Цели:
- Создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления;
- Создать условия для усвоения учащимися исторических фактов усиления русского государства в XV веке;
- Развивать коммуникативные навыки, умение работать с несколькими историческими источниками, навыки исторического анализа.
Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен; электронное приложение к учебнику «История России с древнейших времен» издательство «Просвещение», 2012 г.; технологическая карта урока.
ХОД УРОКА
1 этап. Вызов
– Мы продолжаем изучение истории нашего государства в период правления великого князя Московского Ивана III. Давайте вспомним, что мы знаем об этом правителе. Для этого заполните таблицу в технологической карте урока.
Укрепление власти московского князя.
Я знаю: 1. |
Мы знаем: 1. 1480г. – свержение ига м-т |
2. | 2. Присоединение земель к Москве |
3. | 3. Создание единого государства |
Тема нашего урока «Усиление русского государства при Иване III».
Проблемный вопрос:Если бы Вы были
великим московским князем с 1462 года, какие бы
реформы Вы предприняли для укрепления
государства?
Предполагаемые ответы учеников записываются на
отдельном листе.
Возможные варианты:
- Усиление личной власти.
- Усиление армии.
- Создание законов
– Работая с текстом учебника, картографическим материалом мы должны узнать действия князя, сравнить их с нашими проектами.
2 этап. Осмысление
I. Укрепление личной власти.
Прочитаем пункт «Возвышение великокняжеской власти» и выполним задание А технологической карты урока.
Титул ________государь всея Руси_____________
Символы власти _____1472г. – герб (двуглавый
орёл), скипетр и держава, шапка
Мономаха______________________________________________
Полномочия_____«Держит землю сам».
Предположите, какой стала власть князя?
Дальнейшее изучение реформ великого князя мы
продолжим группами, заполняя совместно технологическую
карту урока.
II. Органы государственной власти.
Прочитайте пункт «Органы управления государством»
Заполните схему Б технологической карты на основе текста учебника.
Из словаря выпишите определения к терминам:
Боярская дума
Кормление
местничество
III. Московское войско.
– Прочитайте пункт «Преобразования в войске.
Изменения в порядке владения землей».
Вспомните значение терминов (с. 54)
Вотчина –
Бояре –
– Уточните, каким путем усиливалась боеспособность войска? Какие земли отводились под раздачу служилым людям?
Поместье –
Помещик –
– Что означает принцип формирования
московского войска «конно, людно, оружно»?
– Почему Иван III увеличивал количество
помещиков?
– В чем различие между дворянами и боярами в
отношении к князю?
IV. Поземельные отношения.
– Прочитайте пункт «Ограничение свободы
крестьян»
– Кто был верховным собственником земли?
– В чем были заинтересованы помещики?
– Каким образом интересы помещиков были
закреплены в Судебнике 1497 года?
Юрьев день –
«пожилое» –
– Заполните схему Г на основании текста учебника.
3 этап. Размышление
– Вспомним предложенные нами реформы для усиления государства, если бы Вы были великим московским князем.
- Усиление личной власти.
- Усиление армии.
- Создание законов
– Сравните наши планы и действия Ивана III.
Чтение вывода параграфа 21.
Домашнее задание: прочитайте п.21,
напишите мини – сочинение «Иван III
– человек и государственный деятель».