Цели: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки.
– Выявление тематики загадок, знакомство с наиболее распространенными видами
загадок;
– развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок,
формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного
чтения;
– воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного
отношения к слову.
Задачи:
– проверить знания полученные учащимися по простым жанрам искусства; –
способствовать развитию у детей смекалки, логического мышления, фантазии,
эрудиции; – воспитывать умение выслушивать мнение одноклассников, излагать
логически свою точку зрения.
План урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Беседа о загадках.
- Как сделана загадка.
- Творческая работа.
- Итог урока.
Оборудование: карточки с загадками, иллюстрации планеты загадок, ракеты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
Сегодня, ребята, мы с вами продолжим наше путешествие по планете Фольклора. Мы будем говорить об одном жанре устного народного творчества – загадках.
II. Сообщение темы и целей урока. На доске: "ЗАГАДКИ".
А совершим мы наше путешествие на ракете. По удобнее устраивайтесь. Отправляемся на планету загадок. А чтобы вы не скучали во время путешествия; мы с вами узнаем, как появились загадки, будем учиться их отгадывать, а также попробуем сами сочинить загадку.
III. Сообщение учителя.
Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.
Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба. Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины
Загадки принято было загадывать зимой, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу, нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах. Строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, потому, что это якобы грозило ему болезнями.
Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их. Не случайно в мифах и преданиях враждебные человеку существа, олицетворяющие природные силы, отпускают пленных и даже погибают, если человек отгадывает предложенные им загадки.
В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.
– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.
Что ходит утром на 4 ногах,
В полдень – на 2 ногах,
А вечером на 3 ногах?
Ответ: Человек. Почему вы так думаете?
Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.
Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.
– Как создаются загадки?
– Кто создает загадки?
А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью.
IV. Как “сделана” загадка.
"Стоит девица в избе,
А коса – на дворе".
– Кого надо нам разоблачить?
Девицу с косой.
Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.
Что это за предмет?
Печь.
Как получилась эта загадка?
Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил
длинной косой, и получилась загадка.
В каждой загадке есть главные слова.
На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?
"Серый, маленький Денис
На веревочке повис.
(Паук.)
Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.
"Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего,
Стоит безуглый дом,
Без дверей, без окон".
(Гора.)
Первое движение (1 строка) – руки потянулись вверх,
Второе движение (2 строка) – руки опустились вниз,
Третье движение (3 строка) – руки пошли волнами (широким округлым движением
показываем что-то большое и округлое).
Загадки бывают различных типов.
1. Где перечисляются различные признаки:
В черном небе
заяц белый
прыгал, бегал,
петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(Мел.)
2. Краткая характеристика предмета:
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.) (Здесь признак предмета и сравнение.)
3. Сравнение. Отрицательное сравнение.
Серебряные нити сшивают землю и небо.
(Дождь.)Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер.)
4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.
Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился.
(Рукавица.)
Отгадывание загадок и определение их тематики. Итак, кратко о загадке мы можем сказать следующее: ЗАГАДКА – Краткость, конкретность. Иносказательное описание.
V. Составление загадок. Вот мы с вами и на планете загадок.
Со страницы книжки в гости
К вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,
Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,
А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.
На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.
– Из рассыпанных слов составить загадку.
1) Громко, стучит, мудрецам не узнать, звонко, кричит, не понять, а что, говорит, и никогда.
Громко стучит,
звонко кричит,
а что говорит – не понять
и никогда мудрецам не узнать.
2). Крыльев, без, а плачет, никто её не бьёт, а летает.
Без крыльев,
а летает,
никто её не бьёт,
а плачет.
3) Уберёт, деревья, серебром, и не снег, и не лёд, а.
И не снег,
и не лёд,
а серебром деревья уберёт.
4) Крыльев, без, летит, ног, без, бегут, плывут, паруса, без.
Без крыльев летит,
без ног бегут,
без паруса плывут.
5) Всё, ни огня, не имею, ни жару, а, сжигаю.
Ни огня, ни жару не имею,
а всё сжигаю.
6) Растёт, белая, морковка, зимой.
Белая морковка зимой растёт.
7) Зеркало, в, девица, красная, глядится.
Красная девица в зеркало глядится.
Перед вами иллюстрация к сказке А.С. Пушкина, угадайте, к какой. (Сказка о царе Салтане.)
– Каждая девица загадывает загадку и нам необходимо отгадать их.
1) Все его любят,
А поглядят на него,
Так каждый морщится. (Солнце.)2) Гуляет в поле, да не конь,
летает на воле, да не птица.
(Ветер)3) Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней.
(Книга.)
VI. Подведение итога урока. В современном мире загадка перестала играть культовую, мистическую, социальную роль. Однако, осталась культурная, образовательная и развлекательные функции загадки. Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира. Конечно, разгадывание загадок является, прежде всего, развлечением. Но в, то, же время загадка – вызов человеческой мысли и весомый мотив для нахождения ответа на нее. Ведь недаром говорят: “Загадка, разгадка да семь верст правды”.
Д/З: приготовить "рассыпную" загадку, попробуйте сочинить свою.