Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 1


Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Программа внеурочной деятельности «Азбука вежливости» для 1 класса реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности и соответствует ФГОС НОО.

Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации.

Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Содержание программного материала «Азбука вежливости» перекликается с содержанием тем учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Характеристика содержания программы

Цель: развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости, формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Задачи:

  • обучать навыкам общения и сотрудничества;
  • формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
  • развивать коммуникативные умения в процессе общения;
  • ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!

Методы работы:

  • личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Формы обучения:

  • групповая, коллективная, парная;
  • тематические занятия;
  • игровые уроки;
  • конкурсы, викторины на лучшее знание правил поведения;
  • подготовка и проведение игр и праздников;
  • разработка проектов;
  • организация экскурсий.

Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения программы учащимися

Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины.

Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Личностные результаты:

учащиеся будут учиться:

  • самооценке, самопроверке;
  • ориентироваться на нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей;
  • понимать чувства других людей и сопереживать им;
  • соблюдать моральные нормы поведения.

Метапредметные результаты:

  • адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей;
  • осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий;
  • осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
  • адекватно использовать речевые средства общения;
  • формулировать собственное мнение;
  • вести диалог;
  • признавать возможность существование различных точек зрения.

Формы контроля:

  1. Диагностики (Приложение).
  2. Участие в сценках, диалогах.
  3. Проекты.

Предполагаемые проекты:

  1. Составление памятки о правилах поведения в школе.
  2. Составление сборника пословиц и поговорок о добре, вежливости, дружбе.
  3. Праздник «Будьте вежливы!».

Тематический план

Раздел Количество часов
I. Речевой этикет 11
II. Культура поведения 13
III. Я среди людей 5
IV. Культура внешнего вида 3
V. Итоговое занятие 1

Содержание программы

Раздел I. Речевой этикет

Понятия «этика», «этикет». Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры.

Раздел II. Культура поведения

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Правила поведения на улице, в транспорте, в общественных местах, в гостях, за столом.

Раздел III. Я среди людей

Доброе, терпимое отношение к одноклассникам, друзьям, младшим и старшим. Пословицы и поговорки о дружбе и добре. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье. Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций.

Раздел IV. Культура внешнего вида

Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность. Оценка внешнего вида человека. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость.

Раздел V. Итоговое занятие

Праздник «Будьте вежливы».

Календарно-тематическое планирование

Тема Теория Практика
I Речевой этикет  11 часов
1. Что такое этика и этикет. 1
2. Специфика речевого общения. 1
3. Роль мимики, жестов и позы в общении. 1
4. Вежливые слова. 1
5. Правила знакомства. 0,5 0,5
6. Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа. 0,5 0,5
7. Приветствие и прощание. 0,5 0,5
8. Выражение благодарности.Поздравляем и желаем. 0,5 0,5
9. О сопереживании в радости и в горе 0.5 0,5
10. Общение по телефону. 0,5 0,5
11. Викторина «Вежлив ли я?» 1
II Культура поведения  13 часов
12. Мы на уроке. 0,5 0,5
13. Зачем нужны перемены. 0,5 0,5
14. Мы в школьной столовой. 0,5 0.5
15. Правила поведения на улице. Экскурсия. 1
16. Правила поведения в транспорте. 1
17. Урок – игра «Я – пассажир». 1
18. Правила поведения в общественных местах. 1
19. Экскурсия в библиотеку. 1
20. Приглашение гостей. Как вести себя в гостях. 0,5 0,5
21. Умей накрыть стол. 0,5 0,5
22. Как выбирать и дарить подарки? 1
23. Повседневный этикет. 1
24. Викторина «Знаю ли я правила поведения? 1
III Я среди людей  5 часов
25. Мой класс. 1
26. Умею ли я дружить? 1
27. Один за всех и все за одного. 1
28. Самолюб никому не люб. 1
29. Уважительное отношение к старшим и младшим. 0,5 0,5
IV Культура внешнего вида  3 часа
30. Поговорим о внешнем виде. 1
31. Каждой вещи своё место. 0,5 0,5
32. Бережливость. 1
 V Итоговое занятие  1 час
33. Праздник «Будьте вежливы». 1

Список литературы:

  1. Васильева-Гангус, Л. Азбука вежливости [Текст] / Л. Васильева-Гангус. -М.: Педагогика, 2004.-141с.
  2. Камычек, Я. Вежливость на каждый день [Текст] / Я. Камычек. - М.: Педагогика, 2005.-123с.
  3. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей [Текст] / Д. Карнеги. – М.: Олма-Пресс, 2008.- 230с.
  4. Лаврентьева, Л. И. Школа и нравственное воспитание личности [Текст] / Л. И. Лаврентьева // Завуч начальной школы. 2004.-№ 5.- С. 13-20.
  5. Максимовский, М. Этикет делового человека [Текст] / М. Максимовский. - М.: Вако, 2004.-125с.
  6. Смолка, К. Правила хорошего тона [Текст] / К. Смолка. - М.: Нива, 2007.-134с.