Цели урока:
Обучающие:
- обобщить ранее изученный материал о решении неравенств методом
интервалов; возможность применения метода интервалов для
решения неравенств различного типа; - выработка умений и навыков в решении неравенств различного типа
методом интервалов; - решение трансцендентных неравенств, с использованием метода рационализации.
Развивающие:
- повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них
положительный мотив учения; - развитие у учащихся логического мышления в процессе поиска рациональных методов и алгоритмов решения;
Воспитательные:
- формирование нравственных качеств, аккуратности, дисциплинированности, чувства собственного достоинства, ответственного отношения к достижению цели;
- развитие культуры научных и учебных взаимоотношений между учениками и между учениками и учителем; воспитание навыков совместного решения задач.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение и актуализация опорных знаний.
- Решение неравенств методом интервалов.
- Подведение итогов. Задание на дом.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение и актуализация опорных знаний.
Обобщенный метод интервалов.
- Применимость метода интервалов не ограничивается решением рациональных неравенств.
- Применяя метод интервалов к решению иррациональных, трансцендентных, комбинированных неравенств, говорим об обобщенном методе интервалов.
Алгоритм обобщенного метода интервалов:
- Привести неравенство к виду . Рассмотреть функцию .
- Найти область определения функции .
- Найти нули функции , решив уравнение
- Изобразить на числовой прямой область определения и нули функции.
- Определить знаки функции на промежутках, входящих в область определения функции.
- Записать ответ, включив в него промежутки в соответствии со знаком неравенства (не забыть включить в ответ изолированные точки).
Метод рационализации.
- Метод рационализации заключается в замене сложного выражения F(x) на более простое выражение G(x) (в конечном счете, рациональное), при которой неравенство равносильно неравенству в области определения выражения F(x) .
Выделим некоторые выражения F и соответствующие им рационализирующие выражения G.
Выражение F(x) | Выражение G(x) |
loghf - loghg | (h – 1)(f – g) |
logfh - loggh | (f – 1)(g – 1)(h – 1)(g – f) |
hf - hg | (h – 1)(f – g) |
fh - gh | (f – g)h |
| f | - | g | | (f – g)(f + g) |
loghf · logpg | (f – 1)(g – 1)(h – 1)(p – 1) |
f- g |
III. Решение неравенств методом интервалов
Каждое задание решает группа учащихся. Затем один из группы записывает решение на доске и поясняет его.
1) Решить неравенство
Используем метод интервалов для решения данного неравенства
- Рассмотрим функцию
- Найдем область определения функции
- Найдем нули функции:
- Определим знаки функции на каждом из промежутков
Следовательно, множеством решений исходного неравенства является объединение промежутков
Ответ:
2) Решить неравенство
Используем метод интервалов для решения данного неравенства
- Рассмотрим функцию
- Найдем область определения функции
- Найдем нули функции: ,
- Определим знаки функции на каждом из промежутков
Следовательно, множеством решений исходного неравенства является объединение промежутков
Ответ:
3) Решить неравенство
Заменим данное неравенство равносильной системой, используя метод рационализации:
Окончательно получаем,что решением являются все х такие, что
Ответ:
4) Решить неравенство
Воспользуемся методом интервалов:
- Рассмотрим функцию
- Найдем область определения функции
- Найдем нули функции:
На промежутке лежат числа:
- Определим знаки функции на каждом из промежутков
Множеством решений исходного неравенства является объединение промежутков
Ответ:
5) Решить неравенство
Используем метод интервалов для решения данного неравенства
- Рассмотрим функцию
- Найдем
- Найдем нули функции:
- Определим знаки функции на промежутках:
Множеством решений исходного неравенства является объединение промежутков
Ответ:
6) Решить неравенство
Используем метод интервалов для решения данного неравенства
- Рассмотрим функцию
- Найдем область определения функции
- Найдем нули функции:
- Определим знаки функции на промежутках:
Следовательно, множеством решений исходного неравенства является объединение промежутков
Ответ:
7) Решить неравенство
Используем метод интервалов для решения данного неравенства
- Рассмотрим функцию
- Найдем область определения функции
- Найдем нули функции:
- Определим знаки функции на промежутках:
, следовательно, множеством решений исходного неравенства является объединение промежутков
Ответ:
IV. Подведение итогов. Задание на дом
Выводы, оценки.
-
Решить неравенства:
а) , б)
в) г) -
Дополнительно (на оценку):
а) б)