С введением ФГОС НОО перед учителями начальных классов встала задача не только овладеть новыми педагогическими технологиями, новыми подходами в организации деятельности учащихся, но прежде всего, измениться самому Учителю, своё мышление, видение конечного результата своей работы. Дать детям другое образование – образование, нацеленное на раскрытие внутренних потенциальных возможностей человека, способного в любых социально - экономических условиях найти себя и самореализоваться; образование, учитывающее, что сумма знаний – не единственный фактор, определяющий будущее человека.
Чтобы получить положительные личностные, метапредметные, предметные результаты, необходимо создать целостную систему обучения и воспитания.
Есть несколько этапов формирования учебной деятельности у учащихся. Первый этап развивающего обучения – это этап начального базового образования. На данном этапе учащиеся должны приобрести “инструмент” учебной деятельности, который будет позволять им ставить перед собой очередную учебную задачу и находить средства и способы её решения. С первых дней ребёнка в школе надо учить освоению этих действий, и прежде всего, заняться формированием действий самоконтроля и самооценки у учащихся. Освоение этих учебных действий происходит через коллективно-распределённую деятельность, освоение детьми способов взаимодействия внутри малой группы, а также взаимодействия между группами.
На примере урока русского языка показаны приёмы формирования учебных действий: постановка учебной задачи, решение учебной задачи, контроль и оценка, самоконтроль и самооценка, рефлексия своего знания – незнания, а также приёмы фиксации учебных действий в знаковой форме. Опыт показывает, что данные приёмы эффективны. Положительная динамика усвоения не только учебного материала, но и личностного роста учащихся. Ребятам нравится деловое общение, планировать свою работу, решать поставленные задачи, вести исследовательскую и проектную деятельность.
На конкурс представлен опыт работы по освоению федерального государственного образовательного стандарта на примере урока русского языка по теме “Упражнения в правописании имён собственных”, по учебнику русского языка 2 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, дидактическому материалу 2 класс Л.Ю.Комисарова.
На уроке применялся метод деятельностного подхода в обучении, организация парной и групповой работы, контроль и оценка своей работы учащимися, рефлексия своего познания. Опыт показал, что выполняя в системе стандарты ФГОС, учащимся под силу ставить и решать учебные задачи, проводить рефлексию “Я знаю – не знаю”.
Цель урока: продолжить изучение и закрепление орфограммы “Правописание имён собственных”.
Задачи урока:
Формировать умение видеть в словах орфограмму “Большая буква в именах собственных”, писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
Формировать универсальные учебные действия.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться высказывать своё предложение, работать по предложенному учителем плану.
- Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы группы, класса и учителя.
- Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им.
Формировать умения осознавать роль языка в жизни людей; выражать свои эмоции; понимать эмоции других.
Тип урока: решение частных учебных задач.
Трудность создания уроков, согласно стандартам второго поколения, не только в том, что надо предугадать и продумать различные варианты ответов детей, а показать, как организуется на уроке проектная и учебно-исследовательская деятельность. Представленный урок – это часть системы образовательного процесса, системы действий, форм взаимодействия педагога и учащихся в рамках учебной деятельности, где всё подчинено единой цели – формирования у обучающихся способностей к собственному самосовершенствованию.