, авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова”,
- карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель: - Догадайтесь, какую часть речи я хочу назвать.
- В предложении может быть как главным, так и второстепенным членом предложения.
- Имеет постоянный признак – род.
Дети: - Это существительное.
Учитель: - Давайте проверим. Возьмите ластик и сотрите цветную полоску. (Страница 2)
- Что ещё знаете об этой части речи?
Дети: - Существительные бывают мужского, женского и среднего рода (Постоянный признак)
- Они изменяются по числам (Но есть сущ., которые имеют только одну форму числа)
- Существительные изменяются по падежам (Склоняются, но есть несклоняемые сущ.)
- Существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.
- Существительные могут быть собственными и нарицательными.
Учитель:
- Молодцы!- На доске записаны две группы слов (Открыть шторку на странице 2). Прочитайте их.
- Что можете о них сказать?
из земли из избушки по воде по комнате на стене на празднике в глуши в постели
Дети: - Это существительные в косвенных падежах.
Учитель:
- Выделите у существительных окончания, определите падеж.- Чем отличаются существительные 1 и 2 группы?
Дети: - В 1 группе у существительных ударные окончания, а во 2 группе – безударные.
Учитель:
- Чем являются безударные окончания существительных?Дети: - Безударное окончание существительного – это орфограмма.
Учитель: -
Вспомните, как проверить правописание безударных падежных окончаний имён существительных (По ходу ответов детей на доске открываются пункты алгоритма проверки безударных окончаний существительных). Страница 3- Поставить существительное в начальную форму.
- Определить у него род.
- Выделить окончание.
- Определить тип склонения.
- Поставить вопрос и определить падеж.
- Вспомнить, какое окончание имеет существительное этого склонения в данном падеже.
- Проверить себя, подставив существительное того же склонения, в том же падеже с ударным окончанием (пользуясь памяткой и словами помощниками)
III. Сообщение темы, целей урока, мотивация деятельности учащихся.
Учитель:
- Для чего необходимо уметь определять склонение и падеж существительных?Дети: - Чтобы правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
Учитель: - Верно. Это и будет темой урока (На доске страница 4). Цель - научиться правильно писать безударные падежные окончания существительных. Составленный алгоритм поможет нам в этом.
IV. Минутка чистописания.
Учитель: -
Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.Дети:
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Учитель:
Запишите число, классная работа, выделите орфограммы, поставьте ударение. (Стр. 5)- Сегодня повторим написание заглавных букв (На доске: И Р Д В Т П).
Прочитайте их. Как думаете, о чём напоминает их последовательность?
Дети:
- Напоминает о последовательности падежей.Учитель:
- Повторим написание в воздухе по образцу (Страница 6)- Запишите буквы, соблюдая наклон и расстояние между буквами.
- Во второй строке запишите слово “падежи”, прописывая все гласные буквы в овалы.
- Какая орфограмма встретилась в слове? (жи, ши)
- Сколько падежей в русском языке? (6)- Как называется изменение существительного по падежным вопросам? (Склонение)
- Сколько типов склонения знаете? (3)
- Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению?
- Какова особенность существительных 3-го склонения?
V. Словарно-орфографическая работа
Учитель: - А сейчас я буду говорить предложения, а вы должны заменить их одним словом (существительным), сгруппировать их в зависимости от типа склонения и записать. (Самостоятельно)
- Тёмное время суток.
- Шестой день недели.
- Зверёк, который очень любит сыр.
- Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта.
- Комната для занятий в школе.
- Место, где можно приобрести проездной билет на какой-то вид транспорта.
- Брат мамы или папы.
- Плод яблони.
- Кем приходится Маша своей маме?
1 скл. 2 скл. 3 скл. суббота пассажир ночь касса класс мышь дядя яблоко дочь
Проверка.
Давайте проверим (1 ученик читает, называет орфограммы – все проверяют).После проверки открывается запись на доске. (Страница 5)
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища.
Учитель: - Что можете сказать о записанных словах?
Дети: - Есть словарные слова.
Учитель: - Как написали существительные 3-го склонения?
Дети: - С мягким знаком.
Учитель: - На что указывает Ь в этих существительных?
Дети: - На женский род.
Учитель: - Как пишутся существительные мужского рода с шипящим на конце? Приведите примеры.
Дети: - Без мягкого знака.
VI. Физминутка. (Страница 7)
VII. Закрепление изученного материала.
Учитель:
- Прочитайте. (Страница 5)Посадила мама в печь
Пироги с капустой печь.
- Что это? (Скороговорка)
- Прочитайте быстро и чётко.
- Что заметили?
Дети: - Есть одинаковые слова (печь).
Учитель: - Спишите скороговорку, определите у всех слов часть речи.
- Как определить часть речи?
Дети: - При помощи вопроса.
Учитель: - Что ещё можно определить у существительного при помощи вопроса?
Дети: - Падеж.
Учитель: - У существительных определите падеж и склонение. (1 ученик работает у доски)
- Проверим.
- Одной и той же частью речи является слово – печь-? Докажите.
- В каком существительном окончание является орфограммой? (с капустой)
- Докажите, что правильно написали окончание.
Дети:
1. Ставим в начальную форму – капуста,
2. сущ. женского рода, окончание –а-, 1-го склонения,
3. (С чем?) – Т. падеж окончание – ой.
4. Проверяем по памятке, подставляем слово-помощник с ударным окончанием – стеной, стрелой. Окончание – ой.
Учитель: - Как пишутся ударные и безударные окончания существительных одного склонения? Сделайте вывод.
Дети: - Ударные и безударные окончания существительных одного склонения пишутся одинаково.
Учитель: - Можно ли в существительном пироги назвать окончание падежным? (Нет)
- На что оно указывает? (Множественное число)
Учитель: - А теперь поупражняемся в умении правильно писать падежные окончания имён существительных.
- Дети по цепочке работают у доски, определяют склонение, падеж существительного и объясняют написание окончания. (Страница 5) После объяснения шарики нужно лопнуть.
Учитель: - Молодцы!
Работа с учебником
- Откройте учебник на странице 118. Упражнение № 102 выполнить устно с объяснением.Упражнение № 103 выполняем с комментированием.
Самостоятельная работа. (Страница 8)
- А теперь выполните задание самостоятельно. Вставьте пропущенные окончания, пользуясь алгоритмом и докажите.
(Дети, которые быстро справились с заданием получают карточки для индивидуальной работы)
- Давайте проверим, как вы выполнили упражнение.
- Оцените работу товарища. Оцените свою работу. Какие можем сделать выводы?
VIII. Рефлексия.
- Все ли окончания существительных являются орфограммой? (Страница 9)
- Какие окончания имеют существительные 3-го склонения в Р., Д., П. падежах? (И)
- Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в Д. падеже? (Е)
- Какие окончания имеют существительные 2-го склонения в П. падеже? (Е)
IX. Итог урока
- Давайте подведем итог нашего урока.
- Чему учились на уроке?
- Как проверить безударное окончание существительного?
- Как пишутся ударные и безударные окончания существительных?
- Какое задание вызвало затруднение?
X. Домашнее задание
- Повторить падежи, с. 119 упр. № 104.