Методическая разработка "Полезные ископаемые". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: формирование знания о полезных ископаемых на основе практической работы.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма: микроисследование.

Технология проблемного обучения.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, образцы из коллекции полезных ископаемых для начальной школы, лабораторное оборудование, раздаточный материал, компьютер, проектор.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • формировать способности учащихся к саморазвитию;
  • работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предметные:

  • Познакомить учащихся со свойствами полезных ископаемых;
  • Создать представления о способах добычи полезных ископаемых;
  • Углубить знания учащихся о полезных ископаемых;
  • Объяснить значение полезных ископаемых для экономики и хозяйственной деятельности людей.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью.

Коммуникативные УУД

  • развивать умения работать с источниками информации;
  • развивать умения аргументировать свою позицию;
  • учить способам сотрудничества в группе, парах.

Познавательные УУД

  • создавать условия для формирования знаний о полезных ископаемых;
  • учить использовать информационные сведения для решения практических задач;
  • развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

Приложение 2.

Этап урока Цель, результативность Содержание деятельности учителя Содержание деятельности
Учеников, ответы
Методы Приемы
1. Эмоциональное вхождение в урок. – Создание доброжелательной рабочей обстановки в классе Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Давайте все улыбнемся. Мне очень приятно, что наш урок начинается с хорошего настроения.   По источнику знаний: словесный. “Настройка”.
2. Мотивация. – Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность на личностно значимом уровне через включение элементов необычности. Сейчас я расскажу вам такую историю: Однажды встретились три мальчика и начали спорить, какое полезное ископаемое самое полезное и нужное? Один сказал: “Самое нужное для человека это железная руда. Без нее не изготовишь автомобиль, комбайн, самолет”. Второй мальчик ответил: “Ну вот построили мы автомобили, самолеты, только ведь они сами не поедут, не полетят. Для них нужен бензин, керосин, которые получают из нефти.”. Третий мальчик сказал: “А как вы построите дом, школу? Для них нужно много песка. Значит самое главное это песок”. Они спорили, спорили, но так и не нашли ответ на свой вопрос.

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Сегодня мы с вами будем выступать в роли маленьких исследователей и узнаем много интересного.

Проводить какие-нибудь опыты, экспериментировать, наблюдать, делать выводы. Слухового и зрительного восприятия. “Удивляй”.
3. Постановка темы урока. Определение темы урока через решение проблемного вопроса. А что мы с вами будем исследовать,

Как можно назвать нефть, железную руду и песок одним словосочетанием?

– Почему их так называют?

– Как выдумаете, какая тема сегодняшнего урока?

– Выступая в роли маленьких исследователей мы посредством опытов узнаем многое о полезных ископаемых.

– Подберите синонимы к слову “полезные”

– Найдите и прочитайте определение “Полезные ископаемые”. Запишите в тетрадь.

Слайд.

Полезные ископаемые

Приносят пользу человеку

Нужные, необходимые.

Дети работают с источником информации

Слайд

Словесный. “Вопрос”.
4. АОЗ. Повторение изученного материала, необходимого для усвоения нового материала. Фиксирование результатов на доске.

– Для начала выясним, на какие три группы делятся все полезные ископаемые. Приведите примеры.

Какими полезными ископаемыми богат наш Ханты-Мансийский автономный округ– Югра?

(Слайд)

– Твердые, жидкие, газообразные

(Учащиеся приводят примеры.)

– Нефть, газ.

Словесный. “Свои примеры”.
5. Постановка проблемы, целеполагание. Обсуждение затруднений; Развитие умения самостоятельно определять и формулировать учебно- познавательную цель урока. – Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

Какие есть предположения, гипотезы?

На ваш взгляд, как можно ответить на эти вопросы?

– Чтобы ответить на все эти вопросы, предлагаю поработать по следующему плану. (слайд)

1. Виды полезных ископаемых.
2. Свойства полезных
ископаемых.
3. Применение.
4. Где их добывают?

Что такое полезные ископаемые? Слайд.

Виды полезных ископаемых, их свойства? Для чего их добывают? Зачем их добывают?

Как их добывают?

Будем исследовать.

Можем провести опыты. Почитать в книгах, энциклопедиях…

Проблемный вопрос, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез. “Точка зрения”.
6. Решение проблемы.

Открытие новых знаний.

Активизация мыслительной деятельности учащихся, раскрытие сущности обсуждаемых вопросов, используя эвристические вопросы, построение логических умозаключений.

Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей

Открыть новые знания вам помогут загадки. Отгадывание загадок. Наглядный, частично-поисковый, словесный Показ образцов пол. ископ.

Соотнесение образцов и слов.

    1. Без неё не побежит.
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, кто же это?

Нефть.

(Слайд)

 

Разгадывание "Загадки”.

    2. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на
пляже,
Он и в стекле, расплавлен даже.
Песок.    
    3. Он чёрный, блестящий.
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали.
Делать краски и эмали.
Уголь.    
    4 . Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны.
Гранит.    
    5. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились,
Ножницы, ключи.
Руда.    
    6. Если встретишь на дороге.
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или
вазу –
Она понадобиться сразу.
Глина.    
 

 

 

2. Разгадывание кроссворда

Поработаем в парах. Попробуйте разгадать кроссворды. Впишите название полезных ископаемых в клеточки.

Давайте проведем свои исследования. Но прежде всего отдохнем.

Самостоят. работа в парах. Тетрадь стр.26 № 3.

Дети отгадывают кроссворды.

 

“Кроссворд”.

7. Физкультминутка.

Снятие умственного и физического напряжения.

Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью.

