Цели урока: Обеспечить условия для совершенствования умения решать и составлять взаимообратные задачи на встречное движение, на движение в противоположных направлениях и на движение вдогонку.
- Отрабатывать вычислительные навыки, развивать вариативное мышление, речь, коммуникативные способности, способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
- Прививать интерес к математике на основе расширения знаний родной реки Анабар, воспитывать любовь к своей “малой родине”, формировать умение работать индивидуально, в парах, в группе.
- Воспитывать усидчивость, культуру работы в группах, любовь к своей малой родине
Оборудование:
- Карточки для индивидуальных и групповых работ,
- ПК, проектор, интерактивная доска. Презентация, видеоролики, аудиозаписи.
- Презентация с материалами урока,
- Записи на доске, учебники, тетради
Подготовка к уроку.
Урок необычен тем, что содержательная основа учебником не обеспечивается, это региональный компонент.
Учитель должен:
– умело спланировать и организовать познавательную деятельность детей,
заранее подготовив фактический материал;
– распределить содержательный материал между учащимися согласно выбранным ими
ролям;
План урока.
Содержание этапов урока | Методы и формы работы |
Организационный момент. | Приветствие. |
Мотивационное начало урока, выход на тему урока. | Беседа. |
Актуализация базовых знаний. | Эвристическая беседа. |
Изучение новой темы. | Мини-сообщения учащихся. |
Физкультминутка. | Танцевальные движения животных и птиц Крайнего Севера. |
Этап закрепления изученного материала. | Работа в парах. |
Подведение итогов. | Итоги подводит учитель и ученики (рефлексия). |
Домашнее задание. | Составить задачи на движение, связанное с рекой Анабар. |
Ход урока
I. Организационный момент.
– С каким настроением вы пришли на урок. (Дети показывают карточки с изображением весёлых или грустных лиц человечков.)
– Здравствуйте ребята! У нас сегодня будет немного необычный урок. Мне хочется, чтобы вы поближе узнали свою малую родину. Как мы называем свой посёлок? Как называется наш улус “Анабарский национальный (долгано –эвенкийский) улус” .
– Где он располагается? (Презентация. Слайда 1)
– Как называется река, которая протекает по нашему улусу? (Анабар.)
– А кто знает, какова длина Анабара?
– Есть ли у неё притоки? А как называются?
– Вот об этом вы и попытаетесь узнать сами на нашем уроке, если расшифруете задания, которые я вам приготовила.
– С чего начнём наш урок? (С повторения пройденного материала.)
II. Создание ситуации успеха.
1. Фронтальная работа.
(Слайд 2–3)
– Какие геометрические фигуры вы видите?
– На какие группы их можно разбить? (Плоские, объёмные.)
– Какую работу вы можете предложить для класса, товарища? (Соотнести формулы с геометрическими фигурами.)
S = a х a;
V = a х b х
c;
Р= a х
4;
Р= (a + b) х
2;
V = a х a х
a;
S = (a+b) : 2;
S = a х b;
S = v х t;
P = a + b + c;
P = a х 3
(Взаимообратная связь. У каждого ребёнка свой набор карточек с формулами. Учитель показывает на геометрическую фигуру, называет, что нужно найти: площадь или периметр, а дети показывают соответствующую формулу.)
– Соотнесите геометрические фигуры с данными формулами.
– Какая формула лишняя? (Лишняя формула на движение.)
– Какие еще формулы на движения вы знаете?
Вот мы сейчас поиграем с вами в игру “Северное сияние” почему игра называется так, вы догадаетесь сами.
2. Работа в парах.
“Северное сияние”” – повторение связи между величинами: S, V, t Vудаления, Vсближения, Vсближения (движение вдогонку )
Каждый ученик берёт по 3 кружка из 6 предложенных и показывает кружок с символом другому, ученику, рассказывает, как найти данную величину. Первый ученик проверяет по обратной стороне кружка, где записан правильный ответ. Затем другой ученик, показывает первому ученику свой кружок и т.д.
Перед выполнением задания дать ученикам алгоритм работы.
– Как будем работать? По какому алгоритму будем работать в парах?
Алгоритм работы: Iв→ IIв.,→ IIв.→ I в. (Слайд 4)
– Что у нас получилось? (Северное сияние.) Да, сочетание цветов на наших формулах так походит на долганский узор, который представляет северное сияние.
– Для чего мы выполнили данное задание? (Вспомнить формулы на движение.)
– Кто при выполнении данного задания испытал трудности?
– Какой вывод для себя нужно сделать? (Хорошо знать формулы движения.)
– Зачем необходимо их знать? (Они нам помогают решать задачи связанные с движением.)
III. Актуализация знаний.
– Прочитайте стихотворение.
На уроке не ленись,
Ты за знания борись!
Да, бывает не легко,
Будешь умным ты зато!
(Слайд 5)
– Как вы понимаете эти строчки? (Высказывания детей.)
1. Групповая работа: (Слайд 6 – 9)
– Вот мы сейчас и посмотрим, как вы умеете работать на уроке.
– Как будем работать? (По группам.)
– Сейчас каждая группа получит задание.
– Прочитайте свои задания. Если нет вопросов по заданиям, можете приступить к работе.
1-я группа. Найти корни уравнений. Расположите их в порядке возрастания, и вы расшифруете название правого притока реки Анабар. (Слайд 6)
р. Уджа длина 455 км.
Найдите сумму данных корней, то найдёте длину этой реки.
2-я группа. Расшифруйте название левого притока реки Анабар. (Суолама) (Слайд 7)
Л -1 /4 от 2800, (700);
О -2 /9 от 720 (160);
С – 17% от 5000 (850); у – число 1/5, которого равны 42, (210);
М – число 4/23, которого равны 20,(115);
А – число 16%, которого равны 64, (400).
