Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных пород и полезных ископаемых.
Задачи:
- Продолжить формирование представлений о строении земной коры,
- Обеспечить усвоение учащимися знаний терминов: «полезные ископаемые», «горные породы», наиболее распространенных горных пород, свойства горных пород и минералов.
- Создать условия для развития речи, умений работать в группе, умений проектной деятельности.
- Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: коллекции горных пород и минералов, физическая карта мира, мультимедийный проектор, компьютер, видеоролик.
Некоторые обучающиеся заранее получили задание провести опыт в домашних условиях по предложенной учителем инструкции, а также подготовить отчет о проделанной работе в произвольной форме (презентация, фото- или видеоотчет, устный рассказ и т.д.)
Ход урока
I. Организационный момент
(приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие общей цели урока и плана ее достижения).
II. Изучение нового материала
- Что называется литосферой?
- Из каких частей она состоит?
( Литосфера – каменная оболочка Земли, включает земную кору и верхнюю часть мантии).
- Какое строение имеют земная кора и мантия?
Мантия находится вокруг ядра и составляет основную массу Земли. Ее мощность до 2900км. Температура до 2500 градусов. Состоит из тяжелых минералов, содержащих железо. Вещество мантии находится в твердом состоянии, за исключением мягкой внешней части.
Земная кора. Внешняя оболочка Земли, состоит из различных горных пород. Состоит из трех слоев: осадочного, гранитного, базальтового. Мощность Земной коры под океанами от 5 до 10 км, 35-45км на суше и до 75км в горных районах.
- Что такое горные породы? Приведите пример известной вам горной породы
Горные породы - это вещества, из которых состоит земная кора.
- Что такое минералы?
Минералы - природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности Земли.
Например, гранит состоит из: кварца, полевого шпата, слюды.
В природе известны несколько тысяч видов минералов и горных пород. Минералы имеют однородный состав. Горные породы более сложны по строению.
И те и другие различаются между собой строением, твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.
Главная причина этого – различия в условиях их образования и изменения, которые происходят с ним в земной коре и на ее поверхности.
По происхождению горные породы и минералы можно разделить на магматические, осадочные, метаморфические.
Магматические горные породы образовались в результате застывания магмы на поверхности и в глубине Земли.
1 группа инсценирует извержение вулкана:
Материалы:
- Пластилин
- Пустой контейнер от фотопленки
- 1 столовая ложка пищевой соды
- Столовая ложка уксуса
Ход опыта
- Учащиеся заранее вылепили из пластилина «вулкан»
- Сделали отверстие на вершине вулкана. Отверстие должно быть достаточно большим, чтобы в него поместилась пустая баночка от фотопленки.
- Вставили пустой контейнер в отверстие.
- Сначала добавили в пустую баночку пищевую соду, затем уксус. Отступили на шаг назад и наблюдали, как вулкан оживет.
Глубинные:
- Образуются из магмы в глубине земной коры.
- Застывание магмы на глубине происходит медленно.
- Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы. Они хорошо видны в породе
- Породы кристаллические, плотные.
Излившиеся:
- Образуются из магмы в трещинах и разломах земной коры.
- Застывание магмы на глубине происходит быстро.
- Кристаллы мелкие, трудно различимые простым глазом.
- Горные породы плотные, твердые, тяжелые.
Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения обломков горных пород в воде и на суше.
2 группа учеников за неделю до урока получили задание с помощью подручных средств создать осадочную горную породу по инструкции предложенной учителем, а затем рассказать о том, что получилось.
Материалы:
- Стеклянная банка
- Цемент
- Песок
- Гипс
- Вода
- Пищевой краситель
Инструкция:
- Заполняют банку водой
- Засыпают в нее слой цемента толщиной примерно 4 см.
- Оставить на 2 дня
- Засыпать еще один слой, на этот раз из песка, смешанного с цементом. Оставить затвердевать.
- Засыпать еще на один слой, на этот раз из гипса и песка. Оставить затвердевать.
- Налить немного воды с пищевым красителем.
- Насыпать еще один слой гипса и песка. Дать ему затвердеть.
- Удалить банку (попроси взрослого сделать это.)
Осадочные обломочные горные породы образуются под влиянием:
- ветра,
- текучих вод,
- колебаний температуры
- и других воздействий разрушаются скалы.
Осадочные химического происхождения образуются из водных растворов минеральных веществ.
Органические осадочного происхождения образуются из остатков растений и животных, накопившихся на дне морей, океанов. Для них характерна слоистость. В течении тысячелетий слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы: песчаники, известняки.
Метаморфические горные породы – это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления.
Известняк – мрамор,
Песчаник – кварцит,
Гранит – гнейс
(просмотр видеоролика об образовании метаморфических горных пород)
До сих пор шел рассказ о твердых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные — природный газ.
Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.
Что называется полезными ископаемыми?
(Горные породы и минералы, используемые человеком в хозяйственной деятельности).
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.
Работа со схемой «Классификация полезных ископаемых».
III. Закрепление материала:
класс делится на 4 команды.
Узнай горные породы.
Каждой команде предлагаются образцы горных пород из коллекции: торф, уголь, калийная соль, гранит, мрамор, медный колчедан, асбест, слюда, известняк, каменная соль, бурый железняк, красный железняк, пемза. (Учащиеся распознают горные породы с помощью определителя)
Сравнение свойств двух горных пород.
- I команда: каменная соль - торф
- II команда: медный колчедан – гранит
- III команда: уголь – мрамор
- IV команда: известняк – красный железняк.
Блиц-опрос:
- Чем сложена земная кора?
- На какие группы по происхождению делятся горные породы и минералы?
- На какие группы делятся магматические горные породы?
- На какие группы делятся осадочные горные породы?
- Как образуются метаморфические горные породы?
Домашнее задание
- П.16 - 17
- Творческое задание «Минералы – часть нашей жизни»:
- Возьми ручку и бумагу
- Поброди по дому и запиши все, что, как ты думаешь, изготовлено из минералов.
- Напиши список как можно длиннее.
Подсказка: У тебя на кухне есть соль? Из чего сделана ваша плита? Что находится в карандаше?