Из-за парты тихо встали
И по классу зашагали.
И по классу зашагали
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз – подняться,
потянуться,
Два – согнуться,
разогнуться,
Три – присесть,
четыре – встать,
пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Релаксационная физкультминутка. Словесный.  
8. Микроисследование. Ознакомление уч-ся со свойствами полезных ископаемых в микроисследованиях..

Развитие умения работать в группе; самостоятельное исследование под руководством учителя.

Работа в микрогруппах.

Выполнение исследований.

Ребята, для того чтобы узнать больше о полезном ископаемом необходимо знать их свойства. Чтобы знать их, мы с вами сейчас проведём практическую работу.

Вам необходимо установить основные свойства, выявить, какие свойства использует человек в своей деятельности и внести данные в инструктивные карты..

Работа в группах.

Провести опыты с полезными ископаемыми и заполнить инструктивные карты.

1-я группа получает задание: пронаблюдайте и занесите данные…Что произойдёт, если гранит опустить в стакан с водой, одновременно опуская туда кусочек дерева? Как проверить прочность гранита?

Что произойдет, если провести по стеклу гранитом?

2-я группа: Что произойдет если к руде поднести магнит?

Сравните гранит и руду. Что тяжелее? Попробуйте разломить кусок руды. Какой вывод сделайте?

3-я группа: Найдите у себя на столах порошок белого цвета. Разотрите его на ладонях. Что напоминает этот порошок? Есть ли запах? Определите его твёрдость.

Что произойдет если опустить в стакан с водой кусочек известняка и размешать.

Хотелось бы вам найти ответы на другие вопросы?

– Поделитесь своими результатами работы.

Работа в группах с.

Проведение опытов с использованием специального оборудования,

обсуждение и фиксирование результатов в карте.

1-я группа проводит опыты с гранитом,

2-я с железной рудой, 3-я группа – с известняком.

Результаты опытов:.

Гранит опустился на дно, а кусочек дерева на поверхности. Вывод: Гранит тяжёлый.

Постучать молоточком по образцам мела и гранита. Мел разломился, а гранит нет. Вывод: прочный

Царапина на стекле. Вывод: гранит твёрдый.

Кусочки руды притягиваются к магниту. Руда тяжелее гранита .Руда прочное вещество.

Учащиеся делятся результатами исследований.

Практический (проведение опытов). “Опора на опыт”.
9. Поиск информации в учебнике. Поиск информации о добыче и применении полезных ископаемых; развитие навыков самостоятельной работы.

Формирование социальной компетентности.

1. Самостоятельная работа по учебнику на стр. 50, 51

2. Организация работы в группах (группы смешанного состава)

3. Учащиеся выполняют разноуровневые задания (индивидуальные задания на карточках для групп с высоким уровнем обучаемости (красный цвет), учащиеся со средним уровнем обучаемости (синий цвет) ,учащиеся с низким уровнем обучаемости (зеленый цвет). Учащиеся отыскивают ответы на поставленные вопросы о применении и добыче полезных ископаемых, обсуждают полученные результаты в группах и отчитываются о проделанной работе.

Работа в группах, выполнение индивидуальных заданий (поиск информации в тексте учебника), обсуждение результатов, подготовка к выступлению в группах, отчет групп. Поисковый, словесный. Поисковое чтение.

Дискуссия.

10. Включение новых знаний в систему. Формирование умения применять знание в новой ситуации. Первичный контроль.

Учащимся предлагается самостоятельное выполнение тестового задания с выбором правильного ответа (индивидуальная карточка).

1. Из этих ископаемых самое прочное:
а) глина,
б) железная руда,
в) нефть,
г) песок.

2. Какое полезное ископаемое обладает плавкостью?
а) железная руда;
б) торф;
в) каменный уголь;
г) песок.

3. Какое полезное ископаемое называют чёрным золотом?
а) каменный уголь;
б) торф;
в) природный газ;
г) нефть.

4. Какое полезное ископаемое обладает пластичностью?
а) песок;
б) известняк;
в) глина;
г) гранит

Учащиеся выполняют тестовое задание, проводят взаимопроверку в парах.

(Слайд)

Практический. Тест.
11. Рефлексия. Проверить усвоение материала урока.

Включение личностного знания в систему познания мира.

Итог урока.

Наш урок подошел к концу. Давайте проверим, насколько хорошо мы усвоили тему урока.

– Какие полезные ископаемые вы знаете? Где используют полезные ископаемые?

Давайте ответим на главный вопрос урока: какое полезное ископаемое самое важное?

(Ответы учащихся на вопросы.)

Дети отвечают на поставленные вопросы. Словесный.

(Фронтальная беседа.)

“Опрос – итог”.
 

Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию.

Рефлексия.

Личностная оценка комфортности на уроке

(Слайд)

На доске нарисована гора. Дети берут магниты, символизирующие полезные ископаемые и размешают на горе, в соответствии с уровнем полученных знаний.

(Слайд)

Практический

Роль “Психолог”

12. Домашнее задание. Закрепление изученного материала. Домашнее задание – по уровням.

1-я группа “Красные” (дети с высоким уровнем обучаемости) – Составьте кроссворд с ключевым словом “руда”.

2-я группа “Синие” (дети со средним уровнем обучаемости) – подготовить сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом.

3-я группа “Зеленые” (дети с низким уровнем обучаемости) – Выполнить задание “ Подумай” (учебник, стр. 51).

Урок окончен.

Составление кроссворда, подготовка сообщения по выбору учащегося, поисковое чтение.   Составление кроссворда, подготовка сообщения по выбору учащегося, поисковое чтение.
13. Итог урока. Спасибо за урок!