Цель урока:
– формировать навыки последовательного анализа описания картины: построение
предложений, использование слов и оборотов речи со значением времени и места
действия;
– развивать и обогащать речь учащихся образно-выразительной лексикой;
– воспитывать художественный вкус на основе рефлексивной деятельности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы будем анализировать картину И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу” и подбирать материал к сочинению. В ходе нашей совместной деятельности вы будете учиться поэтапному анализу описания картины, познакомитесь с автором картины и с историей ее написания.
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.
1. Знакомство с автором картины и историей ее написания:
– Что известно вам о живописце И.И. Шишкине?
И.И. Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии, в небольшой купеческой семье. С детства любил рисование и чтение. Шишкин рисовал на всем, что попадалось под руку. Закончил в 1856 г. Московское училище живописи, был принят в Академию художеств в Петербурге. В 1889 году – период творческой зрелости и таланта – он писал картину “Утро в сосновом лесу”. Замысел этого произведения художнику подсказал его друг К. А. Савицкий. Это одна из наиболее известных картин И.И. Шишкина. Художник точно передал тишину леса, туман, в котором стонут стволы деревьев.
– Какие еще картины этого художника вам известны?
(“Зима”, “Сосновый бор”, “Лесная глушь”, “Корабельная роща”.)
2. Анализ картины “Утро в сосновом лесу”.
Внимательно рассмотрите картину:
– определите ее жанр (пейзаж – изображение природы, соснового леса);
– кто и что изображены (сосновый лес, медвежата и медведица)
– назовите основные микроэлементы картины (раннее утро, дремучий лес,
поваленная сосна, туман, рассеянный свет).
Определите образно-выразительные средства:
– свет (тени густые, переходы от света к тени, рассеянпо картине,
очерчивают силуэты сосен, окутаны туманом);
– колорит (блеклый, спокойный, холодный – синие, зеленые тона);
– цвет (по насыщенности мрачный, приглушенный, сумрачный, темный);
– авторская позиция (восхищается красотой леса, передает ее прелесть и величие);
– выразите свое отношение к картине (варианты ответов учащихся).
IV. Подбор материала к сочинению по картине “Утро в сосновом лесу”.
1. Сочинение-повествование.
Просмотр кратких записей по картине.
Передний план. Утро. |
Величественный, царственный, вековой,
могучий, дремучий, сказочный, утренний, опутанный туманом, освещенный
солнцем …
Раннее, первые лучи солнца, розовеет заря. |
Центр картины. |
Косолопые, игривые, неугомонные, шаловливые, беззаботные, любознательные, буро-коричневые, вскарабкались на поваленное дерево, всматриваются вдаль. |
Задний план. |
Столетние сосны, потрескавшаяся золотистая кора, раскидистые кроны, упирающиеся в небо, устремлённые ввысь, старая поваленная сосна. |
2. Построение предложений по материалам к сочинению.
а) На доске записаны слова и словосочетания со значением места:
слева от ... виднеется, прямо перед нами изображены, на переднем плане, художник выделил, пишет, обратился
б) Художник обратился к изображению … .
Живописец выделил фигуры …., используя … цвет.
Автор добивается точности изображения … , передает … настроение.
в) Составление плана учащимися.
- Замысел картины.
- Наступление утра в сосновом лесу.
- Лесная глушь.
- Медвежья семейка.
- Моё отношение к картине.
3. Подбор материала к сочинению-описанию по картин сосновом лесу”.
Учащимся предлагаются:
1. Тренировочные упражнения в составлении сочинения по картине:
- Рассмотрите картину, определите её тему.
- Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
- Опишите медвежат и медведицу.
- Выразите своё отношение к картине.
- Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
2. Составьте план – описание по картине.
3. Обсуждение предлагаемых учащимися вариантов сочинений.
V. Письменная работа учащихся.
(Можно использовать индивидуальные памятки-подсказки.)
Памятка-подсказка.
- Перед тем, как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, познакомьтесь с автором и историей создания картины.
- Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.
- Соберите материал по картине.
- Если вам трудно начать писать сочинение, можно подобрать цитату из стихотворений А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева и др. это и будет началом вашего сочинения.
- Помните, главное передать свое отношение к картине.
- Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы. Например, художник, автор картины, живописец; изобразил, передал, показал; картина, произведение живописи, репродукция картины.
VI. Самопроверка.
Примерное сочинение по картине И. И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”.
1. Сочинение – повествование.
Картина написана в 1889 году. В основу её легла тема торжества жизни.
Замысел этого произведения подсказал Шишкину его друг К. А. Савицкий.
“Утро в сосновом лесу” – одна из наиболее известных картин Шишкина. Художник
точно передал тишину леса, туман, в котором стонут стволы деревьев, утренний
сумрак, отступающий перед лучами солнца в лесную глушь. Солнце не освещает чащу,
оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Чаща – густая
и непроходимая. В дремучей сосновой чаще свежо и прохладно.
В центре картины мы видим трёх медвежат и их мать. Они вышли на прогулку. Два неугомонных, шаловливых медвежонка кувыркаются на сломанном дереве. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и смотрит вдаль. Мать-медведица внимательно наблюдает за своими детьми.
Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну. Шишкина можно назвать царём леса.
2. Сочинение – описание (фрагмента картины).
Дремлет в предутреннем тумане сосновый лес. Вершины столетних сосен устремлены в небо.
Раскидистые кроны закрывают робкие лучи восходящего солнца. Тишину сонного леса нарушает медвежья семья.
В центре картины – медвежата, которые вскарабкались на сломанную сосну. С виду они кажутся одинаковыми: тёмно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Но по характеру они разные. Первый медвежонок – любитель поесть. Он нашёл в старой сосне лакомство и ничего не замечает вокруг, кроме него. Второй, самый смелый, забрался высоко, а ведь дерево может в любую минуту рухнуть. Он смотрит на брата сверху вниз, третий медвежонок, наверное, мечтатель. Поднявшись на задние лапы, он пристально глядит вдаль – туда, откуда огненным шаром выплывает солнце.
Медвежата могут играть спокойно: их охраняет дремучий лес и медведица. Она внимательно следит за малышами. Кажется, что она рычит. Она волнуется за них и предупреждает, чтобы не шалили зря.
VII. Подведение итогов.
- Чему учились на уроке?
- Что вызвало наибольшее затруднение в процессе написания сочинения?
- Что помогло справиться с заданием?