Тип: постановка учебной задачи.
Цель учителя:
- создать условия для постановки УЗ о возможности проверки орфограммы в окончании слов;
- развивать орфографическую зоркость, определять однокоренные слова;
- воспитывать культуру общения в группе.
Цель ученика: как проверить орфограмму слабых позиций в окончании слов?
Структура урока |
Структура урока |
Деятельность учащихся |
Примечания |
I. Оргмомент. Психологический настрой | Посмотрите друг на друга
добрыми, ласковыми глазами, улыбнитесь,
пожелайте себе, товарищам хорошего настроения,
успехов на весь учебный день. (Приложение
1. Слайд 1)
Откройте тетради, запишите число и классная работа, Подчеркните орфограммы. |
Дети проверяют свою посадку, открывают тетради, записывают число, классная работа. | Включается в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. |
II. Минутка чистописания | – Прочитайте слова: [дразды],
[сланы], [сквар’эц].
(Слайд 2) – Какую работу можно предложить для товарища. – Если вы определите орфограмму в данных словах, вы узнаете, какая буква просится к нам на минутку чистописания. – Что вам помогло определить букву?
– Дайте характеристику звука. 2. Пальчиковая гимнастика.
(Постукивание по парте подушечками всех пальцев одновременно.) |
Дети читают слова. – Записать слова буквами. – Это орфограмма слабых позиций в корне слова. Безударная гласная буква О – Буква О – Подобрали проверочные слова: дрозд, слон, скворушка – Гласный, обозначает твёрдость согласного звука. – Даёт звук [о] только под ударением. – Эта буква Р в слове СКВОРЕЦ Дети выполняют упражнение. |
Упражнение на развитие мелкой моторики. |
III. Актуализация опорных знаний | – Составьте свою цепочку букв и
запишите её до конца строчки. – Запишите слова буквами. – Что общего в этих словах? – Какое слово можно исключить? – Вспомните словарные слова, которые начинаются с буквы О и запишите их. – Почему эти слова мы называем словарными? |
Дети составляют свою цепочку и
записывают. Обозначают одушевлённый предмет Скворец – ед. число, а остальные множественное. Слон – это животное, а остальные птицы. Дети самостоятельно записывают слова: огурец, огород, осина. – Нельзя подобрать проверочное слово. Их нужно запомнить или знать истоки слова. |
Работа на развитие умения выделять существенные признаки находить общее и различие. |
IV. Создание учебной ситуации | – Прочитайте высказывание. – Как вы понимаете такое высказывание? «Дрожит, как осиновый лист». (Боятся чего то очень сильно). (4 слайд.) – Какие орфограммы встретились в слове дрожит. – В какой части слова встретилась орфограммы? – А в какой части слова мы умеем проверять орфограммы слабых позиций? – Как мы это делаем? – Как проверить орфограмму в слове дрожит? – Вот сейчас мы и проверим, как вы научились это делать. Запишем слова. Словарный диктант: Снежок, грачи, повар, хвалить, пастух, трубка, шутка. – Что нужно было помнить, чтобы выполнить это задание? – Какое слово нужно подбирать для проверки? – Вы уже научились проверять безударные гласные в корне слова? – Тогда проверьте записи Сам Самыча. – Как будем работать? Лень – ленейка мост – мостерить (Слайд 5) – Правильно Сам Самыч выполнил проверку? – Что уже понял робот в этом способе проверки? – В чём его ошибка? – Что посоветуете роботу? – А вы помните, как подбирать однокоренные слова? – Прочитайте группу слов. Составьте задание для товарища. а) весельчак, весёлый, радостный, веселье, весло; б) вода, водитель, водичка, водный, водяной (Слайд 6) – Проверьте свои работы сначала в парах. (Обсуждение выполнения задания.) – Как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? – Что нам поможет быстро рассказать о способе проверки? – Кто может записать модель? |
Высказывания детей. – Безударная гласная о, орфограмма сильных позиций жи – В корне слова. – В корне слова. – Находим сильную позицию в однокоренном слове. – Можно подобрать однокоренное слово дрожь. – Как подобрать проверочное слово. – Что гласный или согласный звук должен быть в сильной позиции. – Однокоренное. – Да. – Парами. – Не совеем. – Робот понял, что слабую позицию проверяем по сильной в корне слова. – Не умеет подбирать однокоренные слова. – Нужно смотреть на лексическое значение слов. – Да. – Выписать однокоренные слова из каждой группы. Взаимопроверка. – Чтобы ещё раз вспомнить, как подобрать проверочное слово. – С помощью модели. |
Ситуация успеха. При проверке учащиеся обосновывают выбор той или иной буквы.
