Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшая из них – создание комфортного темпа работы для каждого ученика. Каждый ученик получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем.
Самым главным отличием технологии является применение принципа планирования совместной деятельности учителя и ученика. Опишем процесс такого планирования.
Сначала определяются цели для учащихся, т.е. устанавливается, кто хочет знать не более того, что требуется государственным стандартом, а кто готов заниматься больше, поскольку планирует поступить в институт или просто хочет получить высокую оценку. После того как учащиеся определились со своими целями, учитель выстраивает свое целеполагание, определяя содержание и объем педагогической помощи учащимся.
Исходя из целей, проектируется итоговая диагностика. Она создается с учетом уровневой дифференциации, что позволяет учащимся осознанно определять тот минимум знаний, который необходим для получения оценки «3».
На основании целеполагания и планируемой итоговой диагностики отбирается предметное содержание (объяснения и задания из учебника, из дидактических материалов и т. д.).
На основе отобранного содержания выстраивается логика изучения темы (поурочное планирование), определяются время и место промежуточной и итоговой диагностик и учебной коррекции. Для каждого урока определяются микро цели учащихся и приемы обратной связи; создаются опорные конспекты для учащихся и задания к уроку.
В результате описанного процесса учитель создает:
- логическую структуру уроков с промежуточной диагностикой;
- разноуровневые материалы для диагностики знаний учащихся;
- дидактический материал ко всем урокам.
Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать ее, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.
Рассмотрим пример проведения урока по данной технологии.
Алгебра и начала анализа. Тема: «Решение логарифмических уравнений».
Цели изучения этого модуля распределяются по трем уровням: 1 уровень – самый общий, т.е. знаниями этого уровня должны овладеть все учащиеся, 2 уровень – включает все, что достигнуто на 1 уровне, но в более сложном виде, а 3 уровень – все, что достигнуто на 1 и на 2 уровнях, но теперь должно применяться в нестандартных ситуациях.
В результате овладения содержанием модуля учащиеся должны уметь:
1 уровень – определять какое из уравнений является следствием другого, какие уравнения являются равносильными, решать простейшие логарифмические уравнения; решать логарифмические уравнения по заданному алгоритму;
2 уровень – решать логарифмические уравнения, самостоятельно выбирая метод решения;
3 уровень – применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Работа учащихся состоит из нескольких этапов, так называемых учебных элементов. Учебные элементы №1 - № 3 соответствуют 1 уровню подготовки, № 4 обеспечивает 2 уровень, № 5 – 3 уровень подготовки. Каждый учебный элемент содержит или указания учителя о том, что нужно знать и уметь, или краткие пояснения к выполнению заданий, или ссылки на то, где в учебнике можно найти нужные пояснения, а так же список заданий. Вся работа над данным модулем сопровождается оценочным листом учащегося. Индивидуальный оценочный лист приведен ниже.
Оценочный лист учащегося.
Фамилия________________________________Имя___________________
Учебные элементы | Количество баллов за основные задания. | Корректирующие задания. | Общее количество баллов за этап. |
№ 1. | |||
№ 2. | |||
№ 3. | |||
№ 4. | |||
№ 5. |
Прочитав указания учителя, ученик выполняет самостоятельные работы, которые включены в учебный элемент, и проверяет их по эталонам решений. Эталон учитель демонстрирует ученику, когда тот объявляет о завершении самостоятельной работы. Ученик сравнивает свои ответы с эталонными и исправляет ошибки. Если он получил менее указанного в инструкции количества баллов, то должен набрать дополнительные баллы в корректирующих заданиях. Для этого ученик решает задания другого варианта, которые аналогичны тем, где он допустил ошибку. Оценка за весь модуль зависит от суммы n набранных баллов по всем учебным элементам. Если n ≥78, то ученик получает «5», при 53≤n≤72 – оценка «4», при 36≤n ≤52 – оценка «3», при n < 36 ученик получает «2».
Материалы, предлагаемые ученику в каждом учебном элементе приведены в Приложении.
Домашнее задание.
- Если вы получили оценку «4» или «5», то выполните дома № 522(в, г); № 523(б; г); № 530 (г).
- Если вы получили «3» или «2», то выполните дома № 513; № 518; 521 (б; г).
Используемая литература:
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1. | Учебник «Алгебра и начала математического анализа 10–11 классы» | А.Н. Колмогоров и др. | «Просвещение» Москва 2010 |
2. | Алгебра и начала математического анализа дидактические материалы для 10–11 классов | М.И. Шабунин и др. | «Просвещение» Москва 2010 |