850 | 210 | 160 | 700 | 400 | 115 | 400 |
Найдите сумму полученных значений и разности числа 2573, то получите длину этой реки. (700 + 160 + 850 + 210 + 115 + 400+ 400 = 2835 – 2573 = 265 (км).
3-я группа– работают над выражением, результатом решения которого, дети находят длину реки Анабар: (Слайд 9) (77838 + 3702) : (804 х 280 – 224214 ) х 30 – 1761 = 939 (км).
4-я группа – работает над нахождением площади и объёма болка, где живут рыбаки реки Анабара. (Слайд 8)
– Что такое площадь?
– Как найти площадь прямоугольника? (S =a х b) (36дм х 23дм = 828 дм2 )
– Как называется дом, в котором живут рыбаки? (Болок.)
– Найдите его объём, если высота равна 20 дм, ширина 23дм, длина 36дм. (V = 828 х 20 = 16560дм3)
2. Сообщение групп по сделанной работе. Работа с картой.
– Какова площадь и объём болка? (S = 828дм2; V= 16560 дм3.)
– Как называется правый приток реки Анабар. (Уджа.)
– А чему равна длина Уджи? (455 км.)
Кто сможет показать её на карте? (Учащиеся показывают.)
– Как называется левый приток реки Анабар. (Суолама.)
– А чему равна длина Суоламы? (265 км.)
Кто сможет показать её на карте? (Учащиеся показывают.)
– На сколько длина Уджи длиннее Суоламы? (455 – 265 = 180 км.)
– А чему равна длина реки Анабар (939 км.)
IV. Постановка цели урока.
– Кто уже сможет определить тему и цель урока. Сформулируйте свою цель и цель урока.(Речь идет о километрах, мы вспомнили формулы движения значить будет решать задачи на движение ) (Слайд 10)
Физкультминутка (коррекция зрения Слайд 11).
V. Закрепление.
Фронтальная работа.
– Возьмите карточку №1, рассмотрите первую схему. (см. Приложение 2. Слайд 12)
– Как двигаются объекты? (Навстречу друг другу.)
– Какие объекты могут двигаться с такой скоростью
– Как изменяется расстояние? (Оно уменьшается.)
– Какую скорость будем находить? (Скорость сближения.)
– Как её найдём? (Скорость двух объектов сложим.)
– Составьте по схеме взаимообратные задачи и решите их.
Коллективная проверка.
– Какое движение рассмотрели? (Встречное)
– Какую скорость находили? (Скорость сближения.)
VI. Физкультминутка.
Под музыку ребята делают движения птиц и рыб обитающих в реке Анабар.
VII. Закрепление.
Работа в групп.е
Следующее задание мы будем выполнять под девизом: Больше дела, меньше слов. (Слайд 13)
Составьте задачи связанные с нашей рекой Анабар. Мы с вами можем путешествовать летом только на лодке, а зимой на машине. Перед вами стоит задача рассмотреть случаи движения от нашего посёлка до Юрюнг – Хая и составить задачи на движения, а какой способ передвижения выбираете сами.
– На каком расстоянии от нас находится Юрюнг – Хая? (160 км).
– Давайте перед началом работы вспомним, с какой скоростью передвигается лодка по реке? (20–25–30 км/ч)
– Что необходимо учитывать, если идёт речь о движении по реке? (Учитывать движение по течению и против течения.)
– С какой скоростью движется машина по зимней дороге? (40–50 км/ч)
Приступайте к работе.
1-я группа составляют задачи на встречное движение.
2-я группа задачи на движение вдогонку.
3-я группа задачи на движение с отставанием.
А вид транспорта выбираете сами.
Защита задач каждой группы.
VIII. Самостоятельная работа по вариантам.
– А сейчас будем работать самостоятельно по вариантам. Возьмите карточки № 2 рассмотрите задания. Кто сможет рассказать какое задание предлагает нам карточка? (соединить стрелочкой схему с подходящим выражением, которое будет решением данной задачи. )
Индивидуальная работа по карточкам № 2. (Слайд 14–15) Взаимопроверка.
Затем дети сверяют свои ответы, с ответами записанными на доске.
сх. № 1 – 3 выражение
сх. № 2 – 4 выражение
сх. № 3 – 1 выражение
сх. № 4 – 2 выражение
– Как двигаются объекты? (Вдогонку.)
– Какую скорость находим? (Скорость сближения.)
– Как находим? (От большей скорости отнимаем меньшую скорость.)
– Кто безошибочно справился с этим заданием?
– Кто допустил ошибки?
IX. Рефлексия.
– Чему учились на уроке?
– Пригодятся ли наши знания по решению задач на движения будничной нашей жизни? (Да, мы можем рассчитать время прибытия в п.Юрюнг-Хая или с какой скоростью двигаться….)
– Какие задания ещё вызывают у вас затруднение?
– Достигли ли поставленной цели?
– Вы очень старались на уроке, преодолевая трудности, стремились к знаниям.
– Какая же задача стоит перед нами? (Учиться.)
– И мне хочется закончить урок таким высказыванием: “Ученье – везде найдёт примененье”.
– Покажите с каким настроением вы уходите с урока.
Домашнее задание. Составить задачи на движение, связанное с рекой Анабар.
Приложение 6. Раздаточный материал.
Литература:
- Математика 4 класс – автор Л.Г. Петерсон.
- В.Н.Иванов, А.В.Егоров, Е.М.Махаров и др. Анабарский улус – Якутск 2005 г.
- Мостахов С.Е., Некрасов И.А. Словарь – справочник – Якутск 1990 г.