Урок нравственности по теме "Сильные люди"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия:

  • Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;
  • Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;
  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;
  • Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Оборудование: 

На доске:

Плакаты со словами:

1) Золотое правило нравственности:

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе”.

2) “Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности”.
Ромен
 Ролан.

3) “Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека”.
М.Пришвина.
 

На столах учащихся:

Памятка нравственности для каждого.

Ход занятия

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. 2. Сообщение темы занятия.

Приложение. Слайд 2, 3, 4.

Учитель: Обычно мы считаем сильными людьми тех, кто обладает необыкновенной физической силой. Накачанные мышцы удивляют окружающих. Бицепсы и трицепсы восхищают мальчишек и им непременно хочется накачать такие же мускулы. Конечно здорово. Этим людям под силу не только гири, они могут прокатить по дороге настоящий автомобиль!

Нет на свете прекраснее одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи.
В. Маяковский.

Слайд 5, 6, 7.

Но человеку необходима порой не физическая сила, а сила духа. И также, как необходима поработать над собой чтобы накачать бицепсы, можно работать и над собой, целеустремленно развивая свои волевые качества. Среди окружающих нас людей очень много людей с ограниченными возможностями, инвалидов. Жить среди обычных людей им сложно. И, чтобы добиться в жизни успеха, получить хорошее образование им порой приходиться затрачивать титанические усилия.

Мы посвящаем тему урока именно тем людям, которые по разным причинам не могут чувствовать себя так свободно, как мы, людям с ограниченными возможностями – людям, самым ранимым, самым чувствительным, самым, самым…

Людям
с ограниченными возможностями
посвящается…

Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей
с ограниченными возможностями,
но безграничными способностями.

13 Миллионов людей-инвалидов насчитывается в России.

Это – 10% населения страны. Большинство из них практически исключены из жизни общества: лишены возможности вести достойную жизнь, развиваться, получать образование, участвовать в трудовой деятельности.

Они также испытывают негативное отношение со стороны окружающих. 

В современной России очень мало примеров включения людей с ограниченными возможностями в повседневную жизнь общества. В результате, и общество оказывается лишенным возможности получить позитивный опыт общения с такими людьми. Исторически милосердие, гуманизм и благотворительность были неотъемлемой частью русской духовности. Такое милосердие всегда обогащает не только одаряемого, но и дарящего.

Нравственность общества оценивается по его отношению к детям, старикам и инвалидам. Стабильность общества зависит от того, насколько уверен человек в своем будущем. Если он видит реальную заботу общества о страждущих, то обретает большую уверенность в завтрашнем дне.

Можно выделить основные группы людей с ограниченными возможностями:

  1. Люди с нарушением зрения.
  2. Люди с нарушением слуха.
  3. Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  4. Люди с другими видами физических, умственных, психических нарушений.
  5. Люди, пострадавшие в прошлой афганской войне и других “горячих точках”, в чернобыльской аварии, которая имеет долгосрочные негативные последствия.
  6. Люди, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.

Как чувствуют себя люди, которые потеряли зрение? Если войти в их положение и хотя бы на некоторое время лишить себя возможности видеть, немногие смогли бы решиться выйти из дома.

Мы поняли, что лишившись способности видеть, инвалиды по зрению чувствуют неуверенность, потерю, боль, страх, это сравнивается с шагом в неизвестность. Лишь немногие из них пытаются побороть свой страх и вернуться к прежней жизни.

“Жизнь в темноте” – ведь это страшно…

Человек, потерявший зрение или с рождения невидящий, не может что-то увидеть. И поэтому у него другое представление о мире. Но, тем не менее, он ведёт полноценную жизнь. Он лишился зрения, но зато у него более развито осязание, обоняние… и главное – слух. Трогая предметы руками, он не может представить, как они выглядят – он может только понять, мягкое это или колючее. И именно с помощью звуков он больше всего узнаёт о мире.

И слепой человек очень правильно понимает слова других, пусть он и не представляет предметы, он улавливает интонацию. И даже не представляя картинку того, о чем идёт разговор, он отлично понимает, это хорошо или плохо. Он понимает чувства , и я считаю, что это главное. Уши для слепого человека – это всё равно, что для нас глаза, главный источник информации. Мы выходим на улицу и смотрим на светофор, чтобы перейти дорогу. А слепой человек будет прислушиваться к звукам! 
А ещё слепые люди очень доверчивы. Иногда это плохо, а иногда – нет. Кому, как не им, надо говорить, что собака – лучший друг человека! Пусть они никогда не видели собак, но они понимают – что они для них действительно очень хорошие друзья, потому что слепые люди отдают им свою жизнь. Точнее, не отдают, а доверяют. У нас в стране есть единственная школа собак – поводырей в подмосковье. Там обучают собак по специальной программе для помощи слабовидящим людям.

