Тип урока Изучение нового материала.
Цели урока:
- Образовательная: Объяснить слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных
- Развивающая: Развивать навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, умение работать по алгоритму, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
- Воспитывающая: Воспитывать чувство патриотизма, интерес к спорту и занятиям спортом.
Оборудование: Техническое оборудование урока – компьютер, экран, проектор; схема для работы детей и наглядное пособие “Олимпийские кольца” по теме, сигнальные карточки, алгоритм по теме, медали для награждения, карточки для эстафеты.
Ход урока
I. Организационный момент.
У.: Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наша встреча сегодня будет приятной и полезной для всех нас. Начинаем работу.
II. Подготовка к изучению нового материала
“Исключи лишнее”. (Презентация, Слайд 2)
У.: Посмотрите на слова.
Необходимо выбрать “лишнее” слово и объяснить ваше мнение.
Д.: Лишнее – жизнерадостный, т.к. это сложное слово и начальная форма, остальные – степени сравнения прилагательных.
У.: Скажите, какие прилагательные называются сложными?
Д.: Сложными называются прилагательные, состоящие из двух корней.
У.: Что за высказывание мы видим?
Д.: Олимпийский девиз.
У.: Какое важное событие в мировом спорте приближается?
Д.: Открытие XXI Зимних Олимпийских игр, 12 февраля 2010 года.
У.: Какова эмблема Олимпийских игр?
Д.: Пять сплетённых между собой колец (Слайд 3)
У.: Сегодня Олимпийская эмблема будет символизировать пять положений новой орфограммы № 40, с которой мы познакомимся.
Наша новая тема будет касаться правописания сложных прилагательных.
III. Объяснение нового материала.
1. Работа со схемой “Олимпийские кольца”.
У.: Посмотрите на схему, лежащую перед вами. В ней отражены основные теоретические понятия, касающиеся новой темы. Нам необходимо заполнить эту схему примерами, отражающими то или иное положение. Итак, начинаем.
У.: Посмотрите на предложение. Прочитает его. (Слайд 4)
Д.: Впервые спортивные игры прошли в юго-восточном греческом городе Олимпия.
У.: Найдите в этом предложении сложное прилагательное.
Д.: Юго-восточном.
У.: Как вы думаете, каким образом образовано это прилагательное?
Д.: От названия стороны света.
У.: Почему его нужно написать через дефис?
Д.: Потому что слово “юго-восток” пишется через дефис.
У.: Посмотрите на схему. В кольцо какого цвета мы должны вписать данное слово?
Д.: Синего.
У.: Запишите его.
У.: Обратимся к следующему предложению. (Слайд 5)
Д.: Олимпийская эмблема состоит из пяти разноцветных колец.
У.: Кто уже нашёл сложное прилагательное?
Д.: Разноцветных.
У.: Кто догадался, как оно образовано?
Д.: Это слово образовано от словосочетания.
У.: Впишите его в схему?
У.: Каким образом напишем это слово?
Д.: Слитно.
У.: Сделайте вывод, в каком случае сложные прилагательные пишутся слитно?
Д.: Сложные прилагательные, образованные от словосочетаний, пишутся слитно.
У.: Посмотрим на следующее предложение? (Слайд 6)
Д.: Ярко-зелёное кольцо на эмблеме символизирует Австралию.
У.: Что обозначает сложное прилагательное в этом предложении?
Д.: Оттенок цвета.
У.: Найдите данное положение в схеме. Как следует записать слово?
Д.: Через дефис.
У.: А теперь давайте познакомимся с тем, как появляется один из Олимпийских символов – Олимпийский огонь.
Читаем предложение. (Слайд 7)
Д.: Олимпийский огонь зажигают пучком солнечных лучей,
образованных
выпукло-вогнутым зеркалом.
У.: Скажите, от каких слов образовано данное сложное прилагательное?
Д.: Выпуклый и вогнутый.
У.: Куда впишем его?
Д.: В жёлтое кольцо.
У.: Прочитайте в схеме условие дефисного написания этого слова.
Д.: Если сложное прилагательное можно заменить словами, соединёнными союзом И, такое слово пишется через дефис.
У.: Запишите слово.
У.: А теперь посмотрите на зелёное олимпийское кольцо. Какие слова спрятаны в нём?
Д.: Слова-исключения.
У.: Написание этих слов нужно запомнить.
2. Обобщающая беседа.
У.: Итак, сделаем вывод, каким образом могут быть написаны сложные прилагательные?
Д.: Слитно и через дефис.
У.: В каком случае прилагательные нужно написать слитно?
Д.: Если они образованы от словосочетаний.
У.: Когда сложные прилагательные пишутся через дефис?
Д.: (ответы учащихся)
У.: Написание каких слов необходимо запомнить?
Д.: Написание слов-исключений.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа с сигнальными карточками
У.: Ещё одним символом Олимпийских игр являются Олимпийские медали. (Слайд 8)
У.: Медали какого достоинства вручаются атлетам на Олимпийских играх?
Д.: Золотые, серебряные и бронзовые.
У.: Готова поспорить с вами, что вы не знали о том, что на Олимпиаде 1900 года не было золотых медалей. Награждали только спортсменов, занявших первое и второе места, т.е. вручали серебряные и бронзовые медали. У вас на партах лежат сигнальные карточки в виде медалей. Посмотрите, серебряная медаль имеет серый оттенок, а бронзовая – красноватый.
Предлагаю вам такое задание: Если слово, которое вы увидите на экране, пишется через дефис, вы поднимаете вверх серебряную медаль, а если слитно – бронзовую.
Итак, внимание на экран. (Слайд 9)
- (светло)голубое небо
- (широко)плечий атлет
- (лимонно)жёлтое кольцо
- (сто)метровая дистанция
- (спортивно)оздоровительный бег
- (восточно)европейская культура
- (легко)атлетическое упражнение
- (ослепительно)белый флаг
2. Лингвистическая эстафета.
У.: Одним из видов Олимпийской программы является различные эстафеты. У нас тоже сейчас будет эстафета, но не обычная, а лингвистическая.
Приготовьте разноцветные ручки и карандаши.
Итак, каждый ряд – команда. Команда получает эстафетный лист. На нём слова. Если слово следует написать слитно, то стрелку между частями слов закрашиваем красным цветом, а если через дефис – зелёным.
(Слайд 10)
Три, два, один, начали! (ребята закрашивают стрелку в одном слове по цепочке)
Главное в эстафете, конечно, – скорость, а в нашей – ещё и правильность.
Проверим задание. Посмотрите на экран. (Слайд 11)
Итак, победила команда…………
V. Домашнее задание.
У.: Сегодня мы представили новую орфограмму в виде Олимпийских колец. В них отражены все теоретические положения орфограммы № 40, а дома я предлагаю вам рассмотреть алгоритм к этой орфограмме. Если вы внимательно рассмотрите его и научитесь пользоваться им, вы быстрее запомните правило.
VI. Итог урока
У.: Итак, с какой орфограммой познакомились на уроке?
Д.: Правописание сложных прилагательных.
У.: Какие прилагательные пишутся слитно? Через дефис?
Д.: (ответы учащихся).
У.: Сегодня на уроке отметки получают ….. Кроме того, особо активные ребята получают сегодня золотые медали за работу на уроке с становятся чемпионами в изучении новой орфограммы.
У.: В 1896 году основателем современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном был определён Олимпийский принцип: “Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба”. Подумайте над этими словами, и пусть они станут полезными для вас. Урок окончен.