Цель урока: совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, подбирать проверочные слова для орфограмм, находящихся в корне слова.
Задачи урока:
- Продолжить формирование умения учащихся образовывать однокоренные слова;
- Продолжить формирование умения учащихся подбирать проверочные слова для орфограмм, находящихся в корне слова;
- Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности учащихся;
- Воспитывать чувство сострадания к детям-сиротам;
- Формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Оборудование: Соловейчик М. Русский язык. К тайнам нашего языка. 2 класс, компьютеры для групповой работы учащихся, мультимедийный проектор, словари.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся
– Ребята, наш урок я хочу начать такими словами
великого древнеримского писателя: «Чему бы ты не
учился, ты учишься для себя» (Петроний Арбитр
Гай). Как вы понимаете эти слова?
– Желаю всем хорошего настроения, новых и
интересных знаний!
II. Актуализация опорных знаний
– Ребята, наши буквы живут в необычной
стране и любят гулять на волшебной полянке, на
которой поселились корни слов. Потом они
превратились в деревья, на каждой веточке
которых появлялись новые слова.
– Как вы думаете, какие слова могли появиться
на дереве с корнем «лес»? (лесник, лесная,
перелесок, лесовик, лесник)
– Наш знакомый иностранец тоже Том
подбирал однокоренные слова. Проверьте, всё
ли у него получилось?
Носить – нос
Летать – лето
Горевать – горы
– С какой проблемой столкнулся Том? (Проверочное
словом должно быть однокоренным, т.е. Том не
усвоил, как правильно образовать родственное
слово)
– Давайте поможем Тому и подберём проверочные
слова правильно. Запишите их в своих тетрадях (с
комментированием).
– А у вас возникают такие затруднения?
– Попробуйте найти ошибки в работах
первоклассников, которые подбирали
проверочные слова (упр. № 408):
в в.дре – ведро
у кл.стов – клёст
т.жёлый – тяжесть
з.рнистый – зерно
п.хучий – пахнет
гр.зовая – в грозу
– О чём же забыли ученики? (О том, что в
проверочном слове сомнительный гласный или
согласный должны находиться в сильной позиции).
– Как бы вы исправили эти ошибки? (В ведре
– вёдра, зернистый – зёрна,
грозовая – грозы, вылез
– влезу)
– Какие же способы проверки орфограмм в корне вы
знаете?
Памятка 1 Чтобы проверить орфограмму
в корне, нужно: |
- С какими же проблемами чаще всего сталкиваются ученики на уроках русского языка? (ошибки при образовании однокоренных слов и при проверке написания главных орфограмм в корне)
III. Сообщение темы урока
– Сегодня вы принесли на урок альбомы с
фотографиями своей семьи. Я видела, что вы с
удовольствием их показывали друг другу. А почему
вам нравится рассматривать семейные фотографии?
(Это приносит удовольствие, повышает
настроение, можно увидеть и вспомнить всех своих
родных. На фотографиях изображены самые
счастливые моменты.)
– Сейчас я предлагаю вам сделать альбом
семьи, но семьи особенной. Мы будем подбирать
родственные слова, т.е. составлять семьи слов.
– А какие слова называются родственными? (слова,
которые имеют одинаковый корень и общее
значению)
– В случае затруднения обращайтесь к памятке:
Памятка 2 Формы слова:
слон, слоны, у слона (изменяется
только окончание) |
IV. Физминутка «Моя семья»
Раз, два, три, четыре! (хлопки в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (поднимание плеч)
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (наклоны головой)
Папа, мама, брат, сестрёнка, (движения руками)
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!
V. Работа по составлению семьи слов
– Работать вы будете группами. Каждая группа будет работать с одним словом. А с каким, вы узнаете, отгадав загадки:
Загадка для первой группы: «Как называется мелкое двукрылое насекомое» (Мошка)
Загадка для второй группы:
«Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра.
Не пищит и не кусает –
Просто так себе летает» (Снег).
– Вам нужно будет образовать от данных слов однокоренные, доказать правильность своей работы и оформить фотоальбом новой семьи в виде презентации PowerPoint. Нужную вам информацию вы можете искать на сайтах http://yandex.ru, http://slovari.ru.
VI. Защита проекта
а) I группа: «мошка, мошкара, мошкариный, мошечка»
– Какой корень в этих словах?
– Скажите, будет ли принадлежать этой семье
слово гармошка? Почему?
– Какие вопросы или замечания есть у второй
группы?
б) II группа: «снег – снежок, снежный, снеговик, снегоход, подснежник, снежинка, Снегурочка, снегирь»
– Что заметили в этих корнях? (Чередование
г//ж)
– Можно ли в эту семью добавить слово нежный?
Почему?
– Со всем ли согласны учащиеся первой группы?
– Этим словам теперь не будет грустно и одиноко,
ведь они обрели свою семью.
VII. Работа над текстом
– Ребята, а вы знаете, что эти две семьи слов подружились между собой? Прочитайте небольшой отрывок и скажите, о чём он рассказывает?
«Белые мо.ки несмело в.ртелись (в) воздух. . А потом целые тучи пуш.стой м..кары закрутились перед .кном.
По С. Могилевской»
– Какую картину вы представили? Что
описывала автор? Как догадались? (снегопад, т.к.
снежинки маленькие, пушистые и похожи на
мошек)
– Запишите заглавие и спишите этот текст,
вставляя пропущенные буквы и доказывая свой
выбор.
– Какие по цели высказывания данные предложения?
Почему? Придумайте и закончите текст
побудительным предложением. (Красота!)
VIII. Рефлексия
– Что больше всего понравилось на уроке? А с какими трудностями столкнулись? Какое у вас настроение от работы? Кого из своей группы вы можете отметить?
IX. Домашнее задание
– Ребята, вы, наверное, знаете, что существуют детские дома, в которых живут дети, не имеющие родителей. Как вы думаете, каково им? И в нашем языке существуют слова, которые думают, что они одиноки. Если кто-то хочет им помочь обрести семью, то попробуйте составить её для любых двух-трёх слов по вашему выбору.