Тип урока:урок открытия нового знания.
Цель урока:познакомить с понятием «родственные слова».
Задачи:
предметные
- организация деятельности по упражнению в выборе родственных слов, соответствующих выявленным признакам;
- формирование умения выделять общую часть в родственных словах;
- развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
- развитие навыков оценки и взаимооценки выбора языковых средств устного общения;
метапредметные
- освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развитие умения на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов;
- развитие умения анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- развитие навыков общения, умения считаться с мнением других и договариваться в различных ситуациях.
Оборудование:учебник «Русский язык. 1 класс» (авт. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.); «Рабочая тетрадь. 1 класс» (авт. Иванов С.В., Евдокимова А.О.); презентация (приложение 1); схема зрительно-двигательных траекторий по методике В.Ф.Базарного (приложение 2).
Ход урока
1. Актуализация изученного материала.
- Отгадайте загадку:
Длинная шея
Красные лапки.
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
- Какая звуковая схема подходит к слову-отгадке гусь? (Слайд 2) Почему в этом слове 4 буквы, а звука 3? Дайте характеристику звукам («прочитайте» схему).
Чистописание:
- Напишем буквы, которыми может обозначаться звонкий согласный звук «г»: Г г
2. Изучение нового материала.
- Послушайте, историю про гуся. Гулял он однажды со своей семьёй и встретил на поляне незнакомую даму (слайд 3). И вот какой разговор между ними произошёл.
«Родственники» (по С.Иванову)
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я – ваша тётка – гусеница.
- Все ли герои этой истории родственники? Почему? (Гуси – домашние птицы, гусеница – личинка бабочки)
- Запишем слова: гусь, гусыня, гусята. Что можно сказать о значении данных слов? (все слова сходны по значению)
- Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в русском языке. Слова, которые мы записали, называются родственными. Подумайте, почему они так называются? (Слова имеют общую часть и сходны по значению – слайд 4). Так слово гусеница – родственное или нет? Ведь в нем тоже есть часть – гус? Какой вывод можно сделать? (Важно, чтобы общая часть слов обладала одинаковым значением).
3. Первичное закрепление.
1) Работа по учебнику: с.77 упр. 1 – прочитайте ещё один разговор (слайд 5):
- Давайте играть в снежки!
- Нет, давайте сделаем снеговика.
- А может, горку построим?
- Сколько человек разговаривают? Каждый из ребят предлагает заняться чем-то своим. Как поступить в такой ситуации?
- Послушайте, чем закончился разговор ребят (чтение учителем):
- Раз не хотите играть в снежки, я ухожу в соседний двор…
- Давайте сначала поиграем в снежки, потом слепим снеговика, а потом горку построим.
- Делайте, что хотите, я с вами больше не дружу.
- Как вы думаете, правильно ли поступает мальчик? Почему? Какой вывод можно сделать? (Если хочешь дружить, при общении с другими людьми важно учитывать не только то, что нравится или интересно тебе. Нужно считаться с мнением других, уметь договариваться)
- Можно ли так сказать: Надо дружбой дорожить! (на доске) Запишем в тетрадь наш вывод.
Физминутка(гимнастика для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий В.Ф.Базарного)
2) - Какие родственные слова встретили в тексте? (ответы учащихся) Я вынесла названные вами слова на слайд и дополнила список (слайд 6). Прочитайте. Все ли слова являются родственными?
снежки, снеговик, горка, Снегурочка, снежинка, снежный (ком), снег
- Найдите общую часть в этих словах: снег – снеж. Смысловое значение одинаковое, но чередуются согласные г/ж. Лишнее слово – горка (не имеет общей части, хотя по смыслу связано со всеми другими словами – сделана из снега). Прочитайте правило, с.79. Подтверждает ли оно наши выводы на сегодняшнем уроке?
Выборочное письмо (запись на доске):
- Запишите слово, в котором:
- один гласный звук – снег;
- имя собственное – Снегурочка;
- которое отвечает на вопрос: какой? – снежный;
- во множественном числе – снежки;
- три слога – снеговик, снежинка.
- Выделите общую часть родственных слов (показ на доске).
Физминутка (ладошки – «рыбки», работа кистями рук)
Рыбки плавают, ныряют
В теплой чистенькой воде,
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке!
4. Применение новых знаний.
- Образование новых слов:
- А теперь попробуем сами образовать родственные слова от слова рыба (устно):
- назовите одним словом: небольшая, мелкая рыба – рыбка, рыбёшка;
- рыбная ловля – рыбалка;
- человек, занимающийся рыбной ловлей – рыбак;
- ловить рыбу – рыбачить.
2) Самостоятельная работа в «Рабочей тетради», с.81 упр.5 (по вариантам) – выделить общую часть родственных слов. Взаимопроверка.
Физминутка(со словами)
- Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы киваете головой. Будьте внимательны!
лес – лесник
река – плот
сад – садовый
поле – полюшко
дом – дым
соль – солонка
стена – гвоздь
кот – котик
обед – стол
гриб – грибной
дом – домашний
ученик – учиться
- Молодцы! А теперь похлопайте себе за хорошую работу на уроке (слайд 7).
5. Итог урока
- Итак, с какими словами мы сегодня познакомились? Какие слова называются родственными? Как нужно поступать при общении с другими людьми, если дорожишь дружбой?