Парная работа.
Показ слайда. Перед выполнением задания выясняется, все ли дети понимают значения слов.
Для создания учебной ситуации, которая привела к постановке УЗ, учитель использовал такое средство как известные знания детей |
V. Физминутка | Зарядка Раз –
подняться, потянуться, |
||
VI. Постановка учебной задачи | – А если слабая позиция будет не
в корне? – Я предлагаю такое задание: Из предложения: [по тропк’и б’ижал мал’ин’к’ий’ валч’онак]выписать слова в два столбика. В 1-й столбик – со слабой позицией в корне, которую можно проверить по сильной позиции, а во 2-й столбик – слова со слабой позиции не в корне, и где вы букву не пишите. (Слайды 7-8) – Как будем работать? – Что у вас получилось? – Знаем ли мы какую букву нужно в третьем слоге в слове волчонок? – Значит, оставляем знак вопроса (?) – А какую букву нужно вставить в слово по тропк_? – А как вы думаете, какую букву надо писать? – Правы и те и другие ребята. Если мы скажем: На тропинке сидела большая собака, – пишем букву е . А если Нигде не было видно тропинки, – пишем и. – Какие вопросы у вас возникли. – Можем мы теперь сформулировать учебную задачу? – Что мы попытаемся узнавать? – Составим план работы. – Какую работу выполним на первой ступеньке? (на второй? и т.д) – Как будем работать? – О чём нужно помнить, работая в группе? 2. Работа в группах 3. Обсуждение вариантов Группы предлагают свой план работы по реализации плана и модель учебной задачи |
– Тогда мы пропускаем букву. – В парах. по тропк_ мал.ньк.й – мал волчн.к – волк бежал, – Нет. – Нет. -е, -и. – Почему в одном случае пишется – е, а в другом – и? – А можно ли проверить слабую позицию в окончании слова по сильной, так же как мы проверяли в корне? – Может буква в окончании слова пишется по какому то правилу? – Искать способ проверки безударного гласного не в корне слов 1) Как проверить – Каждая группа предлагает свой вариант. |
|
VII. Итоговая рефлексия | – Что мы сейчас учились
делать? – Что можете сказать о своей работе? – В какой части слова мы уже научились проверять безударные гласные ? – Как проверить безударную гласную в корне? – Во всех случаях этот способ позволяет проверить орфограмму? – Почему этот способ не сработал в словах волчон.к, мал.ньк.й, на тропк_? – Какую новую задачу мы определили для себя? – Оцените свою работу с помощью наших сигнальных карточках.
Домашнее задание Прочитать статью на с. 78-79. |
– Учились фиксировать цель в
виде модели и составили план работы на учебную
задачу. – Дети говорят что получилось, что нет, удалось ли ребятам в группе договориться, удалось ли составить модель – В корне слова – Подобрать однокоренное слово, чтобы этот звук стоял в сильной позиции. – Нет. – Слабая позиция не в корне слова. – Искать способ про верки безударной гласной не в корне слова. Дети показывают карточки с изображением грустных и весёлых лиц человечков. |
Литература:
1. Русский язык 3класс – автор В.В. Репкин, Т.В.
Некрасова, Е.В. Восторгова.
2. П.С.Жедек «Вопросы теории и методики
обучения фонетике, орфоэпии, графике и
орфографии» – Томск «Пеленг» 1992
3. Т.В.Некрасова «Развивающее обучение
русскому языку в начальной школе» Томск «Пеленг»
1993г.
4. Т.В. Некрасова «Методический комментарий к
учебнику русскогоязыка» 3 класс Москава –2005г.
5. Г.В.Репкина «Оценка уровня
сформированности учебной деятельности» Томск
«Пеленг» 1993г.