Цели урока: продолжить работу по культуре речи, формированию коммуникативных умений учащихся, необходимых для построения текста (умений отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывание); формировать умение создавать текст и анализировать текст, отдельные языковые явления.
Оборудование урока:
- интерактивная доска или проектор и экран;
- компьютеры для учителя и учащихся с выходом в Интернет.
Этот урок лучше провести как заключительный. Я проводила его в конце учебного года в 8 классе.
I. Слово учителя:
- Закончились уроки русского языка в 8 классе. Но даже летом, сами того не осознавая, вы будете постоянно обращаться к языку во время общения, в т.ч. дистанционного, например, в социальных сетях.
Тема нашего урока «Прикладной русский». Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Учащиеся высказывают свои предположения о содержании урока.
- Прикладная лингвистика специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка. Это деятельность по приложению научных знаний об устройстве и функционировании языка в нелингвистических научных дисциплинах и в различных сферах практической деятельности человека.
II. Анализ творческих работ учащихся.
- Вчера вы писали сочинение «Зачем мы изучаем русский язык в школе?» Вот ваши ответы (ранжированные по убыванию значимости):
Мы изучаем русский язык в школе, чтобы…
- быть грамотными;
- изучать другие науки;
- уметь грамотно излагать свои мысли;
- уметь убеждать в своей правоте;
- не поддаваться на речевые провокации;
- быть культурным;
- чтить национальные традиции;
- получать эстетическое наслаждение от чтения хороших книг;
- поступить в институт;
- устроиться на престижную работу и др.
Вывод.
На первом месте стоит ответ: «чтобы быть грамотными». А что значит быть грамотным?
В средние века грамотным считался человек, умеющий читать, писать, считать. В наше время грамотный человек не только должен обладать знаниями по разным предметам, но и уметь использовать разнообразные источники информации для самообразования.
III. Повторение изученного материала.
- Давайте проверим вашу грамотность. Выполните задания и определите тип ошибок, допущенных в них.
Задание 1.
1) Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 2) Впереди лидирует команда наших спортсменов. 3) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 4) На площади он увидел огромную массу народа. 5) Художник подарил музею свой автопортрет.
(Тип ошибки — употребление лишнего слова.)
Задание 2.
1) На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2) По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону. 3) Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.
(Тип ошибки — употребление рядом или близко однокоренных слов.)
Задание 3.
1) Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 2) Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом. 3) Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести. 4) Он попытался сформулировать свое замечание в корректной форме.
(Тип ошибки — употребление слова в несвойственном ему значении.)
Задание 4.
1) Родители были уверены, что ихний ребенок продолжает семейное дело. 2) Они хотели устроить более лучшую жизнь. 3) Волга ширее Дона. 4) Он всегда ложит локти на стол. 5) С наступлением весны дни становятся длиньше. 6) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях. 7) С моей точки зрения, спор этот бессмысленен. 8) Чуть не круглый год королевство было погруженное в холодные сумерки и туманы.
(Ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.)
Задание 5.
1) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. 2) Провожая меня, лицо его выражало сожаление. 3) Выйдя на улицу, ему стало холодно. 4) Прочитав этот рассказ, меня как живые окружали его герои.
(Ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.)
IV. Изучение нового.
Парадокс. Грамматические ошибки можно найти у классиков.
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А.С. Пушкин
- Как вы понимаете эти слова? (Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов.) Он пишет так:
«Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо)».
В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880—1944), русский языковед, утверждал: «...Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует — они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей».
Писатели нередко пародируют нелогичную речь, и тогда подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический прием создания комического эффекта. Например, у Гоголя: «Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами».
- Назовите произведение, героев.
(«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»);
У Чехова: «Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом... на дачу»
(«Каникулярные работы институтки Наденьки»)
На этом же приеме строятся каламбуры (словесные шутки):
Каламбуры Пушкина:
Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии.
Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж. — По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
- Попробуйте сами сочинить каламбур.
V. Беседа.
Есть утверждение: «Общение – самое ценное в жизни человека». Согласны ли вы с ним?
- Как чаще всего вы общаетесь со своими друзьями: встречаясь для общения или через Интернет? ( Ответы учащихся)
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?»
Возможные ответы:
Нет | Да, исправлю | Не знаю |
— Чтобы несмущать человека — не обидеть — не оказаться бестактным. —Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным |
— Чтобы чело-век больше недопускал ошибок. — Не нравится, когда говорят неправильно. — Не надо портить русский язык. |
— В зависимости от собеседника и от настроения |
- Ну а как часто приходится сталкиваться с ошибками, которые допускают общающиеся в Интернете? (Ответы учащихся)
- Выходит, что сейчас меньше стали общаться лично и все больше в Сети. Чаще всего общение в Сети ведется через переписку. Хочу напомнить, что, создавая сообщение в форумах, чатах, отправляя электронные письма, все должны писать грамотно (хотя это не модно, а кто-то намеренно допускает ошибки, используя так называемый «компьютерный язык»), а также следовать определенным правилам, соблюдать сетевой этикет. Эти знания вам обязательно пригодятся летом, когда вы захотите поделиться с друзьями впечатлениями об отдыхе, но не только.
- Когда еще возникает потребность написать электронное письмо? (Ответы учащихся)
- Обратим внимание на правила этикета, относящиеся к этикету использования электронной почты.
Рассмотрим эти правила.
- Писать письма нужно грамотно, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
- Использовать формулы речевого этикета.
- Правильно оформлять высказывание.
- Вовремя отвечать на полученные письма.
Оформление электронного письма.
В общем виде структуру делового электронного письма можно представить в следующем виде:
- Приветствие.
- Содержание, цель обращения.
- Прощание.
- Личная подпись с указанием контактов.
При оформлении электронного письма в обязательном порядке должны быть заполнены поля:
- Почтовый адрес получателя (поле «Кому»).
- Тема письма (поле «Тема»).
- Важность письма, при необходимости.
- Текст письма.
Обязательно заполните поле «Тема», иначе ваше письмо может быть удаленно, как спам. Здесь следует вписать несколько слов, характеризующих тему сообщения.
В некоторых почтовых программах можно указать степень важности сообщения. Это просто необходимо, если адресат получает ежедневно большое количество писем. С пометкой «Важное» письмо получает приоритет при проверке почты.
Правилами сетевого этикета размер электронного письма определяется следующим образом: электронное письмо должно быть в два раза короче, чем написанное на бумаге. Если вам необходимо переслать важную информацию, содержащую большой объем, то лучше составить краткий сопроводительный текст в электронном письме, а саму информацию оформить в виде вложения - прикрепленного файла.
VI. Практическая работа.
Написать письмо в «Дневнике.ru» любому преподавателю. Тему письма выберите сами.