Часто ли мы задумываемся над тем, кто живёт среди нас и над тем, как много людей нуждается в нашей помощи?

Наши простые, не требующие больших усилий поступки реально могут помочь слепым людям, облегчить их жизнь, но чтобы это сделать, мало увидеть, нужно всмотреться и почувствовать то, в чём нуждаются они, ощутить их боль, как свою и понять, что никто, кроме нас не может помочь им.

1-я ученица.

В их глазах не всегда отражается небо, 
Их слова не всегда, точно стилус, остры,
Но у каждого сила духовная скрыта,
Каждый хочет опоры, надежды, любви.
И они покоряют вершины и дали,
Где обычный теряется вмиг человек,
Их упорство достойно, их нервы – из стали.
Преклоняем колени пред ними навек.
Вы такие же люди, как каждый на свете,
Пусть же будут добры к вам всегда небеса,
Начинание каждое – счастьем согрето,
Оглашают ваш дом пусть друзей голоса.

2-я ученица.

У них свой путь, у них своя дорога,
Но, как у каждого, есть право жить.
Как у любого, в душе, порой, тревога.
Они умеют, как и ты, любить.
Не видя мир, они мечтают
И просто верят в чудеса.
Они, как ты, весну встречают,
И знают: впереди лишь счастья полоса.
Баяндина Анастасия, ученица 11 Б класс.

Учитель:

По статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый житель нашей планеты. Травмы, болезни или врожденные пороки – все это может стать причиной потери слуха. По данным прошлого года, социально значимыми дефектами слуха во всем мире страдают около 30 миллионов человек. В России же насчитывается 12 миллионов глухих, из них более 600 тысяч детей и подростков.

На Земле существует 2,5 тысячи языков, но есть и ещё одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, – язык взгляда и жестов. Всемирная Федерация глухих в 50-е годы для обслуживания международных мероприятий глухих, то есть конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных, разработала Жестуно – систему жестов. Первый словарь Жестуно был опубликован в 1965 году и содержал 300 жестов, а третье издание 1975 года включало уже 1,5 тысячи жестов.

Будучи большим сторонником Жестового Языка и основоположником мимического метода аббат де Л’Эпе основал первую школу – Парижский институт глухонемых (1760 год) во Франции. В России же первое училище для глухих было открыто в 1802 году.

Наше общество порой бывает очень несправедливым и равнодушным к глухим. В результате чего люди с дефектами слуха не могут устроиться на работу, испытывают материальные, социальные, психологические трудности. Именно поэтому проблема трудоустройства и организации досуга глухонемых заслуживает самого серьезного внимания, нашего участия и помощи им.

Между тем, среди инвалидов по слуху много энергичных, деятельных и талантливых людей. Примером могут служить такие небезизвестные исторические личности как писатель Виктор Гюго, Бетховен, художник Антонио Станьоли, скульптор Десен, Жан Жак Руссо – все они были глухими. Наша терпимость, понимание и любовь могут помочь сделать жизнь глухонемых людей более комфортной и полноценной, раскрыть свои способности и таланты.

3-й ученик.

Стихотворение инвалида Сергея Ольгина.

С вами вера, надежда, любовь.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час – паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь, и жить не устаем.
Порой бывает – жизнь сдается черной
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.
Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.
Так не пугай нас трудная дорога.
Лютуй зима. Грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Сломать никак несчастья нас не могут
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда нам на подмогу,
Надежда, вера, мудрость и любовь!

Учитель:

Сильными духом людьми нельзя не восхищаться, о них нельзя молчать, нельзя не знать. Мы должны понимать, как им трудно. Вы будете удивлены, но многие из них достигли больших успехов в спорте и своими достижениями порой превзошли здоровых людей. Они ведут активный образ жизни. Не останавливаются перед трудностями и движутся вперед.

