Число и цифра 3. Самоконтроль

Разделы: Начальная школа


Вид урока: комбинированный.

Класс: 1

Цель: познакомить с числом 3, его образованием и записью.

Задачи:

  • Образовательная: совершенствовать навыки счёта, умение разбивать предметы на группы по заданному признаку, моделировать предметную информацию, заменять предметы условными обозначениями.
  • Развивающая: развивать мышление, речь, внимание, ориентировку на плоскости листа.
  • Воспитательная: воспитывать усидчивость, дисциплинированность.

УУД:

  • Личностные результаты:
    • В предложенных  ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке одноклассников и учителя, как поступить.
  • Метапредметные результаты:
    • Регулятивные УУД:
      • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
      • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
      • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
      • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.
    • Познавательные УУД:
      • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
      • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике.
      • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
      • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
    • Коммуникативные УУД:
      • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
      • Слушать и понимать речь других.
  • Предметные результаты
    • Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
    • знание названий и последовательности чисел от 1 до 9;
    • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 9;
    • производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;

Оборудование: учебник «Математика-1 часть», ТПО-1 часть, рабочая тетрадь, презентация, демонстрационный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим!

– Сегодня моим помощником на уроке будет солнышко, которое подарит свои  лучики за лучшие ответы активным детям.

II. Устный счёт (Презентация)

1) Девять ловких утят в заводи купались,
Трое к утке спешат,
Сколько в воде остались?

2) Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

3) Семь ребят каталось с горки.
Убежал домой Егорка,
А потом ушёл Вадим
И Серёжа вслед за ним.
Сколько на горке осталось детей?
Кто посчитал, отвечайте скорей!

4) В класс вошла Арина,
А за ней Марина,
А потом вошёл Игнат,
Сколько в класс пришло ребят?

5) Над рекой летали птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа, пять карасей,
Сколько птиц? Ответь скорей!

Если ты считать умеешь –
Все науки одолеешь!
Скажут про тебя ребята:
«Наш дружок – ума палата!»

– Кто у нас «ума палата»?
– Кого так называют? (В старину так называли самого умного человека, который мог заменить несколько мудрецов. Правда, сегодня это выражение чаще произносится с иронией.)

Итог устного счёта (вручение лучиков солнышка активным детям за правильные ответы)

Физминутка

Раз – подняться, подтянуться!
Два – нагнуться, разогнуться!
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть!

III. Актуализация знаний

– С какими однозначными числами мы познакомились? (1, 4, 5, 6, 7, 9)
– Пересчитайте количество предметов и соедините их с числом

Дополнительные вопросы:

– Какой цифрой записали число?

(Вручение лучиков солнышка активным детям за правильные ответы)

IV. Постановка учебной проблемы

– Какие предметы остались без числа? (Круги)
– Как вы думаете, как будет звучать задача нашего урока?
– Сегодня на уроке познакомимся с числом 3 и цифрой, его обозначающим.

V. Работа по теме урока

1. Открытие нового знания

Знакомство с числом и цифрой 3

Не сидит без дела Тройка,
Затевает Тройка стройку.
Тройка – главный командир,
И прораб, и бригадир!

Три весёлых омара
Тащат краски три ведра,
Пилят доски три грача,
Волк несёт три кирпича.

С молотками три котёнка,
Гвозди носят три утёнка,
Три крота траншею роют,
Три медведя крышу кроют.

Три козы сложили печку,
Красят окна три овечки.
Каждый зверь пришёл, помог!
Получился теремок!

– Какое число встретилось в стихотворении?
– Мы говорим три круга, три котёнка, три утёнка, три медведя, а можно обозначить число три вот таким знаком – 3 – или  говорят «цифрой три». (Учитель демонстрирует цифру 3)
– Рассмотрите её; это печатная цифра.
– Найдите такую цифру в учебнике на стр. 46, укажите на неё. Рассмотрите её.
– Отличается она от той, с которой познакомились? (Да, это письменная цифра, отличается она наклоном)
– Чем похожи? (Элементами)

Физминутка

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать!

Письмо цифры 3

  • письмо цифры учителем на доске;
  • письмо цифры детьми в воздухе;
  • письмо двух цифр детьми в тетрадях (учитель отмечает удачную);
  • прописывание цифр до конца строки

– Какую работу выполняли?
– Что надо делать, чтобы цифры были красивыми?
– Как звучала задача нашего урока?
– Справились мы с ней?

(Вручение лучиков солнышка  детям, которые правильно и красиво прописали цифру 3)

2. Применение новых знаний

Работа по учебнику, стр. 46 № 91

– Давайте закрепим наши знания при работе с учебником.
(Обращается внимание на полные ответы учащихся)
– Какой цифрой обозначили число данных предметов?

Математический диктант (1 уч-ся с обратной стороны доски)

– Записать цифрой число предметов

(Учитель демонстрирует картинки с изображениями предметов; учащиеся считают, записываю числа в тетрадь. По окончании работы – проверка.)

VI. Итог урока

– Как звучала задача урока?
– Какое число обозначает цифра 3?
– Что мы делали с предметами, чтобы узнать их количество? (Считали, пересчитывали)

VII. Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся в тетрадях  на полях цветными кругами отмечают мнение о своей работе на уроке.

  • Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».
  • Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».
  • Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».