Религия спасения. Буддизм

Разделы: История и обществознание


Урок – практическое занятие с элементами объяснения.

Цель урока: Дать представление учащимся о мировой религией “буддизм”.

1. Через работу с источниками (параграфом, раздаточным материалом) выяснить четыре истины новой мировой религии древней Индии – буддизма.
2. Прослушав диск – познакомиться с особенностями буддийской этики, памятниками культуры.

Задачи урока:

  • Охарактеризовать исторические условия возникновения и появления новой мировой религии – буддизма.
  • Жизнь и деятельность Будды – основателя новой религии.
  • Выяснить роль буддизма в истории Древнего Востока.
  • Воспитывать уважительное (толерантное) отношение друг к другу.
  • Выделить особенности новой религии (практическая часть)
  • Ответить на вопрос – почему религия – буддизм стала мировой религией?

План урока:

1. Повторение домашнего материала. (§21)
2. Закрепление определений (касты, кшатрии, брахманы, вайшьи, шудры, карма).
3. Объяснение нового материала:
А. Вводное слово учителя.
Б. Жизнь Гаутамы.
В. Просветление царевича.
Г. Истины открытые Буддой (практическая работа).
5. Закрепление.
6. Д\з §21, стр.94 прочитать миф, выучить определения и записи в тетради.

Индивидуальное задание: прочитать притчу, ответить на вопросы.

Оборудование и материалы:

1. Учебник “История древнего мира”, 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И.Годер , М.: Просвещение, 2008.
2. Иллюстративный материал по теме
3. Видео – фильм “Маленький Будда” Бернардо Бертолуччи
4. Диск “Всеобщая история”, 5 класс, ООО “Кордис”, 2004
5. Учебник “Религии мира”, А.Е. Кулаков.

Понятия и термины:

1) Касты, кшатрии, брахманы, вайшьи, шудры, карма.
2) Буддизм, аскет, гуру, варна, каста, истина, этика.

Персоналии:
Гаутама, Будда.

Ход урока

Организационный момент.

1. Повторение домашнего материала по §21.

Почему в древней Индии мог возникнуть кастовый строй?
– Какие касты вы знаете?
– Что такое карма?
– Почему люди стали искать новую религию, от чего она должна была спасти людей?
– Проверка понятийного аппарата (варны, касты, кшатрии, брахманы, вайшьи, шудры, карма).

3. Изучение нового материала:

А) Вводное слово учителя (Показ начала фильма “Маленький Будда”, 3 минуты).

Услышав просьбы людей о лучшей жизни, боги решили, что на земле должен появиться божественное существо, которое укажет людям путь к праведной жизни. Будущий пророк и учитель должен был придти в человеческом облике и жить среди людей. В мифах он именуется “пробужденный”, “просветленный”. Еще находясь на небесах он выбрал себе место и время рождения, родителей-отца Шуддходана – правителя княжества (касте-кшатриев), мать – Махамаю (Майю). Незадолго до рождения сына она оказалась на берегу горного озера. Боги выкупали ее в кристально – чистой воде, уложили в каменный грот, украшенный золотом и цветами. Несколько времени спустя, появился большой белый слон, который, не причинив боли, вошел в правый бок Майи. Это и был будущий Будда.

Будда родился в роще под деревом у селения Лумбини, расположенного у подножия Гималайских гор. Его нарекли Сиддхартха, что означает “тот, чья цель достигнута”, но у мальчика было и второе имя Гаутама, происходящего от прозвища 7 мифических мудрецов. Только что родившийся мальчик сам сделал 7 шагов и издал победный крик.

Один мудрец, которому показали малыша, сказал, что на свет появился спаситель людей.

Каменные изваяния покланялись ему, а деревья заботливо поворачивались к нему свои тени. Но матери не суждено было познать материнской счастье – через несколько дней после родов мать умерла. А что стало с мальчиком – мы прочитаем в учебнике на стр.96

Б) Жизнь Гаутамы.

