Игровые приемы на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Преподавание иностранного языка с первого года обучения, этим преследуется цель не увеличения знаний, а развития и углубления пространства души подрастающего человека.

При слушании активизируется слух, при повторении - чувство языка, в ритмическом действии – чувство движения, закладываются связи социального понимания.

Это очень важно – преподавание иностранного языка в таком раннем возрасте, потому что язык требует больших усилий в постижении и образовании языковых форм. Артикулярные аппараты у детей должны делать непривычную, но полезную для них гимнастику, таким образом, язык ведёт к слиянию мыслительного и волевого элемента в человеке, так как ”мы разговариваем при помощи воли и учимся, привыкая постепенно применять волю, учась говорить”.

Какое дополнение, какую возможность даёт лишь объяснение на английском языке, исходя из чтения вслух? Здесь бросается в глаза свободное построение предложения и возможности изменений, которые достигаются за счёт перестановки частей предложения. Перестановка имеет такое определённое влияние на одну из особенностей души. Эта возможность варьировать, требует подвижности и образа мышления.

Из-за иного положения глагола необходимо постоянное внимание к высказыванию другого человека на уроке. Всё это: основательно заложенное, отработанное и взращённое в период школьного времени может привести к усилению способности концентрировать внимание.

Таким образом, мы видим, что возникает возможность при помощи преподавания англ. яз., укрепить и развить то, что поможет сократить время в разных жизненных ситуациях, когда потребуется сильная концентрация и правильное дыхание.

Работая над английским языком, мы имеем внешне очень действенное средство лечения и самовоспитания.

1. Отработка произношения.

Уже с 9 лет, а ещё заметнее на 12 году жизни обнаруживаются странные явления в произношении ребёнка; ему престаёт удаваться бессознательная способность подражания иностранному звучанию.

Теперь возможно достичь новой подвижности лишь при помощи нового вида упражнений типа ”Скороговорки”. Всё же это должно происходить осторожно, чтобы ребёнок имел возможность сохранять прочную связь с изображением того, о чём он говорит.

Дополнением этому являются некоторые языковые упражнения, которые содержат повторяющийся звук, и говорение-наоборот для укрепления силы воли и тренировки памяти. А с другой стороны, следует в игровой форме вводить всякого рода замаскированные задания, например, образовать предложение. Таким образом превратиться в навык то, что позже должно будет выполняться осознанно и как, правило, в грамматике.

Во время стихотворений может быть хлопанье в ладоши или топанье, можно также бегать, чтобы правильно уловить ритм. Все упражнения должны быть сущностью одной истории. Каждый ребёнок, охваченный игровой деятельностью, неосознанно выполняет работу над самим собой. Он смело говорит один и не чувствует себя изолированным.

Следует обратить внимание на межзубные звуки [¶] и [q], которых не в русском языке. Для их отработки используют сказку о мистере язычке и предлагают детям превратиться в пчёлок и пожужжать. А в возрасте 12-14 лет можно предложить скороговорку о чертополохе (thistle), связав это с легендой, рассказывающей об эмблеме Шотландии (страноведение).

2. Приёмы в грамматике.

Если в младших классах употребление закономерностей языка в процессе многочисленных игр и диалогов не стало “плотью и кровью”, то тогда бесконечно мучительно уже в средних классах добиться этого, прибегая к сознанию. Изучение родного языка тоже продвигается вперёд: от подражания и произнесения отдельных слов - к пониманию образования предложений и, наконец, к рассмотрению языковых структур.

Важно развивать чувство к построению и дыхательным процессам детей. Если выполнять упражнения, связанные с “вдохом”, то необходимо чередование с “выдохом”, погашением напряжения, уменьшением активности, чтобы дети снова могли прийти в себя. Это может быть доступно, если построить упражнения ритмично. Прибегая к поэтичному, аналогично можно привести детей в прежнюю активность. Если это будет повторяться в течение длительного времени, форма принесет свои плоды, и замечания по поводу дисциплины будут просто излишни.

Возникает свободное колебание, а не вибрация: при помощи повторения хором дети вливаются в языковой поток, при помощи диалогов и монолога выходят из этого потока до тех пор, пока повторение хором снова не выльется в спокойный поток, который не увлечёт всех.

Материал, отработанный в игре, может вести к пониманию первых грамматических правил в дальнейшем.

Сначала необходимо, чтобы дети накопили определённый словарный запас по глаголам. Если мы оставим глаголы в инфинитиве, то тогда мы не встретимся с трудностью употребления многих неправильных глаголов. Важно то, чтобы дети 1-3 классов могли связывать слово с действием. Можно провести игру. Одна группа изображает действие, другая – отгадывает.

В 1-8 классах изучение основано на знании грамматики, а в 9-11 классах на понимании.

В 5-8 классах основы грамматики закрепляются в игровой форме: кто-то отвечает за глаголы, кто-то за синтаксис; кто боится отвечать, получает, маленькие разделы, например some, any, no или much, many.При повторении вызывают “специалистов”.

Во втором классе, используя стихи, знакомство с Present Simple, Past Simple, Future Simple. Если это вводилось в игровой форме, и было хорошо отработано, тогда в старших классах к этому добавится ещё и сознательное её употребление. Грамматику, введённую в игровых упражнениях, можно повторять в 9 кл. с юмором. Так же важно изучать идиомы англ. яз. Для понимания ментальности языка. Каждый урок 1/5 часть посвящается грамматике. В 9 кл. при изучении сослагательного наклонения можно использовать игру “если бы я был президентом…” или “если бы я был миллионером…” Детям очень нравиться, когда диалоги они рассказывают комиссии, состоящей из одноклассников, тогда даже опрос становиться увлекательным.

