Повторение изученных орфограмм. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: конкретизация открытого способа действия
Цель учителя:

  • обеспечить  условия для постановки УЗ «Что я знаю об орфограммах?»;
  • обеспечить условия для дл повторения знаний изученных орфограмм: жи-ши; ча-ща,; чу-щу;
  • обеспечить условии для развития орфографической  зоркости;
  • обеспечения  условий для  воспитания интереса к предмету, к культуре общения в группе.

Задачи: формировать у учащихся умения находить знакомые орфограммы, обосновывать свой выбор для обозначения звука буквой, прививать интерес к учебной деятельности.

Цель ученика: учусь находить знакомые  орфограммы.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I. Оргмомент. Психологический настрой

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А теперь проверь дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Спинку ровненько держи,
На уроке не шуми, 
Руки полочкой на стол,
Начинаем разговор.

Дети проверяют свою посадку. Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем.
II. Создания учебной ситуации – Какой урок?
– Давайте договоримся как будем работать?
– Зачем нужен такой договор?

Я тетрадь свою открою.
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою.
Ручку я   вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу, я, примусь.

– Откройте тетради, запишите число и классная работа, Подчеркните орфограммы.
– И вы и Сам Самыч уже знаете, как  на письме обозначаются гласные и согласные звуки. Поэтому вы легко справитесь с такой работой.
– Запишите под диктовку слова: тюльпан, ель, сел, чаща, Юра, жил, конь.
– На какие группы их можно разбить?
– Какое слово можно исключить?
– Как можно проверить свою работу и работу своего товарища?
– Оцените свою работу и работу своего товарища.
– А сейчас проверим работу Сам Самыча. (Слайд 1)
– Посмотрим как он справился с такой же работой (тюльпан, ель, чящя, сел, жыл, конь, юра)
– Вы согласны с работой Сам Самыча?
– В каких словах, считаете вы, робот ошибся?
– Вы не согласны с тем, как написано слово чаща. Почему же?
– Разве вы не так учили Робота: мягкость согласного и следующий за ним звук [а] обозначается буквой я. Вот видите Сам Самыч всё делал так, как его учили, и всё таки ошибся. Как вы думаете, почему? Чего не знает робот?
– Да недостаточно знать общие правила обозначения звуков буквами. Надо знать, в каких местах эти правила работают, а каких не годятся. Мы ведь не объяснили Сам Самычу, что в буквенной записи бывают такие места, которые нельзя точно написать на слух: надо знать специальные правила. Как называются такие места?
– Как вы написали слово чаща? Какая работа у буквы а,  в слове чаща?
– Верно, после [ч’], [щ’] буква а выполняет только одну работу: обозначает звук [а]. Почему букваа после [ч’], [щ’] это орфограмма?
– В каком слове робот ещё допустил ошибку? Как его нужно записать?
– Кто сможет объяснить? Какую работу выполняет буква и в слове жил?
– Ребята, вы говорите, что Сам Самыч ошибся в записывая слово Юра. Какую ошибку он допустил?
– Но ведь после вашего объяснения  о разных способах обозначения звука [й’] робот всё сделал верно: вначале слова звук [й’]и следующий за ним звук [у] обозначил буквой ю. Что же он не учёл?
– Конечно же это имя мальчика. А можно ли на слух определить, строчную  или прописную букву надо писать?  А что мы должны знать тогда при записи имён собственных?
– Давайте ещё раз посмотрим как надо было выполнить эту работу Сам Самычу. (Слайд 2)
–  А разве вы рассказали об этом и других орфограммах Сам Самычу? А можете рассказать.
– Я в этом не сомневаюсь, но только давайте сами вспомним всё об орфограммах, а затем станем учить робота.

– Урок русского языка.
Высказывания детей
Высказывания детей

 

 

 

Открывают тетради, записывают число, классная работа.


Дети записывают слова  
– Слова обозначающие предметы и слова действия предметов.
– Слова предметы одушевлённые (Юра, конь) и неодушевлённые (ель, чаща, тюльпан).
Юра – имя собственное
Взаимопроверкой.
Дети сверяют свою работу с работой Сам Самыча
Ученики находят расхождения  и называют слова,  в которых допущены ошибки.
Высказывания детей.
Высказывания детей.
Такие места называются орфограммами.
Букваа выполняет только одну работу. Она обозначает звук [а]. Звуку [ч’], не нужен мягкий командир, так как он сам по себе всегда мягкий.
В слове жил.
Хотя в слове жил мы слышим звук [ы] мы должныобозначать этотзвук буквой и, т.кзвук [ж] непарный по твёрдости мягкости обозначает всегда твёрдый согласный. Ему не нужен твёрдый командир.


