Урок развития речи "Утро в сосновом бору"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:
– формировать навыки последовательного анализа описания картины: построение предложений, использование слов и оборотов речи со значением времени и места действия;
– развивать и обогащать речь учащихся образно-выразительной лексикой;
– воспитывать художественный вкус на основе рефлексивной деятельности учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем анализировать картину И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу” и подбирать материал к сочинению. В ходе нашей совместной деятельности вы будете учиться поэтапному анализу описания картины, познакомитесь с автором картины и с историей ее написания.

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.

1. Знакомство с автором картины и историей ее написания:

– Что известно вам о живописце И.И. Шишкине?

И.И. Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии, в небольшой купеческой семье. С детства любил рисование и чтение. Шишкин рисовал на всем, что попадалось под руку. Закончил в 1856 г. Московское училище живописи, был принят в Академию художеств в Петербурге. В 1889 году – период творческой зрелости и таланта – он писал картину “Утро в сосновом лесу”. Замысел этого произведения художнику подсказал его друг К. А. Савицкий. Это одна из наиболее известных картин И.И. Шишкина. Художник точно передал тишину леса, туман, в котором стонут стволы деревьев.

– Какие еще картины этого художника вам известны?

(“Зима”, “Сосновый бор”, “Лесная глушь”, “Корабельная роща”.)

2. Анализ картины “Утро в сосновом лесу”.
Внимательно рассмотрите картину:

– определите ее жанр (пейзаж – изображение природы, соснового леса);
– кто и что изображены (сосновый лес, медвежата и медведица)
– назовите основные микроэлементы картины (раннее утро, дремучий лес, поваленная сосна, туман, рассеянный свет).

Определите образно-выразительные средства:

– свет (тени густые, переходы от света к тени, рассеянпо картине, очерчивают силуэты сосен, окутаны туманом);
– колорит (блеклый, спокойный, холодный – синие, зеленые тона);
– цвет (по насыщенности мрачный, приглушенный, сумрачный, темный);
– авторская позиция (восхищается красотой леса, передает ее прелесть и величие);
– выразите свое отношение к картине (варианты ответов учащихся).

IV. Подбор материала к сочинению по картине “Утро в сосновом лесу”.

1. Сочинение-повествование.

Просмотр кратких записей по картине.

Передний план.
Лес.

Утро.

Величественный, царственный, вековой, могучий, дремучий, сказочный, утренний, опутанный туманом, освещенный солнцем …

Раннее, первые лучи солнца, розовеет заря.

Центр картины.
Описание медвежат, медведицы.

Косолопые, игривые, неугомонные, шаловливые, беззаботные, любознательные, буро-коричневые, вскарабкались на поваленное дерево, всматриваются вдаль.

Задний план.
Деревья.

Столетние сосны, потрескавшаяся золотистая кора, раскидистые кроны, упирающиеся в небо, устремлённые ввысь, старая поваленная сосна.

2. Построение предложений по материалам к сочинению.

а) На доске записаны слова и словосочетания со значением места:

слева от ... виднеется, прямо перед нами изображены, на переднем плане, художник выделил, пишет, обратился

б) Художник обратился к изображению … .

Живописец выделил фигуры …., используя … цвет.

Автор добивается точности изображения … , передает … настроение.

в) Составление плана учащимися.

  1. Замысел картины.
  2. Наступление утра в сосновом лесу.
  3. Лесная глушь.
  4. Медвежья семейка.
  5. Моё отношение к картине.

3. Подбор материала к сочинению-описанию по картин сосновом лесу”.

Учащимся предлагаются:

1. Тренировочные упражнения в составлении сочинения по картине:

  • Рассмотрите картину, определите её тему.
  • Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
  • Опишите медвежат и медведицу.
  • Выразите своё отношение к картине.
  • Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

2. Составьте план – описание по картине.

3. Обсуждение предлагаемых учащимися вариантов сочинений.

V. Письменная работа учащихся.

(Можно использовать индивидуальные памятки-подсказки.)

Памятка-подсказка.

  1. Перед тем, как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, познакомьтесь с автором и историей создания картины.
  2. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.
  3. Соберите материал по картине.
  4. Если вам трудно начать писать сочинение, можно подобрать цитату из стихотворений А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева и др. это и будет началом вашего сочинения.
  5. Помните, главное передать свое отношение к картине.
  6. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы. Например, художник, автор картины, живописец; изобразил, передал, показал; картина, произведение живописи, репродукция картины.

VI. Самопроверка.

Примерное сочинение по картине И. И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”.

1. Сочинение – повествование.

Картина написана в 1889 году. В основу её легла тема торжества жизни.
Замысел этого произведения подсказал Шишкину его друг К. А. Савицкий.
“Утро в сосновом лесу” – одна из наиболее известных картин Шишкина. Художник точно передал тишину леса, туман, в котором стонут стволы деревьев, утренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в лесную глушь. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Чаща – густая и непроходимая. В дремучей сосновой чаще свежо и прохладно.

В центре картины мы видим трёх медвежат и их мать. Они вышли на прогулку. Два неугомонных, шаловливых медвежонка кувыркаются на сломанном дереве. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и смотрит вдаль. Мать-медведица внимательно наблюдает за своими детьми.

Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну. Шишкина можно назвать царём леса.

2. Сочинение – описание (фрагмента картины).

Дремлет в предутреннем тумане сосновый лес. Вершины столетних сосен устремлены в небо.

Раскидистые кроны закрывают робкие лучи восходящего солнца. Тишину сонного леса нарушает медвежья семья.

В центре картины – медвежата, которые вскарабкались на сломанную сосну. С виду они кажутся одинаковыми: тёмно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Но по характеру они разные. Первый медвежонок – любитель поесть. Он нашёл в старой сосне лакомство и ничего не замечает вокруг, кроме него. Второй, самый смелый, забрался высоко, а ведь дерево может в любую минуту рухнуть. Он смотрит на брата сверху вниз, третий медвежонок, наверное, мечтатель. Поднявшись на задние лапы, он пристально глядит вдаль – туда, откуда огненным шаром выплывает солнце.

Медвежата могут играть спокойно: их охраняет дремучий лес и медведица. Она внимательно следит за малышами. Кажется, что она рычит. Она волнуется за них и предупреждает, чтобы не шалили зря.

VII. Подведение итогов.

  1. Чему учились на уроке?
  2. Что вызвало наибольшее затруднение в процессе написания сочинения?
  3. Что помогло справиться с заданием?