Урок математики для учащихся по программе IV-го вида с ЗПР по теме "Линейная функция и ее график"

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика


Конспект урока разработан для обучающих по программам IV вида с ЗПР. В задачу учителя входит реализация общеобразовательной программы с учетом коррекционной направленности процесса обучения и тифлопедагогических предписаний. Учитывая медицинские показания, формируются образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие цели урока.

Цели урока:

1) образовательные:

  • повторить и обобщить понятия, связанные с линейной функцией, формировать навыки построения точек и графиков линейных функций на координатной плоскости;
  • закрепить умения находить значения функций с помощью таблиц, графиков;
  • учить анализировать, обобщать, делать выводы;

2) коррекционно-развивающие:

  • работать над коррекцией памяти и мышления, зрительно-пространственного восприятия и тактильного опыта, зрительно-моторной координации, навыка ориентации в микропространстве и в нестандартных ситуациях;
  • совершенствовать зрительное и слуховое внимание;

3) воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, познавательную математическую культуру, устойчивый интерес к предмету;
  • учить средствами рефлексии управлять своим мышлением и практическими действиями;
  • создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Оборудование: учебник 7 класса (Ю.Н. Макарычев и др.), карточки, индивидуальные перфокарты, магнитные доски с магнитами, лупы, чертежные инструменты (линейки), геометрические фигуры.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологическая установка на урок.

Учитель:

Звенит долгожданный звонок,
Начинается урок.

Урок мы начнем с математической разминки. Выполнив действия, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Функция является неотъемлемой частью нашей жизни и многих наук. С помощью графиков функций врачи следят за состоянием больного. Синоптики составляют прогноз погоды. Продавцы подсчитывают выручку от продажи товара. С помощью функции можно определить нахождение корабля в открытом море. Роль функций в жизни человека очень велика. Поэтому наша задача: хорошо изучить эту тему.

Сегодня на уроке вас ожидают интересные и познавательные задания. При решении их могут встретиться разные преграды, но я надеюсь, что вы преодолеете любые трудности. И помогать нам будут – смайлики. Они будут следить за вашим настроением. Если вам понравилось задание, вы правильно его выполнили, получаете смайлик счастья. Если вам еще не все понятно – смайлик печали, если вам ничего не понятно, то выбираете плачущего смайлика.

II. Проверка домашнего задания.

– Откройте тетради. Вспомните, какое задание вы выполняли дома (№ 336, стр.78)

– Что нужно было сделать в домашней работе? (нужно решить уравнения)

– Что называется уравнением? (равенство, содержащее переменную, называется уравнением)

– Что значит решить уравнение? (решить уравнение – это значит, найти его корни)

– Чему равен корень первого уравнения? Второго уравнения?

а)3 (0,9 х-1)-(х+0,6) =-0, 2
2,7х-3-х-0,6=-0,2
2,7х-х=3-0,2+0,6
1,7х=3,4
х=2
  б)7-(3,1-0,1у)=-0,2у
7-3,1+0,1у=-0,2у
0,1у+0,2у=-3,9
0,3у=-3,9
у=-13

Молодцы ребята.

(Дети получают смайликов, учитывая настроение от выполнения домашнего задания)

III. Сообщение темы урока.

Запишите в тетрадях число, классная работа. Тема урока «Линейная функция и её график»

IV. Повторение и обобщение основных понятий.

Задание 1. « Внимательность»

(На доске открываются геометрические фигуры) Приложение 1.

– Посмотрите, пожалуйста, на геометрические фигуры.

Через минуту фигуры закрываются. Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какие геометрические фигуры вы видели, какого они цвета?
  2. Кто запомнил, что записано на геометрических фигурах? Открываются геометрические фигуры и комментируются ответы учащихся.
  3. Как называется равенство, записанное на красном прямоугольнике? (уравнение)
  4. На каких геометрических фигурах записаны функции? (в треугольнике, в круге)
  5. Как называется зависимость у=2х (прямая пропорциональность)
  6. Какая функция называется линейной? Дайте определение линейной функции. (Линейной функцией называется функция вида у=кх+b, где k, b – числа, х – независимая переменная (аргумент), у – функция).