– Написал с маленькой буквы.


– Что это имя собственное.

Высказывания детей.

– Повторим изученные орфограммы

 
III. Постановка учебной задачи. Планирование работы. – Кто сможет определить тему нашего урока? (Слайд 3)
– Попробуйте сформулировать цель урока. (Слайд 4)Что мы должны вспомнить, чему будем учиться.
– Спланируем свою работу. (Слайд 5)
– Что будем делать на первой ступеньке?
– На второй ступеньке?
– На следующей ступеньке?
– Что нам поможет в достижении цели?
– Учусь находить знакомые орфограммы. Обозначать их буквами.

– Вспомним, какие орфограммы мы уже знаем.
– Применять свои знания.
– Проверять и контролировать.

– Ранее полученные знания, учебник, товарищ, учитель.

 
Физминутка (для глаз) (Слайд 6)
IV. Анализ условий решения задачи 1. Работа над заданием №1 с. 53

– У вас на парте лежат листочки с таблицей. Вам необходимо её заполнить. Кто понял, как это нужно сделать?
– Как  будем работать?

 

Дети работают самостоятельно.

ПРОВЕРКА (Слайд 7)

 

– Кто затруднялся в заполнении таблицы?
– Какое задание вызвало у вас затруднение?

– Кто теперь сможет объяснить Сам Самычу, почему после шипящих пишутся буквы: а, у, и, а нея, ю, ы.

 

– Подчеркнуть орфограммы. Записать звуковые записи    буквами.
– Работаю сам. Проверяю в парах.

[ы] [а] [у]
жир чаща чулан
шина роща чулок
уши чайка щука
ужи пища чум
  чай  

Высказывание учащихся.

 
Физминутка

Пальчиковая гимнастика

Мы наши пальчики сплетём.
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от земли
Отталкиваем тучки.

  2. Упражнение №32. Работа в парах

Откройте учебники, найдите упражнение 32. Прочитайте задание. Кто сможет объяснить,  что будем делать?
– Можем приступить к работе?

 

Дети записывают слова: шина, чудак, чайка, дружина, щука, роща, цель, шест.
– Какие орфограммы вы подчеркнули в словах?
– Есть ли слова где вы не смогли определить какую букву надо писать?

– Почему?
– Проверьте свою работу в парах
– Сверим свою работу по слайду.

 

Дети работают с учебником.

Записать слова буквами, подчеркнуть орфограммы. Поставить вопрос или пропустить буквы там,  где не могу объяснить букву.

Подчеркнули орфограммы жи-ши; чу-щу; ча-ща
В словах ц?ль, ш?ст
Не знаем какую букву писать э или е.
Мы тренировались писать слова с орфограммами, которые мы уже знаем.
Высказывания детей.
Высказывания детей.

 
V. Итоговая рефлексия – Молодцы! Об этом мы ещё будем говорить на последующих уроках.
– Чему учило нас данное задание.
– Кто ещё затрудняется, в чём
– Какую цель мы ставили вначале урока?
– Все ли случаи орфограмм нам удалось рассмотреть?
– Какие случаи рассмотрели?
– Как вы думаете, на какой ступеньке плана мы  с вами находимся?
– Покажите, с каким настроением вы пойдёте домой? (дети показывают сигнальные карточки с лицами грустных и весёлых лиц сказочных человечков.)

   

Литература:

1. Русский язык 1 класс – В.В.Репкин,  Е.В Восторгова – Москва – 2005г.
2. П.С. Жедек «Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии» –  Томск «Пеленг» 1992г
3. Т.В. Некрасова «Развивающее обучение русскому языку в начальной школе » Томск «Пеленг» 1993г.
4. Г.В. Репкина  «Оценка уровня сформированности учебной деятельности » Томск «Пеленг» 1993г.
5. Т.В. Некрасова «Методический комментарий к учебнику русскогоязыка» 1 класс Москава –2004г.

Приложение 1

Приложение 2