Практическая работа учащихся с учебником (комментированное чтение с.96)

Беседа с учениками:

– Как отец пытался отгородить мальчика от бед?
– Как же изменилась жизнь ребенка, когда он увидел настоящую жизнь за стенами дворца?

Рассказ учителя:

Боги специально создали царевичу такую жизнь. Он должен был пройти обычный путь познания окружающих, дойдя до всего своим разумом и чувствами. В тридцать лет судьба его изменилась, после увиденного царевич решил немедленно бежать из людского мира. Даже рождение сына не остановило его. Отъехав далеко от родного дома, скинув царские одежды, отрезав длинные волосы, бороду, Гаутама стал аскетом. (запись определения)

Нищим он скитался по дорогам, питался подаяниями, искал совета у брахманских учителей – гуру.

В) Просветление царевича.

Рассказ учителя: Один из таких посоветовал ему найти путь в медитации. Так царевич сел под деревом, стал подобен тени, истязая себя голодом 6 лет. Но истина так и не открылась ему. Царевич понял, что верить в бесконечное количество богов Брахму, Индру, Агни – бессмысленное дело – они не помогли ему. Их не надо воспевать в молитвах, приносить им жертвы– ничего не меняется. Однажды ночью Гаутама увидел Вселенную, бесконечное множество миров, все то, что когда-то было и когда-то будет. Истина открылась для него.

Именно в этот момент он и стал Буддой – просветленным. Состояние озарение буддисты называют – нирваной “отсутствие паутины желаний”, покой отрешенность высшее блаженство.

Когда злой бог узнал, что Будда получил высший разум, он стал уговаривать его не выходить к людям, т.е. умереть для земной жизни. Но Будда твердо стоял на своем, что сначала он должен открыть людям путь спасения, а потом взойти на небо. Напрасно Маара старался послать к Будде землетрясения, наводнения, злых духов с 9 войсками – чувственность, недовольство, голод, жажда, вожделение, злость, лень, трусость, сомнение, лицемерие, глупость, высокомерие и жажда славы, а также своих дочерей – Страсть, Наслаждение, Заботу (привязанность) – но тщетно. Мара вынужден был удалиться.

Таким непреклонным появился перед своими сподвижниками – отшельниками Будда.

Он был одет в свое желтое рубище, а в руках у него была чаша для подаяния. Их первая реакция была прогнать изменника. Но чем ближе он подходил к ним, тем быстрее у них менялось настроение. Его облик вызвал почтительное уважение. Когда Будда заговорил – они поразились внутренней убежденности, с которой он говорил.

Г) Истины открытые Буддой (практическая работа).

Раздаточный материал на столах – учащиеся должны ответить на вопрос учителя:

Перед вами истины, которые Будда открыл в своей проповеди. Выпишите в два столбика из текста:

1) Что по мнению Будды мешает человеку жить?
2) И как ему изменить свою судьбу?

Что мешает человеку: Как изменить свою судьбу:
   

Раздаточный материал:

Жизнь человека – есть страдания. Его рождение – страдания, старость – страдания, болезнь – страдания, соединение с человеком, который тебе не мил – страдание. Разлука – страдание, желание чего–либо недостижимого – страдание. Все, что привязывает человека к другому и ко всему земному, вызывает страдание.

Человек несчастен потому, что он постоянно стремиться к наслаждениям, к могуществу, к власти, к богатству и никогда не бывает доволен тем, чего достиг.

Следовательно, чтобы прекратить страдания, нужно уничтожить в себе все желания – полностью освободиться от них.

Жить следует так, чтобы не впадать в крайности.

Очень плохо потакать прихотям, делать своей целью удовольствия. Это низменно. Также плохо страдать, наслаждаться страданиями. Все это делает жизнь ничтожной, мрачной.

Человеческая жизнь подобна колесу. Человек рождается чистым и светлым. Его органы чувств (глаза, уши, нос, язык, все тело и мысль) начинают воспринимать мир. У человека появляются желания. Теперь их уже невозможно остановить. Желания называют жадность, появляется зависть к другим людям. Как бы много человек не имел. Он всегда будет желать еще. Поэтому он начинает обманывать, грабить, убивать – одним словом, теряет человеческий облик и превращается в грязное животное. Человек хочет жить вечно и страдает от того, что его жизнь коротка и быстротечна. Жалость, недовольство, злоба вызывает у людей болезни, и, наконец, старость.

