Упражняем руки – развиваем речь и мышление детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Движения руки всегда тесно связаны  c речью и способствуют ее развитию
В. М. Бехтерев

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко, стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Поэтому начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделить особое внимание.

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.

Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

По результатам исследований П.Я.Гальперина, Ф.И.Фрадкиной, Е.Ф.Архиповой различают этапы формирования кистевых и пальцевых навыков перечисленные ниже.

В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свой указательный палец в ладони ребенка, он плотно сжимает их.

В возрасте 2 мес. малыш удерживает вложенный в руку предмет 2-3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. В конце месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.

Начиная с 3 мес. появляются условно-рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.

В 4 мес. ладони малыша часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.

В возрасте 5 мес. ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету.

В 6-7 мес. ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняется руками при приближении руки с мылом.

В 8-9 мес. Крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться преобладание одной руки.

После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.

В возрасте 10-11 мес. Ребенок накладывает один предмет на другой. Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.

В 12 мес. Держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.

В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом – чаще круги. Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.

С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия, наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки куклу угощают чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.

Совершенствуются действия рук – кулачек разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации ( по Е.М. Мастюковой.):

В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, карандашами, красками, складывает бумагу, лепит из пластилина, вырезывает ножницами, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь и многое другое.

Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Работая воспитателем в младшей группе детского сада, занимаясь с детьми, наблюдая за ними в течении дня, индивидуально беседуя с их родителями, я убедилась, что большинство из них имеют слабо развитую моторику рук. Многие дети неправильно держат ложку, карандаш. У многих детей есть затруднения по самообслуживанию. Работа с пластилином, мелким конструктором, мозаикой вызывает у детей отрицательные эмоции. Соответственно и речь детей развита слабее возрастных возможностей. Общее недоразвитие речи наблюдается у большинства детей.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми сужается, они оказываются обделенными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам, Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самоощущение. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений рук у детей имеющих речевые нарушения оказываются недостаточными для овладения письма, формирует школьные трудности.

По итогам обследования центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» в 2005-2006 учебном году, ученые увидели, что подавляющее большинство детей по своим интеллектуальным возможностям вполне соответствуют требованиям, предъявляемым к школьникам. Лишь 3% первоклассников имеют недостаточный уровень познавательного развития. Однако у большинства детей имеются трудности в сфере развития предпосылок учебной деятельности:

  • недостаточность развития моторики (63%);
  • несформированность произвольного внимания (60 %);
  • недостаточная сформированность операции звукового анализа слова, обязательной для грамотного чтения и письма (34%);
  • незрелость эмоционально-личностной сферы (40%).

Именно данные трудности обуславливают интеллектуальную пассивность детей, которая сама по себе не является нарушением, но влияет на успешность учебной деятельности.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Вот почему нам, воспитателям и родителям, важно следить за уровнем развития мелкой моторики у детей. Приходя в детский сад, дети имеют разный уровень речевого развития, двигательной активности и развития мелкой моторики рук.

Наша задача – разностороннее, полноценное развитие ребёнка, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Используя свой 20-летний педагогический опыт работы с детьми дошкольного возраста, знание методик, программ по обучению и воспитанию в детском саду, я взяла на себя заботу углубленно заниматься с детьми развитием мелкой моторики рук.

Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки я использовала следующие рекомендации (С. Е. Большакова):

  • нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие;
  • выполнение упражнений должно быть регулярным;
  • занятие должны быть только совместными. (Это определяется необходимостью точного выполнения движений);
  • время выполнения не может быть долгим, т.к. внимание и интерес ребенка быстро иссякнет. До 3 лет это = 5 мин., затем увеличиваем, включаем в другие игры или развивающие занятия;
  • нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения;
  • ребенку всегда предлагается инструкции, она должна быть простой, короткой и точной;
  • повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчат работу.

Тренировка пальцев рук должна и может проводиться в течении всех режимных моментов в детском саду и дома: во время утренней гимнастики, культурно-гигиенических процедур (мытье рук, расчесывание, одевание, раздевание, прием пищи и т.д.), на занятиях: рисовании, лепке, аппликации, конструировании, математике, физкультуре, музыке, развитие речи; физкультминутках, во время игр: настольных, дидактических, развивающих, театрализованных, подвижных; в самостоятельной художественной деятельности и т.д..

Используя в своей работе специальную литературу и личный опыт, я разработала план по работе с детьми по формированию мелкой моторики рук у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Эта план разработан с учетом возрастных возможностей детей и их изначально слабой мелкой моторикой. Пункты плана изложены кратко и сжато, но рассчитаны на каждодневную работу с детьми по развитию мелкой моторики во всех видах деятельности, начиная с утреннего приема и заканчивая специально разработанными играми-заданиями для детей.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Проводя развивающие занятия с малышами, я обнаружила, что они очень нравятся детям и они всегда старательно повторяют движения пальчиков и проговаривают весёлые стишки, потешки, песенки. Они быстро запоминаются детьми и способствуют развитию памяти малышей. Подражание движениям рук взрослого лежит в основе формирования полезных навыков ручных действий («стираем», «гладим», «месим», «пилим», «режим», «забиваем» и т.д.)

Кроме этого занятия мелкой моторикой оказали благотворное влияние на общее развитие детей, они стали более самостоятельными и уверенными в себе. Значительно улучшилось и общее развитие речи детей, активизировался словарь, речь стала более грамотной, чёткой, эмоциональной. Улучшились навыки самообслуживания и ручных умений, что особенно заметно в изобразительной деятельности детей.

Используя накопленный опыт в этом направлении, и, имея хорошую игровую базу, я продолжаю работать с детьми по развитию мелкой моторики рук. С течением времени уровень сложнокоординированных движений рук оказал плодотворное влияние при освоении детьми письма, ручных умений, на процесс речевого и умственного развития детей дошкольного возраста.

Это показала и диагностика, предложенная Н.О.Озерецким и Н.И.Гуревичем, на определение уровня зрелости нервных процессов и оценку тонкой моторики рук у детей 4-6 лет.

Список литературы:

  1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, 2006 г.;
  2. Аромштам М.С. «Дом, в котором живёт малыш», Ярославль, 2001 г.;
  3. Большанова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук», Москва, 2008 г.;
  4. Гаврина С.Е., Гопорнова И.Г., Кутявина Н.А., Щерикина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль, 2007 г.;
  5. «Дошкольное воспитание», 2005 г. № 1;
  6. Ежканова Е.А., Копылова А.П., Фроликова О.А. «Семейные истоки школьных успехов», Санкт-Петербург, 2008 г.;
  7. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва, 2009 г.;
  8. Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок?», Москва, 2006 г.;
  9. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва, 1990 г.;
  10. Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», Санкт-Петербург, 2007 г.;
  11. Савушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика», Волгоград, 2009 г.;
  12. Танникова Е.Б. «Монтессори – группы в ДОУ», Москва, 2007 г.;
  13. Шорохова О.А. «Играем в сказку», Москва, 2008 г.;
  14. Якушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Москва, 2007 г.

Приложение.

План