Я уяснил,
Что значит быть свободным.
Я разобрался в этом чувстве трудном
В одном из самых личных чувств на свете.
И знаете, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за все в ответе.
(И. Кант (немецкий философ))
Цели:
- Продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства.
- Повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции.
Задачи:
образовательная: способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы; способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников.
воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности; способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма; воспитание патриотических чувств школьников, ответственности за судьбу Родины, способствовать формированию правовой и политической культуры будущих избирателей;
развивающая:продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, способствовать развитию творческих способностей, интереса к занятиям, общественной жизни; умение ставить проблему и отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: деловая игра.
Оборудование и подготовка урока:
- две команды по 7-9 человек;
- мультимедийный проектор, экран;
- карточки с заданиями; раздаточный материал;
- ватман – 4 листа, маркер – 2 штуки.
Основные понятия: выборы, референдум, избирательная система, избирательное право, избирательный ценз, избиратель.
После изучения темы учащиеся должны:
- знать, что понимается под избирательным правом и избирательной системой;
- знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны;
- понимать роль избирателя на выборах.
План занятия.
- Мотивация
- Целеполагание, определение прогнозируемых результатов.
- Экскурс в историю.
- Выполнение заданий.
- Предоставление информации.
- Рефлексия. Выбор собственной позиции об участиях на выборах.
Мотивация.
Прочитайте название темы “Выборы нужны ...” и поставьте в конце предложения нужный, по вашему мнению, знак препинания (“.”; “...,но...”).
“.” – уверен (а) в необходимости выборов;
“.. .,но...”- считаю, что выборы нужны, но есть трудности или препятствия для объективного участия в выборах.
Разные знаки, выбранные учащимися, показывают, что эта тема до сих пор обсуждается и вызывает споры, поэтому следует рассмотреть ее в ходе урока. Учащимся предложено разделиться на группы в соответствии с выбранными знаками. Раздаются листы самооценки. (приложение 1)
Ход урока
I. Наше первое задание называется “Блиц-турнир”.
(Задаются по очереди вопросы двум группам, ответ дается сразу).
- Основной закон государства (Конституция РФ).
- Исполнительная власть в РФ принадлежит (Правительству РФ).
- Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).
- Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).
- Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).
- Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).
- Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).
- Главный избирательный орган страны. (Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК)
- Основные символы государственной власти. (Флаг, герб, гимн).
- Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее… (10 лет).
II. Объявляем наше следующее задание “Обратимся к истории”.
Команды, получите задания (задания напечатаны на карточках)
I команда:
- вспомните, какой политический институт (орган власти) был центральным в Афинах в VI-V вв. до н. э; какие должности в Афинах были в то время выборными?
- кто обладал верховной властью в Древнем Риме?
- где и когда был создан прообраз современного парламента?
II команда:
- на материале отечественной истории приведите примеры выборов правителей различных уровней, а также выборов органов власти.
- кого избирали на Земском соборе?
- как рассматривался вопрос о выборах в 20 веке?
Учитель: Время на обдумывание - 3 минуты. После ответов ребят выступление учителя.
Экскурс в историю. Выборы в истории человечества (приложение 2)
(рассказывает учитель, сопровождение презентации)
III. Работа над понятиями
1. Дать объяснение следующим терминам: выборы, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, избиратель, избирательная комиссия, референдум, избирательный ценз.
-
Что такое выборы в РФ?
это понятие включает в себя действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по регистрации избирателей, составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов. -
Раскройте понятие «Избирательное право граждан».
Конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. -
Что такое активное избирательное право?
Право граждан РФ избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления. -
Что такое пассивное избирательное право?
Право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. -
Раскройте понятие «Избиратель».
Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. -
Дайте определение «Избирательной комиссии».
Комиссия, организующая проведение выборов и референдумов. -
Что такое референдум?
Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. -
Раскройте понятие «Избирательный ценз»
Предусмотренные законодательством условия, которым должен удовлетворять граждан для получения права избирать и быть избранным.
2. Каждой группе выдаются карточки с высказываниями известных людей, в которых пропущено одно слово.