Проверьте свое настроение и выберете соответствующего смайлика.

Задание 2. «Преобразования»

Выразите в этих уравнениях переменную у относительно переменной х.

  1. 0,5x + y = 0
    Ответ: у= -0,5х

  2. –x + 4 + y = 2
    Ответ: у= х-2

  3. y + 5 =-4 x
    Ответ: у= -4х -5

– Среди функций найдите прямую пропорциональность?

– Назовите линейные функции.

Проверьте свое настроение, выберете соответствующего смайлика

Задание 3. «Таблица»

Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам. Приложение 2

Линейную функцию можно задать таблицей.

1 группа. Найдите значение функции у=2х+3, заполняя таблицу

х -3 -2 -1  0  1  2  3
у

2 группа

Найдите значение функции у=х+3, заполняя таблицу

х -3 -2 -1  0  1  2  3
у

Отложите свои карточки на край парты.

Зрительная гимнастика для глаз

Ребята, сели поудобнее.

  1. Нарисуйте глазами треугольник. Обведите его по контуру, начиная с верхней вершины вниз и в сторону.
  2. Нарисуйте восьмерку вертикально, начиная с середины
  3. Расположите восьмерку горизонтально. Обведите её, начиная с середины.

(каждое упражнение выполняется по 3 раза)

Задание 4. «Спасение». Работа с координатной плоскостью

(Один обучающийся выполняет задание на классной доске, остальные на индивидуальных магнитных досках) Приложение 3.

Пока мы с вами отдыхали, мне поступил сигнал SOS! В открытом море терпит бедствие корабль А, координаты которого (-2;1). Наша задача: определить координаты близ находящихся кораблей и попросить их оказать помощь кораблю А . С помощью магнитов определите нахождение корабля А(-2;1) и кораблей В (1;2), C(-2;2), К(0;3) М(-2;-1)

– Какой корабль находится ближе к кораблю А? Капитан корабля С спешит на помощь, а мы ответим на следующие вопросы.

– Назовите координаты точек, лежащих на оси абсцисс?

– Назови координаты точек, ординаты которых равняются 2 (двум)?

– В каком координатном углу находятся точки А и С?

– Какая точка имеет абсциссу -2, ординату -1

Благодаря вашей дружной работы, корабли С и А движутся в порт.

Задание 5. «График». Приложение 4.

– Постройте график функции у=2х -1

Один обучающийся выполняет задание на доске, другие – на карточках.

– График какой функции нам надо построить? (линейной)

– Что собой представляет график линейной функции?

– Координаты скольких точек достаточно знать?

х 0 2
у

Используя карточки с координатной плоскостью, обучающие строят график линейной функции

Оцените свое настроение.

Физкультпауза. Повторяй упражнения за мной.

1. И. п. – основная стойка

– руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение;

– свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох.

2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки – правая вверху, левая сзади, кисти в кулак.

1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.

Задание 5. Упражнение с лупой.

Работа с учебником. Откройте учебник на стр.77, упр.335. Прочитайте задание.

– Что нужно сделать? (Рассмотреть графики и ответить на вопросы)

– При рассмотрении графиков можно пользоваться лупами.

– Ответьте на следующие вопросы:

а) Какое время была в пути первая машина? Вторая машина?
б) Какая машина начала свое движение раньше?
в) С какой скоростью двигалась каждая машина?
г) Какая машина прибыла в город В раньше?
д) Что означает точка пересечения графиков?

В конце выполнения задания учащиеся получают смайлики-настроения

V. Домашнее задание.

Стр. 74, № 320.

VI. Подведение итога урока.

– Назовите тему урока.

– Дайте определение линейной функции.

– Что собой представляет график линейной функции?

VII. Рефлексия.

Какое у вас было настроение во время урока? Сколько смайликов счастья вы получили? (подсчет смайликов счастья). Выставление оценок.

Учитель: Урок окончен! Всего вам доброго!

Приложения.