Конспект урока разработан для обучающих по программам IV вида с ЗПР. В задачу учителя входит реализация общеобразовательной программы с учетом коррекционной направленности процесса обучения и тифлопедагогических предписаний. Учитывая медицинские показания, формируются образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие цели урока.
Цели урока:
1) образовательные:
- повторить и обобщить понятия, связанные с линейной функцией, формировать навыки построения точек и графиков линейных функций на координатной плоскости;
- закрепить умения находить значения функций с помощью таблиц, графиков;
- учить анализировать, обобщать, делать выводы;
2) коррекционно-развивающие:
- работать над коррекцией памяти и мышления, зрительно-пространственного восприятия и тактильного опыта, зрительно-моторной координации, навыка ориентации в микропространстве и в нестандартных ситуациях;
- совершенствовать зрительное и слуховое внимание;
3) воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, познавательную математическую культуру, устойчивый интерес к предмету;
- учить средствами рефлексии управлять своим мышлением и практическими действиями;
- создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Оборудование: учебник 7 класса (Ю.Н. Макарычев и др.), карточки, индивидуальные перфокарты, магнитные доски с магнитами, лупы, чертежные инструменты (линейки), геометрические фигуры.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологическая установка на урок.
Учитель:
Звенит долгожданный звонок,
Начинается урок.
Урок мы начнем с математической разминки. Выполнив действия, вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Функция является неотъемлемой частью нашей жизни и многих наук. С помощью графиков функций врачи следят за состоянием больного. Синоптики составляют прогноз погоды. Продавцы подсчитывают выручку от продажи товара. С помощью функции можно определить нахождение корабля в открытом море. Роль функций в жизни человека очень велика. Поэтому наша задача: хорошо изучить эту тему.
Сегодня на уроке вас ожидают интересные и познавательные задания. При решении их могут встретиться разные преграды, но я надеюсь, что вы преодолеете любые трудности. И помогать нам будут – смайлики. Они будут следить за вашим настроением. Если вам понравилось задание, вы правильно его выполнили, получаете смайлик счастья. Если вам еще не все понятно – смайлик печали, если вам ничего не понятно, то выбираете плачущего смайлика.
II. Проверка домашнего задания.
– Откройте тетради. Вспомните, какое задание вы выполняли дома (№ 336, стр.78)
– Что нужно было сделать в домашней работе? (нужно решить уравнения)
– Что называется уравнением? (равенство, содержащее переменную, называется уравнением)
– Что значит решить уравнение? (решить уравнение – это значит, найти его корни)
– Чему равен корень первого уравнения? Второго уравнения?
а)3 (0,9 х-1)-(х+0,6) =-0, 2 2,7х-3-х-0,6=-0,2 2,7х-х=3-0,2+0,6 1,7х=3,4 х=2 |
б)7-(3,1-0,1у)=-0,2у 7-3,1+0,1у=-0,2у 0,1у+0,2у=-3,9 0,3у=-3,9 у=-13 |
Молодцы ребята.
(Дети получают смайликов, учитывая настроение от выполнения домашнего задания)
III. Сообщение темы урока.
Запишите в тетрадях число, классная работа. Тема урока «Линейная функция и её график»
IV. Повторение и обобщение основных понятий.
Задание 1. « Внимательность»
(На доске открываются геометрические фигуры) Приложение 1.
– Посмотрите, пожалуйста, на геометрические фигуры.
Через минуту фигуры закрываются. Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
- Какие геометрические фигуры вы видели, какого они цвета?
- Кто запомнил, что записано на геометрических фигурах? Открываются геометрические фигуры и комментируются ответы учащихся.
- Как называется равенство, записанное на красном прямоугольнике? (уравнение)
- На каких геометрических фигурах записаны функции? (в треугольнике, в круге)
- Как называется зависимость у=2х (прямая пропорциональность)
- Какая функция называется линейной? Дайте определение линейной функции. (Линейной функцией называется функция вида у=кх+b, где k, b – числа, х – независимая переменная (аргумент), у – функция).
