Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание -ться и -тся в глаголах". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Дидактическая цель: создать условия для качественной организации восприятия нового материала.

Тип урока: “Урок–проект”.

Задачи:

– Образовательная: учить правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах.
– Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности детей.
Воспитывающая: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средство обучения: презентация (приложение)

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для проведения уроков по данной теме:
– учащиеся знают части речи,
– умеют составлять алгоритм,
– любят выполнять творческие работы,
– учатся работать в группах.

Оборудование:

– С.В.Иванов. “Начальная школа 21 века”Русский язык: 4 класс, стр. 100–101.
– Компьютерная презентация.
– Карточки для самостоятельной работы.
– Карточки – помощницы.

Слайд 1.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Сегодня на уроке русского языка вас ждёт очень интересная и увлекательная работа.

1. Прослушайте четверостишье, если услышите одинаковое произношение в словах, хлопнете в ладоши и постарайтесь запомнить эти слова.

Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы решила напиться,
Птица синица, что в воду глядится.

2. Назовите слова.

Прочитайте слова, написанные на доске:

Слайд 2.

– А вы можете назвать тему урока?

Слайд 3.

“Как обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов.”

Сегодня у нас необычный урок, а урок – проект.

Почему я предлагаю метод проекта?

  1. Существует проблема – незнакомый случай как правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов . Эту проблему можно решить путём исследовательского поиска и применения интегрированного знания.
  2. Обозначение буквами звукосочетание [ца] на конце слов нам необходимо в дальнейшем обучении.
  3. Эту проблему вы будете решать самостоятельно в ситуации выбора и должны составить карточку – помощницу.

Сегодня на уроке будут работать 4 группы. За первым столом дети выполняют роль “Аналитиков”, за вторым столом – “Экспериментаторы”, 3 стол – “Конструкторы”, 4 стол – “Испытатели”.

III. Формирование темы и целей деятельности.

Учитель. Ещё раз назовите тему урока.

Дети: ”Обозначение буквами звукосочетание [ца] на конце слов.”

Учитель. На доске записаны этапы проектной деятельности:

Слайд 4.

  1. Обдумывание проекта и составление плана (выполняют “Аналитики”).
  2. Разработка составных частей проекта (выполняют “Экспериментаторы” и “Аналитики”).
  3. Конструирование карточки – помощницы (выполняют “Конструкторы”).
  4. Испытание (выполняют “Испытатели”).

Следуя этим этапам, мы должны составить карточки – помощницы для обозначения буквами звукосочетание [ца] на конце слов.

– Какие цели поставим перед собой?

Дети. Научиться действовать в группе, выбирать главное, рассказывать с опорой на карточки – помощники ,отрабатывать написание слов с изучаемой орфограммой, приводить свои примеры.

IV. Подготовительный этап.

Учитель. Обращаю внимание на доску. Она разделена на части в зависимости от предполагаемого вида деятельности.

  • Экспериментальная лаборатория.
  • Сборка.
  • Площадка испытателей.

Слайд 5.

– Давайте посмотрим, как пишутся эти слова.

– Как вы думаете, над чем сегодня на уроке мы будем работать?

(Мы будем определять, когда пишется ца, когда тся, а когда ться.)

V. Разработка составных частей проекта и конструирование карточки – помощницы.

Учитель. Какие будут предложения? Высказываются все, а “Аналитики” выбирают главное.

Дети. Нужно определить часть речи. Попробовать задать вопросы. Вспомнить правила.

Учитель. Вернёмся к словам.

“Аналитики”. Мы считаем, что на конце существительных слышится и пишется ца.

Учитель. Теперь работают “Экспериментаторы”. В экспериментальной лаборатории пробуем написание существительных.

На экране один из детей находит существительные и записывает их на доске.

Слайд 6.

Смея[ца], именинни[ца], весели[ца], улыба[ца], свети[ца], пугови[ца].

На доске: именинница, пуговица

Учитель. Теперь работают “Конструкторы”. Вам нужно составить карточку-помощницу.

Слайд 7.

Существительное
слышится ца
пишется ца

Учитель.

Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки –
Каждое дело “просит” проверки.

Учитель. Теперь работают “Испытатели”. Сделать буквенную запись слов.

Слайд 8. (Две строки и открываются в два этапа.)

На экране:

умни[ца], столи[ца], води[ца]
умница, столица, водица.

Учитель. Приведите свои примеры.

Учитель. “Аналитики”, повторите правило.

“Аналитики”. На конце существительных слышится и пишется ца.

Учитель. Вернёмся к нашей группе слов.

Слайд 9. (Повтор Слайда 5)

С первым столбиком мы разобрались. Что можно сказать о словах второго столбика?

Ваши предложения, а “Аналитики” выбирают главное.

Дети. Задаём вопрос. Определяем часть речи.