Прилагательные дети хорошо усваивают в играх. Игра в глухую ведьму. Степени прилагательных – можно использовать игру “ тише едешь дальше будешь”.

3. Работа над чтением.

От первого чтения - к первому пересказыванию.

От чтения первого письменного текста, написанного самим ребёнком до знания английской литературы - очень длинный путь, поэтому он не должен быть, для учеников мучительным. Теперь пришла пора пожинать плоды всего того, что было посеяно в виде стихов, игр, песен. Теперь нужно подыскать материал для письменной работы, который послужит ещё более глубокому усвоению на длительный срок. Что же должно быть критерием при подборе?

Прежде всего, стоит подобрать разные стихи, потому что они дают возможность ребёнку вырастать на глазах в знаниях. Это те стихи и песни, которые очень скоро начинают отклоняться детьми, но которые могут служить прекрасным письменным материалом. Сюда относятся стихи и песни о временах года и распорядке дня, о растениях и животных – вообще всё то, что может указать задачу человека на Земле.

Если учитель в этот ответственный и важный момент сам берёт большую тетрадь и сам рисует карандашом, тогда он может сделать для себя два важных наблюдения.

Первое: то, что сделано рукой, запоминается сознательней и им самим. Он смотрит критичнее и на выбранную им строфу, после того как она закреплена цветным карандашом. Критичнее учитель рассматривает и связь строф, их сочетаемость.

Второе: он узнает, что с карандашом с непривычки рука очень медленно пишет. Увеличив своё время в 2 раза, он получит приблизительно время, которое необходимо детям для переписывания с доски. Тогда с ним не случиться того, что дети не успевают писать, что чувствуют слишком большие претензии к себе, физически не могут и становятся невольными, мрачными.

Если учесть две эти вещи можно уверенно проводить занятия.

Первое чтение развивается из письма. Дети читают теперь то, что они произносили, что они пели или изображали. В самом начале произношение - не самая главная задача. Здесь и там можно исправить звук, который всего лишь не точно был понят в устной речи. Поэтому при чтении учитель должен часто менять своё место нахождения в классе, стоять и сбоку, и сзади, чтобы каждый ребёнок точно мог услышать читаемое.

Чтение всем классом и отдельными учениками придаёт обучению снова игровой элемент. Ребёнок не любит простого заучивания: он хочет быть действующим лицом в диалоге и полностью отдаётся роли. Он разрешает учителю поправлять себя, потому что хочет выполнять эту роль.

Затем можно будет перейти к более длинным историям. Рифма и в этом возрасте также нужна детям для быстрого запоминания. Рифма, благодаря ритму и окончанию, укрепляет память детей и служит опорой при запоминании. Это оказывается особенно благоприятным для детей со слабой концентрацией внимания или для тех, кому трудно постоянно следить за ходом урока.

Кроме чтения классом и отдельными учениками, учитель может привести теперь новый элемент. Он может задавать вопросы, ответы на которые можно найти в тексте. Он задает вопросы последовательно к каждому предложению, не перепрыгивая через предложения.

Важно ставить совсем простые вопросы, а потом повторять их каждый урок, задавая их в той же самой последовательности, тем же самым способом, пока дети не будут чувствовать в этой новой форме работы себя уверенно и будут знать вопросы и ответы так хорошо, что смогут задавать друг другу. Затем учитель предлагает хорошо продумать вопросы и ответы, но задать вопросы "про себя", а произносить лишь ответы громко вслух. Первый пересказ в простейшей форме готов. Таким образом, можно немного позже подготовить детей к первому письменному пересказыванию.

Выбор чтения.

При выборе чтения речь не идет о том, чтобы найти что-нибудь увлекательное или сделать предметом чтения какие-то будничные ситуации. Речь идет о том, чтобы отдавать себе отчет в полезности читаемой литературы для детей. Путеводной нитью при выборе литературы должны быть вопросы: что является настоящей пищей для души, что оказывает влияние на формирование будущего человека, что помогает поставить определенные идеалы перед подростками.

4. Работа над лексикой.

С помощью последовательно задаваемых вопросов к тексту ведется одновременная работа над лексикой. Чтобы закрепить и расширить словарный запас, не прибегая к переводу и пустому зазубриванию, учитель должен через некоторое время изменить вопросы. С этой целью можно изменять содержание рассказа, тогда станет ясно, поняли дети текст или нет. Часто при этом можно исходить из уже имеющегося у детей словарного запаса. Дети называют этот вид работы - “приносящий удовольствие”, тогда они не устанут выполнять упражнения. С удовольствием слушают ученики текст, который учитель рассказывал с неправильными изменениями (умышленно); что не соответствует содержанию. Например: вдруг бабушка поехала вместо малыша, который ходил гулять.

Дети отвечают на вопросы, строя предложение за предложением, а вместе с этим упражняются в перессказывании. После того, как вопросы и ответы хорошо отработаны в устной форме, их можно записать в тетрадь.

Например, в 9кл. дети любят читать детективные истории и любят дополнять пропущенные места в уже знакомом тексте. Это воспринимается с восторгом.