Пояснительная записка
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Программа внеурочной деятельности «Азбука вежливости» для 1 класса реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности и соответствует ФГОС НОО.
Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации.
Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Содержание программного материала «Азбука вежливости» перекликается с содержанием тем учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Характеристика содержания программы
Цель: развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости, формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Задачи:
- обучать навыкам общения и сотрудничества;
- формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
- развивать коммуникативные умения в процессе общения;
- ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
Методы работы:
- личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Формы обучения:
- групповая, коллективная, парная;
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- конкурсы, викторины на лучшее знание правил поведения;
- подготовка и проведение игр и праздников;
- разработка проектов;
- организация экскурсий.
Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы учащимися
Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Личностные результаты:
учащиеся будут учиться:
- самооценке, самопроверке;
- ориентироваться на нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей;
- понимать чувства других людей и сопереживать им;
- соблюдать моральные нормы поведения.
Метапредметные результаты:
- адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей;
- осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий;
- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
- адекватно использовать речевые средства общения;
- формулировать собственное мнение;
- вести диалог;
- признавать возможность существование различных точек зрения.
Формы контроля:
- Диагностики (Приложение).
- Участие в сценках, диалогах.
- Проекты.
Предполагаемые проекты:
- Составление памятки о правилах поведения в школе.
- Составление сборника пословиц и поговорок о добре, вежливости, дружбе.
- Праздник «Будьте вежливы!».
Тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
I. | Речевой этикет | 11 |
II. | Культура поведения | 13 |
III. | Я среди людей | 5 |
IV. | Культура внешнего вида | 3 |
V. | Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы
Раздел I. Речевой этикет
Понятия «этика», «этикет». Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры.
Раздел II. Культура поведения
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Правила поведения на улице, в транспорте, в общественных местах, в гостях, за столом.
Раздел III. Я среди людей
Доброе, терпимое отношение к одноклассникам, друзьям, младшим и старшим. Пословицы и поговорки о дружбе и добре. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье. Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций.
Раздел IV. Культура внешнего вида
Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность. Оценка внешнего вида человека. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость.
Раздел V. Итоговое занятие
Праздник «Будьте вежливы».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Теория | Практика |
I | Речевой этикет | 11 часов | |
1. | Что такое этика и этикет. | 1 | |
2. | Специфика речевого общения. | 1 | |
3. | Роль мимики, жестов и позы в общении. | 1 | |
4. | Вежливые слова. | 1 | |
5. | Правила знакомства. | 0,5 | 0,5 |
6. | Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа. | 0,5 | 0,5 |
7. | Приветствие и прощание. | 0,5 | 0,5 |
8. | Выражение благодарности.Поздравляем и желаем. | 0,5 | 0,5 |
9. | О сопереживании в радости и в горе | 0.5 | 0,5 |
10. | Общение по телефону. | 0,5 | 0,5 |
11. | Викторина «Вежлив ли я?» | 1 | |
II | Культура поведения | 13 часов | |
12. | Мы на уроке. | 0,5 | 0,5 |
13. | Зачем нужны перемены. | 0,5 | 0,5 |
14. | Мы в школьной столовой. | 0,5 | 0.5 |
15. | Правила поведения на улице. Экскурсия. | 1 | |
16. | Правила поведения в транспорте. | 1 | |
17. | Урок – игра «Я – пассажир». | 1 | |
18. | Правила поведения в общественных местах. | 1 | |
19. | Экскурсия в библиотеку. | 1 | |
20. | Приглашение гостей. Как вести себя в гостях. | 0,5 | 0,5 |
21. | Умей накрыть стол. | 0,5 | 0,5 |
22. | Как выбирать и дарить подарки? | 1 | |
23. | Повседневный этикет. | 1 | |
24. | Викторина «Знаю ли я правила поведения? | 1 | |
III | Я среди людей | 5 часов | |
25. | Мой класс. | 1 | |
26. | Умею ли я дружить? | 1 | |
27. | Один за всех и все за одного. | 1 | |
28. | Самолюб никому не люб. | 1 | |
29. | Уважительное отношение к старшим и младшим. | 0,5 | 0,5 |
IV | Культура внешнего вида | 3 часа | |
30. | Поговорим о внешнем виде. | 1 | |
31. | Каждой вещи своё место. | 0,5 | 0,5 |
32. | Бережливость. | 1 | |
V | Итоговое занятие | 1 час | |
33. | Праздник «Будьте вежливы». | 1 |
Список литературы:
- Васильева-Гангус, Л. Азбука вежливости [Текст] / Л. Васильева-Гангус. -М.: Педагогика, 2004.-141с.
- Камычек, Я. Вежливость на каждый день [Текст] / Я. Камычек. - М.: Педагогика, 2005.-123с.
- Карнеги, Д. Как завоевывать друзей [Текст] / Д. Карнеги. – М.: Олма-Пресс, 2008.- 230с.
- Лаврентьева, Л. И. Школа и нравственное воспитание личности [Текст] / Л. И. Лаврентьева // Завуч начальной школы. 2004.-№ 5.- С. 13-20.
- Максимовский, М. Этикет делового человека [Текст] / М. Максимовский. - М.: Вако, 2004.-125с.
- Смолка, К. Правила хорошего тона [Текст] / К. Смолка. - М.: Нива, 2007.-134с.