Будда указывает путь, который бы помог выйти из этого нескончаемого пути страданий.

Основные вехи этого пути:
– правильное понимание всего вокруг;
– правильное рассуждение и речь;
– правильное действие;
– правильное видение.

Проверим ваши таблицы в тетради:

Что мешает человеку: Как изменить свою судьбу:
Страдания Правильное понимание
Стремления к наслаждению Правильное рассуждение и речь;
Желания, зависть, злоба, ложь… Правильное действие и видение:

Человек должен избавить себя от гордыни (“красного петуха”), тщеславия, эгоизма, невежества (“черной свиньи”), коварства и злобы (“зеленой змеи”).

Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, щедро делиться сними собственным опытом, знаниями.

К чему же призывает учение Будды? Какие по вашему черты поведения сегодня необходимы в нашем обществе, которое задумывается о толерантном отношении друг к другу?

– Учение Будды призывает не творить зла, не воровать, не лгать, не наносить ущерба ничего живому, не употреблять спиртного, не прелюбодействовать и т.д.

Человек должен избавить себя от гордыни (“красного петуха”), тщеславия, эгоизма, невежества (“черной свиньи”), коварства и злобы (“зеленой змеи”).

Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, щедро делиться сними собственным опытом, знаниями.

Комментарий учителя:

Будда не предлагает всем людям следовать за ним по этому пути, а лишь предлагает его людям.

Учение Будды направленно на то, чтобы изменить поведение и поступки людей. Соблюдать моральные принципы гораздо важнее, чем покланяться богам.

Поэтому эту религию можно назвать нравственной.

Буддизм предписывает одинаковое отношение к людям, как к хорошему человеку, так и к убийце. Нехорошо мстить, наказывать людей за злодеяния. Буддизм учит не вмешиваться, не бороться за правду. Буддизм – это пассивная этика (запись определения): не твори зла и несправедливости, сам показывай положительный пример, но не навязывай его другим, не стремись искусственно переделывать мир по своему образцу. Ведь любая реформа, или революция, какие бы справедливые лозунги не казались, ведет к насилию, оно категорически отвергается насилием. Изменить следует ни мир, ни общество, а самого себя.

5. Закрепление.

1) В каком веке появилась новая религия в Древней Индии, ее название (в 6 в. до нашей эры, Буддизм).
2) Как звали пророка, который открыл людям путь спасения? (Царевич Гаутама.)
3) Какие истины открылись ему? (Гаутама открыл четыре благородные истины. Первая из них – все в мире страдают. Вторая – причина страдания кроется в привязанностях и желаниях человека, в его стремлении к приятному. Третья – любой человек, независимо от того, к какой варне он принадлежит, может достичь состояния, свободного от страданий.
Это состояние называется – нирвана. И, наконец, четвертое – существуют пути достижения нирваны. Это – мудрость, правильное поведение, отказ от насилия и совершенствование души. Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает "просветленный".)

Учитель обращает внимание задачи урока, спрашивает – почему же на взгляд учащихся эта религия стала мировой?

Потому что у Будды вскоре появились последователи. Они создали общину буддистов. Будда проповедовал равенство всех людей, милосердие, сострадание. Он утверждал, что любой человек может спастись от перерождений сам. Ни боги, ни брахманы, ни жертвоприношения и жрецы в этом помочь не могут. Для того чтобы достичь нирваны, нужно отказаться от привязанностей к жизни, от желаний и следовать по правильному пути.

Со временем учение Будды распространилось по всей Индии, но не вытеснило индуизма. Спустя века ему стали следовать во многих других странах. Сегодня буддизм является одной из трех мировых религий.

4) В чем видят люди исповедующие буддизм идеал человеческого поведения?

Каковы основные принципы учения?

