Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.
На первый план образования выступает задача реализации активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей обучающихся и студентов, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности. В рамки деятельностной парадигмы образования успешно вписывается метод наглядного обучения.
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. При использовании наглядности на уроках истории необходимо помнить, что сама по себе она еще не обусловливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процесса восприятия с процессом мышления. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы организовать активное восприятие учащимися демонстрируемых предметов и явлений. Значительную роль при этом играют вопросы, задания, словесные пояснения учителя. Активность учащегося, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с активностью логической, дополнительной постановкой вопросов и заданий, требующего выделения главного и второстепенного, установлению причинно-следственных связей и т.д.
Особый вид наглядности представляет условная наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики, опорные конспекты (приложение 1, 2, 4, 5), кластеры.
Исходя из специфики образовательного процесса в системе НиСПО, можно говорить об эффективности использования условно-графической наглядности по следующим причинам:
– использование наглядности позволяет разрешить противоречия между нарастающим объемом информации и более чем скромного количества учебных часов;
– условно-графическая наглядность (опорные конспекты, кластеры, схемы) способствуют развитию логического мышления и пониманию причинно-следственных, локальных и временных связей;
– использование наглядности помогает преодолевать трудности в познании теоретического исторического материала;
– в процессе наглядного обучения формируются навыки самообразования учащихся, создается свободная творческая атмосфера;
– работы с наглядностью расширяет возможности использования компьютерных технологий. Это способствует формированию информационной компетенции;
– с точки зрения подготовки к ЕГЭ использование условно-графической наглядности также эффективно. Работа с опорными конспектами, кластерами и схемами способствует формированию знаний, умений и способов деятельности; которые являются объектами проверки в рамках ЕГЭ: знание дат, периодов наиболее значительных событий и процессов; знание фактов; поиск информации в источнике; установление последовательности исторических событий; соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных, существенных признаков событий и явлений; группировка, систематизация фактов, понятий; объяснение причин и следствий событий; знание исторических понятий, терминов.
Многолетняя работа по методике В.Ф. Шаталова – С.Д. Шевченко показала, что применение опорных сигналов (приложение 3) не решает многих проблем преподавания истории: на составление конспектов и их воспроизведение тратится много времени; теряется эмоциональность рассказа учителя; возникает опасность схематического понимания истории и догматического подхода к ней; она ориентирована на усвоение учащимися лишь базового уровня знаний. Именно эти недостатки подтолкнули меня к некоторым изменениям в системе работы с опорными конспектами и создание собственной системы работы со схемно-графической наглядностью.
Со временем к каждому опорному конспекту мною были разработаны практикумы (приложение 6). Они отличались комплексностью, разнообразием видов самостоятельной деятельности, в том числе и внеклассной работы, предлагаемой учащимся. Изначально практикумы (по аналогии с рабочими тетрадями, которыми учащиеся пользовались в общей школе) были ориентированы, прежде всего, на домашнее задание и дополнительную внеклассную работу учащихся. Но впоследствии они систематически стали использоваться на уроках как комплекс дидактических материалов, и это потребовало отхода от традиционной методики работы с опорными конспектами. На смену им пришли словесно – логические схемы.
Словесно-логические схемы представляют собой системы смысловых значений и соответствуют следующим требованиям: лаконичность, простота в восприятии, объем не более одной страницы, легкость визуального разбития на блоки информации, читаемость слева направо и сверху вниз.
На первом этапе учащиеся запоминают, воспроизводят и осмысливают словесно-логические схемы, затем они уже составляют собственные, легче пользуются логическими операциями синтеза, анализа, сравнения, обобщения и классификации. Работа с такого рода схемами способствует развитию словесно-логического мышления учащихся, оптимизирует их работу с понятиями, суждениями и умозаключениями.
Среди используемых мною словесно-логических схем можно выделить следующие:
1.Событийно-генеалогические (приложение 7). Использование этих схем даёт возможность видеть логическую взаимосвязь событий, личностей, политических форумов и т.д. Так на уроке по теме “Образование Древнерусского государства. Первые русские князья” используется схема “Князья IХ-ХI вв.”. Первоначально эта схема используется как наглядное сопровождение лекции, впоследствии она применяется на этапе закрепления и повторения изученного.
Составление генеалогических схем может стать самостоятельной работой учащихся. Пример задания: составьте генеалогическую схему, используя все предложенные имена: Петр I,Михаил Романов, Филарет, Алексей Михайлович, Наталья Нарышкина, Мария Милославская, Иван, Софья, Петр III, Екатерина I, Елизавета Петровна, Алексей, Евдокия Лопухина. В мультимедийных презентациях генеалогические схемы разнообразятся портретами исторических персонажей.
2. Схемы-конспекты (приложение 8). Наиболее часто используются мною на уроках, поскольку позволяют в упрощенном виде составить план ответа на определенные вопросы и отразить наглядно ключевые события, даты, персонажи и особенности происходящего.
3.Схемы-графики (приложение 9). Дают возможность проследить динамику развития исторических явлений, процессов. Составление и анализ схем-графиков становится творческим заданием для учащихся по темам: “Реформы 1860-х–1870-х гг.”, “Русско-японская война и первая русская революция”, “Февральская революция 1917 года. Падение самодержавия”. Анализ материала, выявление ключевых аспектов и их соотношение, обоснование собственной точки зрения – вот главные достоинства применения данного вида схем в процессе исторического образования.
Кроме вышеперечисленных схем на уроках я использую карты-схемы (приложение 10). Этот вид схем знаком учащимся ещё из курса истории в основной школе. Но часто их изображения оказываются перегруженными информацией, в силу чего затрудняется их восприятие. Поэтому при изучении военной истории мною используются схемы в более упрощенном и более “читаемом” варианте. Например, при изучении темы “Эпоха просвещенного абсолютизма” возможно использование схемы “Расширение территории России во времена правления Екатерины II”. С большинством подобных схем учащиеся знакомятся при объяснении нового материала, но возможен и другой вариант: самостоятельное составление.
Практика показала, что уроки истории с использованием условно-графической наглядности, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса учащихся. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Ученики преодолевают собственную застенчивость и нерешительность, реализуется принцип развития, формируется адекватная самооценка.