Урок окружающего мира по теме "Наши подземные богатства". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках предмета «Окружающий мир» при изучении темы: «Полезные ископаемые России».

Задачи урока:

  • Сформировать представления учащихся о подземных богатствах России; познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам.
  • Развивать познавательную активность, умение работать с картой. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.
  • Провести физкультминутку при смене деятельности учащихся на уроке.
  • Применение здоровьесберегающей технологии и технологии развития критического мышления.

Наглядность: физическая карта России,  таблицы добычи полезных ископаемых, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины, карта настроения класса.

Оборудование: раздаточный материал: образцы полезных ископаемых, карточки “Помощник”, “Условные обозначения полезных ископаемых”, карта Томской области.

Используемая литература:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир (учебник в двух частях для 4 класса, 1 часть);
2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир (рабочая тетрадь в двух частях для 4 класса, 1 часть), Москва, 2011г.
3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», Москва, 2011г
4. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», Москва, 2005г

ХОД УРОКА

Этап

Ход урока

Оргмомент (1 мин.)

Вот уже звенит звонок,
Начинается урок
Хозяйка подземных богатств
В свое царство зовет нас.

– Сегодня вы узнаете о сокровищах Земли, ее подземных богатствах. Но сначала вы должны получить пропуск в мир подземных богатств.

Проверка домашнего задания (3-5 мин.) а) фронтальный опрос

б) индивидуальная работа по карточкам: (Приложение 1)

 – Что мы называем водоемами? (Водоемы это хранилища воды, которая нужна всему живому)
– Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище)
– Как делятся  водоемы по происхождению?
– Каково значение водоемов в жизни людей?
– Какие опасности угрожают водоемам?
– Какой «клад» был найден на дне реки, вспомните статью, которую читали дома.
– Как бороться с загрязнениями водоемов?
– Назовите водоемы нашего края. (Томь, Обь, Кеть, Чулым, Чужанка, Тым, Орловка)

– А теперь, проверим, как ребята справились с заданием. (Проверка, индивидуальной работы учащихся)

Работа над новой темой

1. Актуализация знаний (3-5 мин.)

О водоемах знаете вы,
Ответы ваши достойны похвалы.
Открыты ворота подземной страны,
Любые клады на карте найдете вы.

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ (Приложение 2)

– Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми. Для знакомства с природными богатствами отправимся в подземное путешествие. Оказавшись под землей можно услышать спор, прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре

(Подготовленные ученики читают текст по ролям. Приложение 3)

«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
– Я – соль Земли,– говорит соль, – без меня каши не сваришь.
– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. –  Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
– А на чем варить будете? – интересуется уголь. – Без топлива в этом деле не обойтись.
– А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,– говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».
– Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?
– Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
– Кто знает, как называют людей, изучающих недра Земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи).

2. Практическая работа (8 мин.) – Сегодня вы побываете геологами и проведете очень серьезную работу и исследования. Итак, отправляемся в экспедицию. (Групповая работа)
– Результатами каждая группа  с нами поделится. Каждой группа в экспедиции будет исследовать следующие полезные ископаемые:

1 группа:   гранит  известняк с. 160
2 группа:   песок  глина с. 162
3 группа:   торф  уголь с. 163
4 группа:   нефть  природный газ  с. 165-166
5 группа:   железная руда с. 164

План исследования такой:

1) Название.
2) Условное обозначение.
3) Свойства.
4) Применение.
5) Где и как добывают.
6) Месторождение в  Томской области, если есть, то где находится

Каждая группа получает план исследования и схему карту Томской области. (Приложение 4)

Если есть необходимость, пользуйтесь атласами-определителями «От земли до неба» (по закладке).

3. Физминутка (1 мин.)

Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).

4. Выступление каждой группы ребят (12 мин.) По ходу выступления идет просмотр о полезных ископаемых и заполнение таблиц (рабочая тетрадь стр 52). Показывают на карте ТО если есть, прикрепляют условные знаки.
Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств. – Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании.
– Сейчас мы будем читать статью “Охрана подземных богатств” (с.168-169 учебника).  До слов: «обрати внимание»
Коллективная работа с текстом учебника 5 мин Приём «Инсерт»

– Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях текста отмечайте во время чтения новые сведения – «V», а если вы что-то не поняли, поставьте «?». Читать будем по абзацам.

Закрепление изученного – Что вы узнали из прочитанного?
– Как надо охранять подземные богатства?
растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
Рефлексия – Сегодня на уроке мы работали с разными картами, давайте тоже составим карту нашего настроения от урока окружающего мира. Выберите цвет, который соответствует вашему настроению сейчас,  и прикрепите на карту. (Приложение 5)

– Спасибо за урок.

Домашнее задание – Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.
Дополнительно:

1. Он очень нужен детворе
Он на дорожке во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)

3. Белый камушек растаял
На доске он след оставил. (Мел)

4. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

5. Без нее не побежит
Не автобус, не такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)

6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий. (Уголь)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

8. По трубе течет –
Пироги печет. (Газ)

9. Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)

10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение. (Известняк)