Проверьте свое настроение и выберете соответствующего смайлика.
Задание 2. «Преобразования»
Выразите в этих уравнениях переменную у относительно переменной х.
-
0,5x + y = 0
Ответ: у= -0,5х -
–x + 4 + y = 2
Ответ: у= х-2 -
y + 5 =-4 x
Ответ: у= -4х -5
– Среди функций найдите прямую пропорциональность?
– Назовите линейные функции.
Проверьте свое настроение, выберете соответствующего смайлика
Задание 3. «Таблица»
Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам. Приложение 2
Линейную функцию можно задать таблицей.
1 группа. Найдите значение функции у=2х+3, заполняя таблицу
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
у |
2 группа
Найдите значение функции у=х+3, заполняя таблицу
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
у |
Отложите свои карточки на край парты.
Зрительная гимнастика для глаз
Ребята, сели поудобнее.
- Нарисуйте глазами треугольник. Обведите его по контуру, начиная с верхней вершины вниз и в сторону.
- Нарисуйте восьмерку вертикально, начиная с середины
- Расположите восьмерку горизонтально. Обведите её, начиная с середины.
(каждое упражнение выполняется по 3 раза)
Задание 4. «Спасение». Работа с координатной плоскостью
(Один обучающийся выполняет задание на классной доске, остальные на индивидуальных магнитных досках) Приложение 3.
Пока мы с вами отдыхали, мне поступил сигнал SOS! В открытом море терпит бедствие корабль А, координаты которого (-2;1). Наша задача: определить координаты близ находящихся кораблей и попросить их оказать помощь кораблю А . С помощью магнитов определите нахождение корабля А(-2;1) и кораблей В (1;2), C(-2;2), К(0;3) М(-2;-1)
– Какой корабль находится ближе к кораблю А? Капитан корабля С спешит на помощь, а мы ответим на следующие вопросы.
– Назовите координаты точек, лежащих на оси абсцисс?
– Назови координаты точек, ординаты которых равняются 2 (двум)?
– В каком координатном углу находятся точки А и С?
– Какая точка имеет абсциссу -2, ординату -1
Благодаря вашей дружной работы, корабли С и А движутся в порт.
Задание 5. «График». Приложение 4.
– Постройте график функции у=2х -1
Один обучающийся выполняет задание на доске, другие – на карточках.
– График какой функции нам надо построить? (линейной)
– Что собой представляет график линейной функции?
– Координаты скольких точек достаточно знать?
х | 0 | 2 |
у |
Используя карточки с координатной плоскостью, обучающие строят график линейной функции
Оцените свое настроение.
Физкультпауза. Повторяй упражнения за мной.
1. И. п. – основная стойка
– руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение;
– свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох.
2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки – правая вверху, левая сзади, кисти в кулак.
1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.
Задание 5. Упражнение с лупой.
Работа с учебником. Откройте учебник на стр.77, упр.335. Прочитайте задание.
– Что нужно сделать? (Рассмотреть графики и ответить на вопросы)
– При рассмотрении графиков можно пользоваться лупами.
– Ответьте на следующие вопросы:
а) Какое время была в пути первая машина? Вторая машина?
б) Какая машина начала свое движение раньше?
в) С какой скоростью двигалась каждая машина?
г) Какая машина прибыла в город В раньше?
д) Что означает точка пересечения графиков?
В конце выполнения задания учащиеся получают смайлики-настроения
V. Домашнее задание.
Стр. 74, № 320.
VI. Подведение итога урока.
– Назовите тему урока.
– Дайте определение линейной функции.
– Что собой представляет график линейной функции?
VII. Рефлексия.
Какое у вас было настроение во время урока? Сколько смайликов счастья вы получили? (подсчет смайликов счастья). Выставление оценок.
Учитель: Урок окончен! Всего вам доброго!