Цель: формирование знания о полезных ископаемых на основе практической работы.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма: микроисследование.
Технология проблемного обучения.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, образцы из коллекции полезных ископаемых для начальной школы, лабораторное оборудование, раздаточный материал, компьютер, проектор.
Планируемые результаты.
Личностные:
- формировать способности учащихся к саморазвитию;
- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Предметные:
- Познакомить учащихся со свойствами полезных ископаемых;
- Создать представления о способах добычи полезных ископаемых;
- Углубить знания учащихся о полезных ископаемых;
- Объяснить значение полезных ископаемых для экономики и хозяйственной деятельности людей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью.
Коммуникативные УУД
- развивать умения работать с источниками информации;
- развивать умения аргументировать свою позицию;
- учить способам сотрудничества в группе, парах.
Познавательные УУД
- создавать условия для формирования знаний о полезных ископаемых;
- учить использовать информационные сведения для решения практических задач;
- развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Этап урока | Цель, результативность | Содержание деятельности учителя | Содержание
деятельности Учеников, ответы |
Методы | Приемы |
1. Эмоциональное вхождение в урок. | – Создание доброжелательной рабочей обстановки в классе | Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Давайте все улыбнемся. Мне очень приятно, что наш урок начинается с хорошего настроения. | По источнику знаний: словесный. | “Настройка”. | |
2. Мотивация. | – Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность на личностно значимом уровне через включение элементов необычности. | Сейчас я расскажу вам такую историю:
Однажды встретились три мальчика и начали спорить, какое полезное
ископаемое самое полезное и нужное? Один сказал: “Самое нужное для
человека это железная руда. Без нее не изготовишь автомобиль, комбайн,
самолет”. Второй мальчик ответил: “Ну вот построили мы автомобили,
самолеты, только ведь они сами не поедут, не полетят. Для них нужен
бензин, керосин, которые получают из нефти.”. Третий мальчик сказал: “А
как вы построите дом, школу? Для них нужно много песка. Значит самое
главное это песок”. Они спорили, спорили, но так и не нашли ответ на
свой вопрос.
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Сегодня мы с вами будем выступать в роли маленьких исследователей и узнаем много интересного. |
Проводить какие-нибудь опыты, экспериментировать, наблюдать, делать выводы. | Слухового и зрительного восприятия. | “Удивляй”. |
3. Постановка темы урока. | Определение темы урока через решение проблемного вопроса. | А что мы с вами будем исследовать,
Как можно назвать нефть, железную руду и песок одним словосочетанием? – Почему их так называют? – Как выдумаете, какая тема сегодняшнего урока? – Выступая в роли маленьких исследователей мы посредством опытов узнаем многое о полезных ископаемых. – Подберите синонимы к слову “полезные” – Найдите и прочитайте определение “Полезные ископаемые”. Запишите в тетрадь. |
Слайд.
Полезные ископаемые Приносят пользу человеку Нужные, необходимые. Дети работают с источником информации Слайд |
Словесный. | “Вопрос”. |
4. АОЗ. | Повторение изученного материала, необходимого для усвоения нового материала. | Фиксирование результатов на доске. – Для начала выясним, на какие три группы делятся все полезные ископаемые. Приведите примеры. Какими полезными ископаемыми богат наш Ханты-Мансийский автономный округ– Югра? |
(Слайд) – Твердые, жидкие, газообразные (Учащиеся приводят примеры.) – Нефть, газ. |
Словесный. | “Свои примеры”. |
5. Постановка проблемы, целеполагание. | Обсуждение затруднений; Развитие умения самостоятельно определять и формулировать учебно- познавательную цель урока. | – Как вы думаете, на какие вопросы мы с
вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?
Какие есть предположения, гипотезы? На ваш взгляд, как можно ответить на эти вопросы? – Чтобы ответить на все эти вопросы, предлагаю поработать по следующему плану. (слайд) 1. Виды полезных ископаемых. |
Что такое полезные ископаемые?
