Цели:
- Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
- Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.
- Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
- Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
- Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
- Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит классическая музыка.
1. Вступление (3 мин.) Приложение 1
– Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш классный час , который называется «Поговорим о милосердии». И начать его хотелось бы со слов: «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
Зигфрид Ленц
– Чтоже такое милосердие ? Я хочу вам рассказать историю (притчу), она произошла очень давно.
2. Притча о милосердном самаритянине (3 мин.)
Притча рассказывает на фоне музыки А.Рыбникова
«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его душу и ушли, оставив едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, пошел мимо. Так же и левит, был на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же некто проезжая, нашел его и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал его раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
– Вы услышали притчу. О чем она? (О милосердии,
доброте…).
– Как поступил самаритянен? (Помог человеку,
который в этом нуждался)
– Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие?
– Какой человек может считаться милосердным? (Который
помогает и словом и делом)
– Мы с вами уже дали определение милосердию. Для
точного определения обратимся к словарю
3. Определение по словарю
– Предлагаю вам обратиться к толковому словарю Ожегова и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ.
Милосердие – готовность помочь
кому-нибудь, или простить кого-нибудь из
сострадания, человеколюбия.
Милосердный – проявляющий
милосердие.
Дети : Милосердие…
– Милое сердце, значит доброе.
– Доброта, сострадание.
– Всевозможная помощь.
– Добрые поступки.
– Когда помогаешь другим, ничего не требуя
взамен.
Учитель. Синонимы к слову
«милосердие», т.е. близкие по значению слова –
это доброта, добродушие, добросердечность.
Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная
искренняя помощь нуждающимся. Милосердие
проявляется в оказании материальной и моральной
поддержки, всевозможной помощи.
– Ребята, обратите внимание, из каких слов
состоит слово МИЛОСЕРДИЕ?
– Как вы понимаете значение словосочетания «Милое
сердце»?
4. Анкета: определить, являешься ли ты милосердным. (Приложение 2)
5. Сценка о милосердии
– Ребята, а в наше время есть такие
отзывчивые и добрые люди? В каких ситуациях мы
можем увидеть проявление милосердия?
– Как еще может проявляться милосердие с нашей
стороны?
– Всегда ли нужно проявлять милосердие?
– Поможет ответить на этот вопрос древняя
далёкая история. (Предоставляется слово 5
классу. Сценка)
6. Динамическая пауза: (1 мин.)
– На земном шаре столько добрых людей,
отзывчивых и сердечных.
– Ребята, как вы понимаете словосочетание
«Будьте добры»? (Так говорят,
когда просят о чем-то).
– В наше время – редко обращаются к людям с
такими словами.
– Я предлагаю вам проверить, на сколько вы
внимательны и терпеливы. Я буду вас просить
что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить
мою просьбу, только если я произнесу
словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ»!
– Будьте добры встаньте.
– Повернитесь налево.
– Будьте добры повернитесь направо
– Будьте добры улыбнитесь.
– Будьте добры присаживайтесь.
– Спасибо, ребята вы очень внимательны.
7. Украсить Земной шар (7 мин.)
На столах разложены конверты с заданиями.
Ребятам предлагается поработать в группах и
создать проект украсить Земной шар пословицами,
нарисовать символ милосердия, собрать сердечко и
разучить песню. (Ребята работают в группах по
желанию).
Задания в конвертах.
Учитель помогает ребятам, после выполнения
заданий один обучающийся из группы вывешивает
результат работы на земной шар и поясняет свой
выбор.
8. Заключение (2 мин.)
– Ребята, посмотрите как красив наш мир , мир
где есть добрые , милосердные люди, готовые
прийти на помощь в любую минуту.
– Нужно ли быть милосердным?
Учитель достает заранее приготовленные надувные шары в форме сердца.
– Ребята, посмотрите сколько сердечек у меня
в руке.
– Я приглашаю вас в круг и предлагаю вам частичку
милосердия, а вы мне в ответ скажите то важное
качество, которое необходимо милосердному
человеку.
Учитель раздает шары по кругу, а ребята говорят то качество , которое они подчеркнули лично для себя из беседы. После того, как всем участникам розданы сердца ребята исполняют песню «Если добрый ты – это хорошо».