Урок русского языка по теме "Родственные слова". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока:урок открытия нового знания.

Цель урока:познакомить с понятием «родственные слова».

Задачи:

предметные

  • организация деятельности по упражнению в выборе родственных слов, соответствующих выявленным признакам;
  • формирование умения выделять общую часть в родственных словах;
  • развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
  • развитие навыков оценки и взаимооценки выбора языковых средств устного общения;

метапредметные

  • освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • развитие умения на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов;
  • развитие умения анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • развитие навыков общения, умения считаться с мнением других и договариваться в различных ситуациях.

Оборудование:учебник «Русский язык. 1 класс» (авт. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.); «Рабочая тетрадь. 1 класс» (авт. Иванов С.В., Евдокимова А.О.); презентация (приложение 1); схема зрительно-двигательных траекторий по методике В.Ф.Базарного (приложение 2).

Ход урока

1. Актуализация изученного материала.

- Отгадайте загадку:

Длинная шея
Красные лапки.
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.

- Какая звуковая схема подходит к слову-отгадке гусь? (Слайд 2) Почему в этом слове 4 буквы, а звука 3? Дайте характеристику звукам («прочитайте» схему).

Чистописание:

- Напишем буквы, которыми может обозначаться звонкий согласный звук «г»: Г г

2. Изучение нового материала.

- Послушайте, историю про гуся. Гулял он однажды со своей семьёй и встретил на поляне незнакомую даму (слайд 3). И вот какой разговор между ними произошёл.

«Родственники» (по С.Иванову)

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я – ваша тётка – гусеница.

- Все ли герои этой истории родственники? Почему? (Гуси – домашние птицы, гусеница – личинка бабочки)

- Запишем слова: гусь, гусыня, гусята. Что можно сказать о значении данных слов? (все слова сходны по значению)

- Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в русском языке. Слова, которые мы записали, называются родственными. Подумайте, почему они так называются? (Слова имеют общую часть и сходны по значению – слайд 4). Так слово гусеница – родственное или нет? Ведь в нем тоже есть часть – гус? Какой вывод можно сделать? (Важно, чтобы общая часть слов обладала одинаковым значением).

3. Первичное закрепление.

1) Работа по учебнику: с.77 упр. 1 – прочитайте ещё один разговор (слайд 5):

- Давайте играть в снежки!

- Нет, давайте сделаем снеговика.

- А может, горку построим?

- Сколько человек разговаривают? Каждый из ребят предлагает заняться чем-то своим. Как поступить в такой ситуации?

- Послушайте, чем закончился разговор ребят (чтение учителем):

- Раз не хотите играть в снежки, я ухожу в соседний двор…

- Давайте сначала поиграем в снежки, потом слепим снеговика, а потом горку построим.

- Делайте, что хотите, я с вами больше не дружу.

- Как вы думаете, правильно ли поступает мальчик? Почему? Какой вывод можно сделать? (Если хочешь дружить, при общении с другими людьми важно учитывать не только то, что нравится или интересно тебе. Нужно считаться с мнением других, уметь договариваться)

- Можно ли так сказать: Надо дружбой дорожить! (на доске) Запишем в тетрадь наш вывод.

Физминутка(гимнастика для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий В.Ф.Базарного)

2) - Какие родственные слова встретили в тексте? (ответы учащихся) Я вынесла названные вами слова на слайд и дополнила список (слайд 6). Прочитайте. Все ли слова являются родственными?

снежки, снеговик, горка, Снегурочка, снежинка, снежный (ком), снег

- Найдите общую часть в этих словах: снег – снеж. Смысловое значение одинаковое, но чередуются согласные г/ж. Лишнее слово – горка (не имеет общей части, хотя по смыслу связано со всеми другими словами – сделана из снега). Прочитайте правило, с.79. Подтверждает ли оно наши выводы на сегодняшнем уроке?

Выборочное письмо (запись на доске):

- Запишите слово, в котором:

  • один гласный звук – снег;
  • имя собственное – Снегурочка;
  • которое отвечает на вопрос: какой? – снежный;
  • во множественном числе – снежки;
  • три слога – снеговик, снежинка.

- Выделите общую часть родственных слов (показ на доске).

Физминутка (ладошки – «рыбки», работа кистями рук)

Рыбки плавают, ныряют
В теплой чистенькой воде,
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке!

4. Применение новых знаний.

  • Образование новых слов:

- А теперь попробуем сами образовать родственные слова от слова рыба (устно):

  • назовите одним словом: небольшая, мелкая рыба – рыбка, рыбёшка;
  • рыбная ловля – рыбалка;
  • человек, занимающийся рыбной ловлей – рыбак;
  • ловить рыбу – рыбачить.

  2) Самостоятельная работа в «Рабочей тетради», с.81 упр.5 (по вариантам)выделить общую часть родственных слов. Взаимопроверка.

Физминутка(со словами)

- Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы киваете головой. Будьте внимательны!

лес – лесник
река – плот
сад – садовый
поле – полюшко
дом – дым
соль – солонка
стена – гвоздь
кот – котик
обед – стол
гриб – грибной
дом – домашний
ученик – учиться

- Молодцы! А теперь похлопайте себе за хорошую работу на уроке (слайд 7).

5. Итог урока

- Итак, с какими словами мы сегодня познакомились? Какие слова называются родственными? Как нужно поступать при общении с другими людьми, если дорожишь дружбой?

Приложение 1

Приложение 2