Слайд. Виды полезных ископаемых, их свойства? Для чего их добывают? Зачем их добывают? Как их добывают? Будем исследовать. Можем провести опыты. Почитать в книгах, энциклопедиях… |
Проблемный вопрос, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез. | “Точка зрения”. |
6. Решение проблемы. Открытие новых знаний. |
Активизация мыслительной деятельности
учащихся, раскрытие сущности обсуждаемых вопросов, используя
эвристические вопросы, построение логических умозаключений. Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей |
Открыть новые знания вам помогут загадки. | Отгадывание загадок. | Наглядный, частично-поисковый, словесный | Показ образцов пол. ископ. Соотнесение образцов и слов. |
1. Без неё не побежит. Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, кто же это? |
Нефть. (Слайд) |
Разгадывание "Загадки”. |
|||
2. Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле, расплавлен даже. |
Песок. | ||||
3. Он чёрный, блестящий. Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него кругом светло. Помогает плавить стали. Делать краски и эмали. |
Уголь. | ||||
4 . Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. |
Гранит. | ||||
5. Она варилась долго В доменной печи, На славу получились, Ножницы, ключи. |
Руда. | ||||
6. Если встретишь на дороге. То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобиться сразу. |
Глина. | ||||
|
2. Разгадывание кроссворда Поработаем в парах. Попробуйте разгадать кроссворды. Впишите название полезных ископаемых в клеточки. – Давайте проведем свои исследования. Но прежде всего отдохнем. |
Самостоят. работа в парах. Тетрадь стр.26 № 3. Дети отгадывают кроссворды. |
“Кроссворд”. |
||
7. Физкультминутка. |
Снятие умственного и физического напряжения. Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью. |
Из-за парты тихо встали И по классу зашагали. И по классу зашагали Мы шагаем, мы шагаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – присесть, четыре – встать, пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. |
Релаксационная физкультминутка. | Словесный. | |
8. Микроисследование. | Ознакомление уч-ся со свойствами
полезных ископаемых в микроисследованиях.. Развитие умения работать в группе; самостоятельное исследование под руководством учителя. |
Работа в микрогруппах. Выполнение исследований. Ребята, для того чтобы узнать больше о полезном ископаемом необходимо знать их свойства. Чтобы знать их, мы с вами сейчас проведём практическую работу. Вам необходимо установить основные свойства, выявить, какие свойства использует человек в своей деятельности и внести данные в инструктивные карты.. Работа в группах. Провести опыты с полезными ископаемыми и заполнить инструктивные карты. 1-я группа получает задание: пронаблюдайте и занесите данные…Что произойдёт, если гранит опустить в стакан с водой, одновременно опуская туда кусочек дерева? Как проверить прочность гранита? Что произойдет, если провести по стеклу гранитом? 2-я группа: Что произойдет если к руде поднести магнит? Сравните гранит и руду. Что тяжелее? Попробуйте разломить кусок руды. Какой вывод сделайте? 3-я группа: Найдите у себя на столах порошок белого цвета. Разотрите его на ладонях. Что напоминает этот порошок? Есть ли запах? Определите его твёрдость. Что произойдет если опустить в стакан с водой кусочек известняка и размешать. Хотелось бы вам найти ответы на другие вопросы? – Поделитесь своими результатами работы. |
Работа в группах с. Проведение опытов с использованием специального оборудования, обсуждение и фиксирование результатов в карте. 1-я группа проводит опыты с гранитом, 2-я с железной рудой, 3-я группа – с известняком. Результаты опытов:. Гранит опустился на дно, а кусочек дерева на поверхности. Вывод: Гранит тяжёлый. Постучать молоточком по образцам мела и гранита. Мел разломился, а гранит нет. Вывод: прочный Царапина на стекле. Вывод: гранит твёрдый. Кусочки руды притягиваются к магниту. Руда тяжелее гранита .Руда прочное вещество. Учащиеся делятся результатами исследований. |
Практический (проведение опытов). | “Опора на опыт”. |
9. Поиск информации в учебнике. | Поиск информации о добыче и применении
полезных ископаемых; развитие навыков самостоятельной работы. Формирование социальной компетентности. |
1. Самостоятельная работа по учебнику
на стр. 50, 51 2. Организация работы в группах (группы смешанного состава) 3. Учащиеся выполняют разноуровневые задания (индивидуальные задания на карточках для групп с высоким уровнем обучаемости (красный цвет), учащиеся со средним уровнем обучаемости (синий цвет) ,учащиеся с низким уровнем обучаемости (зеленый цвет). Учащиеся отыскивают ответы на поставленные вопросы о применении и добыче полезных ископаемых, обсуждают полученные результаты в группах и отчитываются о проделанной работе. |
Работа в группах, выполнение индивидуальных заданий (поиск информации в тексте учебника), обсуждение результатов, подготовка к выступлению в группах, отчет групп. | Поисковый, словесный. | Поисковое чтение. Дискуссия. |
10. Включение новых знаний в систему. | Формирование умения применять знание в новой ситуации. | Первичный контроль. Учащимся предлагается самостоятельное выполнение тестового задания с выбором правильного ответа (индивидуальная карточка). 1. Из этих ископаемых самое прочное: 2. Какое полезное ископаемое обладает плавкостью? 3. Какое полезное ископаемое называют чёрным золотом? 4. Какое полезное ископаемое обладает пластичностью? |
Учащиеся выполняют тестовое задание, проводят взаимопроверку в парах. (Слайд) |
Практический. | Тест. |
11. Рефлексия. | Проверить усвоение материала урока.
Включение личностного знания в систему познания мира. |
Итог урока. Наш урок подошел к концу. Давайте проверим, насколько хорошо мы усвоили тему урока. – Какие полезные ископаемые вы знаете? Где используют полезные ископаемые? Давайте ответим на главный вопрос урока: какое полезное ископаемое самое важное? (Ответы учащихся на вопросы.) |
Дети отвечают на поставленные вопросы. | Словесный. (Фронтальная беседа.) |
“Опрос – итог”. |
Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию. |
Рефлексия. Личностная оценка комфортности на уроке (Слайд) |
На доске нарисована гора. Дети берут магниты, символизирующие полезные ископаемые и размешают на горе, в соответствии с уровнем полученных знаний. (Слайд) |
Практический |
Роль “Психолог” |
|
12. Домашнее задание. | Закрепление изученного материала. | Домашнее задание – по уровням. 1-я группа “Красные” (дети с высоким уровнем обучаемости) – Составьте кроссворд с ключевым словом “руда”. 2-я группа “Синие” (дети со средним уровнем обучаемости) – подготовить сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом. 3-я группа “Зеленые” (дети с низким уровнем обучаемости) – Выполнить задание “ Подумай” (учебник, стр. 51). Урок окончен. |
Составление кроссворда, подготовка сообщения по выбору учащегося, поисковое чтение. | Составление кроссворда, подготовка сообщения по выбору учащегося, поисковое чтение. | |
13. Итог урока. | Спасибо за урок! |