  • Паралимпи́йские и́гры (параолимпийские игры) – международные спортивные соревнования для инвалидов. Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992 – в тех же городах, что и обычные олимпийские игры.
  • Название “паралимпийский” образовано от греческой приставки “παρα-” – “ξколо, наряду”; имеется в виду параллелизм и равноправие паралимпийских соревнований с олимпийскими. Название никак не связано с термином паралич.
  • Паралимпиада в мире считается практически таким же выдающимся событием, как и сама Олимпиада.

Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создает условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков

По-разному люди воспринимают свою инвалидность, но если вас, ребята, сведет жизнь с людьми с ограниченными возможностями, не отталкивайте их, а напомните им положения Учения Саи (положения для людей с ограниченными возможностями).

Учитель:

Помни, ты не один!

  • Если не можешь развиваться физически, развивайся интеллектуально.
  • Если тебе плохо – найди человека, которому еще хуже и постарайся ему помочь.
  • Хочешь жить – работай, двигайся, не сдавайся!
  • Будь подобен маяку, излучай любовь и свет.
  • Не причиняй зла никому, уважай других.
  • “Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности”. Ромен Ролан

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, хорошие качества характера (души), доброе и любящее сердце. 

Человек должен быть человечным.

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми.

Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М.Пришвина 

“Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека”.

И мы должны всячески помогать преодолевать трудности людям, которые нуждаются в нашей помощи, и в наших силах эту помощь оказать.
Мы, граждане Отечества, люди без нарушений, присущих инвалидам, должны делать все возможное, чтобы дети – инвалиды, взрослые – инвалиды чувствовали себя по духу полноценными людьми, не смирились со своей участью, не обрекли себя на серое, бессмысленное существование.

Эти люди поражают нас – со своими недостатками они всё таки самые сильные люди на Земле! Это люди с потрясающей волей к жизни. У них есть чему поучиться.

Игнорируя жестокие удары судьбы и слабое здоровье, они продолжают бороться и активно жить, доказывая всем, что истинная сила человека в его духе и силе воли, твёрдости характера и непоколебимости веры в лучшее.

4-й ученик (читает стихотворение). Тихо звучит музыка.

Что наши беды! Рядом – инвалид,
Прикованный к постели ежечасно.
И тело, и душа его болит
Неутолимо, трудно и... безгласно.
А нам о чем тужить, коль руки есть,
И голова цела,и сердцу тесно ?
И жарких сил и замыслов не счесть,
И жить на свете просто интересно?
Все жалуемся, ищем тот жилет,
В который слезы выплакать не больно.
А у соседа солнца в окнах нет:
Он – слеп. И потому стонать – довольно!
Не любит Жизнь страданий напоказ,
Беспочвенных, бессмысленных стенаний.
Трудяге время все сполна воздаст, –
Бездельник – сам себя отпел заране.
Что наши бёды! Нам ли говорить
О том, что нелегко на этом свете?
Непросто – да, но только, так и жить,
Когда в лицо – земной упрямый ветер!..
Мы – с вами!
Жизнь всегда прекрасна,
И каждый чем-то одарен.
Пусть будет только радость
Властна,
И свет надежд не побежден.
В водовороте всех событий,
На самом тяжком рубеже,
Надейтесь, веруйте, творите,
Как заповедано душе.

Учитель:

Притчанапоминание!

Ехал один молодой человек на новом сверкающем “ягуаре” в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень.

Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
– Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

– Простите меня, мистер, – ответил мальчик. – У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине.

Дело в том, что мой брат – инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякий раз говорил “нет” механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

Трогательно, но я думаю, что не стоит ждать шепота и уж тем более камней. Предлагать помощь надо первому.

Золотое правило нравственности:

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе”.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.

В конце занятия каждому учащемуся предложено ознакомиться с памяткой.

Приложение 1.

Памятка.

ПОМОГАЯ ДРУГ ДРУГУ, КАЖДЫЙ ПОМОГАЕТ СЕБЕ.

1. Помоги реализовать человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.
2. Принимай
человека таким, какой он есть, осознавай достоинства человека.
3. Старайся понять проблему человека.
4. Увидев
человека с ограниченными возможностями, сделай вид, что не заметил его недостатков.
5.
Уважай себя, мнения и поступки других людей.
6.
Не допускай
оскорблений и унижений по отношению к другим.
7.
Не допускай
ненависти, зависти и призрения.
8.
Умей принять
другого (помогай им по возможности)
9. Будь справедливым
, милосердным, умей сострадать.
10. Никогда не допускай
агрессии.