Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии развивает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. [1]
Важный вопрос, который решает учитель на каждом уроке, как вызвать к жизни внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому, активизировать о стремление к постижению нового. Для этого необходимо разнообразить формы методы как проведения урока в целом, так и отдельных его этапов.
Ребёнок, который пришёл на урок географии сегодня совершенно другой. Он живёт в мире новых информационных технологий, и это наложило определенный печаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой формации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Современному ученику - современный урок.
Поэтому, сегодня одним из направлений модернизации системы графического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников. [3]
Современный учитель в решении этой непростой задачи должен сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологий, в числе и компьютерные.
Возник вопрос: Как научить детей думать и действовать, заинтересовать в поиске нужной информации? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться?
Обучение с помощью ИКТ - это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы. [2]
Применение информационных компьютерных технологий на уроках не только облегчает усвоение учебного материал, но и представляет: новые возможности для развития познавательной деятельности обучающихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Выделяются три основные формы работы с ИКТ на уроках географии.
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе.
Компьютер становится ученику и учителю верным помощником. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно.[4] Собирая нужные документы, (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных разработок уроков, для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания презентаций Роwer Рoint.. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
Вторая форма работы - это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии вне школьных занятий. Учащиеся собирают статистический материал в сети Интернет, ежедневной прессе, в дальнейшем обрабатывают информацию и излагают виде схем, таблиц, диаграмм, пирамид, таким образом, дополняя и углубляя информацию учебника. После написания работы или проекта ребята создают презентацию.
Третья форма - это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.). Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе.
Четвертая форма – это использование образовательных электронных изданий и ресурсов. ОЭИР - фактор повышения качества образования в современных условиях.
Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств.
Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кино-фрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Литература
- Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход // Учитель. - 2005. - №3. -С. 63-66.
- Летягин А.А. Современные информационные и коммуникационные технологии в процессе обучения географии // География в школе. - 2007. - №4. -С. 63-64.
- Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. - 2003. - №9. - С. 32-38.
- Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. - М: «Про-пресс», 2006.