(Правильная жизнь, подавление в себе страстей, привязанностей и желаний – это первая стадия на пути человека к нирване, т.е. высшему блаженству.
Учение Будды призывает не творить зла, не воровать, не лгать, не наносить ущерба ничего живому, не употреблять спиртного, не прелюбодействовать и т.д.
Человек должен избавить себя от гордыни (“красного петуха”), тщеславия, эгоизма, невежества (“черной свиньи”), коварства и злобы (“зеленой змеи”).
Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, щедро делиться сними собственным опытом, знаниями.)

Учитель предлагает посмотреть некоторые иллюстрации с памятниками Будды.

При наличии времени предлагается работа с притчей для более глубокого понимания буддисткой этики.

Практическая работа с дополнительным материалом:

Ребятам предлагается прочитать притчу и ответить на вопросы:

  1. Отметьте, какие черты вероучения буддизма отражены в этом сказании.
  2. Выпишите не менее 5 буддисткой этики.
  3. Есть какие либо примеры, которые сегодня также имеют место в нашем обществе, на которые нужно обращать внимания.

Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва возродился в образе божества дерева. Тогда в одной деревне жили рыбаки. И вот один рыбак взял рыболовный крючок и отправился с маленьким сыном к излюбленному месту, где хорошо клюет рыба. Пришел он туда и стал в разные стороны крючок забрасывать. И вдруг его крючок зацепился за подводную корягу: никак не может его рыбак освободить. И он подумал: “Наверное, у меня на крючке большая рыба. Пошлю – ка я сына домой и велю жене с соседями поругаться, чтобы никто из них на долю моей добычи не посягнул”. И он сказал сыну: “Пойди, милый передай маме, что мы поймали большую рыбу, чтобы она затеяла ссору с соседями”.

Когда сын ушел, рыбак, боясь, как бы не оборвать леску, снял свою одежду и полез в воду. Ему так хотелось поймать большую рыбу, что он принялся искать ее в воде и, наткнувшись на корягу, выколол оба глаза. А в это время вор утащил его одежду, лежащую на берегу. Обезумев от боли, прикрывая глаза рукой, рыбак вышел из воды, и, дрожа всем телом, стал ощупью искать одежду.

В это время жена рыбка, желая поссориться с соседями, решила принять такой вид, чтобы всем было противно смотреть на нее. Прицепив к одному уху пальмовый лист, а один глаз

Вымазав сажей, она взяла на руки собаку и отправилась к соседям.

“Что с тобой?” – сказала соседка, – к уху ты прицепила пальмовый лист, глаз измазан сажей, как у ребенка, держишь ты собаку на руках и ходишь из дома в дом, с ума сошла что ли”. – Нет, я не сошла с ума, – отвечала жены рыбака, – а ты без причины оскорбляешь меня. Вот я пойду к деревенскому старосте, и пусть он покарает тебя уплатой восьми каршапан. И, так, затеяв ссору, обе пришли к деревенскому старосте. А когда староста разобрал это дело, эта кара пала на голову жены рыбака. Ее связали и стали бить, требуя уплаты денег.

Видя эти оба несчастья: одно которое постигло жену в деревне, а другое – мужа в лесу, божество дерева, сидя на ветке скало: “Эй, рыбак, и воде, и на земле ты замышляешь не доброе, от того с обеих сторон беда” И божество произнесло следующее поучение в стихах:

Лишился глаз, одежды нет, в соседнем доме брань слышна,
В воде и на земле беда на рыбака обрушилась.

Примерный ответ:

  1. Рыбак и его жена проявили алчность.
  2. Проявили обман, коварство, недоброжелательность к соседям.
  3. Жена рыбака обвинила соседку в том, что та и не делала, обманув старейшину.
  4. Проявили неуважение к животному существу – собаке.

Притча призывает не творить зла, не лгать, не наносить ущерба ничего живому. Человек должен избавить себя от эгоизма, невежества (“черной свиньи”), коварства и злобы (“зеленой змеи”) Примеры ребят из жизни.

6. Д\з §21, стр.94 прочитать миф, выучить определения и записи в тетради.

Индивидуальное задание: прочитать притчу, ответить на вопросы (приложение 1).