“Аналитики” Вопрос: что сделать? Это глагол. Глагол совершенного вида. Начальная форма.

Значит, у глаголов в начальной форме пишется – ться

Учитель. К работе приступают “Экспериментаторы”

Слайд 10. (Повтор Слайда 6.)

Смея[ца], именинни[ца], весели[ца], улыба[ца], свети[ца], пугови[ца].

“Экспериментаторы”. Из группы слов на экране дети находят глаголы в начальной форме и записывают на доске.

Слайд 11.

На доске:

смея[ца], улыба[ца]
смеяться, улыбаться.

Учитель. Теперь свою работу выполняют “Конструкторы”.

Учитель. Вам необходимо составить карточку-помощницу.

“Конструкторы” прикрепляют на доске в части “Сборка”.

Слайд 12.

Глагол.
Н.ф.
Что делать?
Что сделать?

Учитель.

Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки –
Каждое дело “просит” проверки.

Учитель. Теперь работают “Испытатели”. Сделать буквенную запись слов.

Слайд 13.

учи[ца], находи[ца], может случи[ца]
учиться, находиться, может случиться

Учитель. Приведите свои примеры.

Дети приводят свои примеры.

Слайд 14. (Повтор № 5)

Со вторым столбиком мы разобрались. Что можно сказать о словах третьего столбика?

Ваши предложения, а “Аналитики” выбирают главное.

Дети. Задаём вопрос. Определяем часть речи.

“Аналитики”. -тся пишется в глаголах 3-его лица, ед. числа.

Учитель. Теперь давайте заглянем в лабораторию.

Учитель. Из группы слов на экране найти глаголы в 3-ем лице, единственного числа и записать на доске.

Слайд 15. (Повтор Слайда 6.)

Слайд 16.

cтруи[ца], води[ца]
струится, водица

“Конструкторы”. Составляют карточку – помощницу:

Слайд 17.

Глагол.
3-е л., ед.ч.
Что делает?
Что сделает?

И прикрепляют на доске в части “Сборка”.

Учитель. Давайте проверим по учебнику. Стр. 101 правило.

О чём вы ещё узнали?

Дети. -тся пишется и в глаголах множественного числа, вопросы: что делают? Что сделают?

Слайд 18.

Глагол.
3-е л., ед.ч. или мн.ч
Что делает? что делают?
Что сделает? что сделают?

Учитель.

Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки-
Каждое дело “просит” проверки.

Работают “Испытатели”. Нужна буквенная запись слов:

Слайд 19.

улыбае[ца], случае[ца], давно готови[ца]
улыбается, случается, давно готовтися

Приведите свои примеры.

Слайд 20.

Учитель. “Аналитики” ещё раз повторите по карточке-помощнице когда пишется -ца, когда -ться, а когда -тся.

Карточка – помощница.

Ответ “Аналитиков”.

Самостоятельная работа.

Учитель. Мы составили карточку – помощницу, которая должна вам помочь при выполнении этого задания. А теперь проверим, как работает карточка – помощница. Сейчас самостоятельная работа. У нас три варианта. На столе лежат карточки с заданиями.

На зелёной карточке – простое задание,
на синей – сложнее,
а на розовой – самое трудное.

Каждый из вас самостоятельно выбирает себе карточку и выполняет задание.

Самостоятельная работа.

Слайд 21.

Записать слова в три столбика:

Имена существительные Глаголы в начальной форме Глаголы в форме 3-го лица
     

(Зелёный цвет.)

1. Улыбаться, умница, светится, тигрица, торопится, торопиться

(Синий цвет.)

2. Деви[ца], удивля[ца], случаю[ца], улыбае[ца], красави[ца], любит учи[ца].

(Розовый цвет.)

3. [вица], [коница], [улыбаца], [балница], [случайуца], [пеница]

VII.Самопроверка.

Слайд 22.

1. Записать слова в три столбика:

Имена существительные Глаголы в начальной форме Глаголы в форме 3-го лица
умница улыбаться светится
тигрица торопиться торопится

2. Записать слова в три столбика:

Имена существительные Глаголы в начальной форме Глаголы в форме 3-го лица
девица удивляться случаются
красавица Любит учиться улыбается

3. Записать слова в три столбика:

Имена существительные Глаголы в начальной форме Глаголы в форме 3-го лица
конница виться случаются
больница улыбаться пенится

Учитель. Проверьте самостоятельно свою работу.

Кто не допустил ошибок? Кому помогла карточка – помощница?

Самооценка работы.

Учитель. Оцените выполнение этого задания.

VIII. Самоанализ проектной деятельности.

Слайд 23.

Слайд 24.

IХ. Домашнее задание.

Учебник стр. 101, правило и упр. № 1.

Учебник стр. 101, правило и упр. № 2.

Учебник стр. 101, придумать по два примера в нашу таблицу.

Карточка – помощница.

Существительное
слышится ца
пишется ца