Карточка №1 “...Каким должен быть человек, коль скоро Сын Божий платит за его…высшей ценой?” - Папа Иоанн-Павел II. (достоинство)
“А если, однако, и Сократ, при всей высоте своего личного ... не был, однако, в своей отдельности вполне, или совершенно, человеком, если и он нуждался в восполнении, то конечно, не от гражданства или отечества своего, которое окончательно наполнило ему только чашу с ядом, а от чего-то другого” - В. Соловьев {достоинство)
“…есть право делать все, что дозволено законами” - Ш. Монтескье (свобода)
Карточка №2 “Но когда мыслители XVII века провозгласили естественную свободу человека, то их христианской традиции вместе с этой свободой родилось требование гражданского…” - В. Янков. {равенство)
“…в его исполнительном значении есть не что иное, как равенство вышеописанной свободы, а именно: каждый человек одинаково рассматривается как единая, замкнутая в себе монада …К. Маркс” (равенство)
Свобода человека и … поступать по его собственной воле основывается на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его этому закону, по которому он должен собой управлять” - Джон Мильтон (свобода)
Задание:
- Вставить пропущенное слово, которое, по вашему мнению, должно быть в данном предложении;
- Подумайте, почему это слово? Как оно связано с темой выборов?
- Свяжите с Конституцией РФ.
Группы предлагают свои варианты ответов с обоснованием своей позиции. Делают вывод, что все эти термины отражают политические права личности, особенности участия народа в управлении страной.
Учитель: В своё время (на рубеже XIX- XX вв.) в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б.Н. Алмазова:
“По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сил исчадья сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал”.
Когда мы говорим о том, чему нас “учит” закон, неверно ограничиваться вопросами о знании или незнании правовых норм. Речь должна идти о чем-то большем, о том, что является наиболее полным выражением правовой образованности – о правовой культуре.
Наше следующее задание так и называется:
IV. “О правовой культуре”.
Задание №1. Учитель : Помогите нам представить, что такое правовая культура. Для этого на листе ватмана нарисуйте схематически дом в три этажа. На каждом этаже “расположена одна из трех характеристик правовой культуры:
- правовые знания и умения ими пользоваться;
- положительное отношение к праву (уважение к праву);
- правомерное (правопослушное) поведение, действия в соответствии с законом.
Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению. Теперь дорисуйте фундамент дома (т. е. то, на что правовая культура опирается). Поместите в него всё, что вам покажется существенным из следующего перечня составляющих общей культуры: нравственная культура, художественная культура, сельскохозяйственная культура, политическая культура, техническая культура, физическая культура, информационная культура.
Задание №2: (написано на карточках)
1) В одном американском фильме авантюрист, мелкий воришка по фамилии Джонсон становится членом Сената благодаря известной фамилии. Избиратели голосовали не за идею, не за человека, а за известную фамилию. “За кого голосуем?” – спрашивает муж жену. “Как всегда за Джонсона. Мы всегда голосуем за Джонсонов”.
Охарактеризуйте политическую культуру этой семейной пары.
2) Один избиратель рассказал: “Я не знал, за какую партию голосовать. Проголосовал за ту, которая прямо противоположна партии, которой я не симпатизирую. Пусть последней будет хуже”.
Второй в ответ поведал: “А я тоже не знал, за кого голосовать и ни за кого не стал опускать бюллетень”.
Поведение кого из этих избирателей кажется вам политически более грамотным, зрелым?
Учитель: Итак, команды. Дом готов! Предлагаем Вам выступить в роли архитекторов. Объясните свой выбор – прокомментируйте схему дома под названием “Правовая культура”, прокомментируйте ситуацию и ответьте на вопрос. Следующее задание.
V. Интерактивное упражнение - “Выборы через призму политической карикатуры”.
Группам надо рассмотреть предложенные политические карикатуры. Прокомментировать их, связать с темой урока. (приложение 3)
Через 1 минуту группы предлагают свои варианты ответов с обоснованием своей позиции.
Учитель подводит итоги и делает вывод ( избиратели обладают активным и пассивным избирательным правом, выборы в стране всеобщие, прямые, равные и при тайном голосовании)
Учитель: Наступило время нашего последнего задания.
Оно называется “Агиткампания”. Какие же выборы обходятся без агитации: плакаты, листовки, призывы – все это окружает нас в предвыборной кампании.
Предлагаем командам-участницам придумать свой плакат или листовку, призывающие принять участие в выборах. (На столах подготовлен необходимый инвентарь.)
Ребята обсуждают и выступают со своими работами.
Учитель делает выводы. Ты уже не просто ребенок. Ты самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В твоей жизни будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будешь ли ты голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти – ты будешь делать выбор, от которого, так или иначе, будет зависеть твоя дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет.
Ты сам отвечаешь за все!
Подведение итогов. Рефлексия в форме «Синквейна» (приложение 4)
Список использованных источников:
- Книга для учителя. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке.
- Конституция Российской Федерации.
- Комментарий Конституционного Суда РФ – 3-е изд., доп. и переработанное – М., Юрайт, 2000.
- Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс, М.: «Просвещение», 2004.
- Обществознание. Учебник для 11 класса. Л. Боголюбов, М.: «Просвещение», 2006.
- Школьный словарь по обществознанию.
- Юридический энциклопедический словарь. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 2002.