Учебное занятие по теме "Право избирать и быть избранным"

Разделы: История и обществознание


Я уяснил,
Что значит быть свободным.
Я разобрался в этом чувстве трудном
В одном из самых личных чувств на свете.
И знаете, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за все в ответе.
(И. Кант (немецкий философ))

Цели:

  1. Продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства.
  2. Повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции.

Задачи:

образовательная: способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы; способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников.

воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности; способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма; воспитание патриотических чувств школьников, ответственности за судьбу Родины, способствовать формированию правовой и политической культуры будущих избирателей;

развивающая:продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, способствовать развитию творческих способностей, интереса к занятиям, общественной жизни; умение ставить проблему и отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: деловая игра.

Оборудование и подготовка урока:

  1. две команды по 7-9 человек;
  2. мультимедийный проектор, экран;
  3. карточки с заданиями; раздаточный материал;
  4. ватман – 4 листа, маркер – 2 штуки.

Основные понятия: выборы, референдум, избирательная система, избирательное право, избирательный ценз, избиратель.

После изучения темы учащиеся должны:

  • знать, что понимается под избирательным правом и избирательной системой;
  • знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны;
  • понимать роль избирателя на выборах.

План занятия.

  1. Мотивация
  2. Целеполагание, определение прогнозируемых результатов.
  3. Экскурс в историю.
  4. Выполнение заданий.
  5. Предоставление информации.
  6. Рефлексия. Выбор собственной позиции об участиях на выборах.

Мотивация.

Прочитайте название темы “Выборы нужны ...” и поставьте в конце предложения нужный, по вашему мнению, знак препинания (“.”; “...,но...”).

“.” – уверен (а) в необходимости выборов;

“.. .,но...”- считаю, что выборы нужны, но есть трудности или препятствия для объективного участия в выборах.

Разные знаки, выбранные учащимися, показывают, что эта тема до сих пор обсуждается и вызывает споры, поэтому следует рассмотреть ее в ходе урока. Учащимся предложено разделиться на группы в соответствии с выбранными знаками. Раздаются листы самооценки. (приложение 1)

Ход урока

I. Наше первое задание называется “Блиц-турнир”.

(Задаются по очереди вопросы двум группам, ответ дается сразу).

  1. Основной закон государства (Конституция РФ).
  2. Исполнительная власть в РФ принадлежит (Правительству РФ).
  3. Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).
  4. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).
  5. Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).
  6. Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).
  7. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).
  8. Главный избирательный орган страны. (Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК)
  9. Основные символы государственной власти. (Флаг, герб, гимн).
  10. Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее… (10 лет).

II. Объявляем наше следующее задание “Обратимся к истории”.

Команды, получите задания (задания напечатаны на карточках)

I команда:

  1. вспомните, какой политический институт (орган власти) был центральным в Афинах в VI-V вв. до н. э; какие должности в Афинах были в то время выборными?
  2. кто обладал верховной властью в Древнем Риме?
  3. где и когда был создан прообраз современного парламента?

II команда:

  1. на материале отечественной истории приведите примеры выборов правителей различных уровней, а также выборов органов власти.
  2. кого избирали на Земском соборе?
  3. как рассматривался вопрос о выборах в 20 веке?

Учитель: Время на обдумывание - 3 минуты. После ответов ребят выступление учителя.

Экскурс в историю. Выборы в истории человечества (приложение 2)

(рассказывает учитель, сопровождение презентации)

III. Работа над понятиями

1. Дать объяснение следующим терминам: выборы, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, избиратель, избирательная комиссия, референдум, избирательный ценз.

  1. Что такое выборы в РФ?
    это понятие включает в себя действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по регистрации избирателей, составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов.

  2. Раскройте понятие «Избирательное право граждан».
    Конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

  3. Что такое активное избирательное право?
    Право граждан РФ избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  4. Что такое пассивное избирательное право?
    Право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

  5. Раскройте понятие «Избиратель».
    Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

  6. Дайте определение «Избирательной комиссии».
    Комиссия, организующая проведение выборов и референдумов.

  7. Что такое референдум?
    Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

  8. Раскройте понятие «Избирательный ценз»
    Предусмотренные законодательством условия, которым должен удовлетворять граждан для получения права избирать и быть избранным.

2. Каждой группе выдаются карточки с высказываниями известных людей, в которых пропущено одно слово.

Карточка №1 “...Каким должен быть человек, коль скоро Сын Божий платит за его…высшей ценой?” - Папа Иоанн-Павел II. (достоинство)

“А если, однако, и Сократ, при всей высоте своего личного ... не был, однако, в своей отдельности вполне, или совершенно, человеком, если и он нуждался в восполнении, то конечно, не от гражданства или отечества своего, которое окончательно наполнило ему только чашу с ядом, а от чего-то другого” - В. Соловьев {достоинство)

“…есть право делать все, что дозволено законами” - Ш. Монтескье (свобода)

Карточка №2 “Но когда мыслители XVII века провозгласили естественную свободу человека, то их христианской традиции вместе с этой свободой родилось требование гражданского…” - В. Янков. {равенство)

“…в его исполнительном значении есть не что иное, как равенство вышеописанной свободы, а именно: каждый человек одинаково рассматривается как единая, замкнутая в себе монада …К. Маркс” (равенство)

Свобода человека и … поступать по его собственной воле основывается на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его этому закону, по которому он должен собой управлять” - Джон Мильтон (свобода)

Задание:

  1. Вставить пропущенное слово, которое, по вашему мнению, должно быть в данном предложении;
  2. Подумайте, почему это слово? Как оно связано с темой выборов?
  3. Свяжите с Конституцией РФ.

Группы предлагают свои варианты ответов с обоснованием своей позиции. Делают вывод, что все эти термины отражают политические права личности, особенности участия народа в управлении страной.

Учитель: В своё время (на рубеже XIX- XX вв.) в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б.Н. Алмазова:

“По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сил исчадья сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал”.

Когда мы говорим о том, чему нас “учит” закон, неверно ограничиваться вопросами о знании или незнании правовых норм. Речь должна идти о чем-то большем, о том, что является наиболее полным выражением правовой образованности – о правовой культуре.

Наше следующее задание так и называется:

IV. “О правовой культуре”.

Задание №1. Учитель : Помогите нам представить, что такое правовая культура. Для этого на листе ватмана нарисуйте схематически дом в три этажа. На каждом этаже “расположена одна из трех характеристик правовой культуры:

  • правовые знания и умения ими пользоваться;
  • положительное отношение к праву (уважение к праву);
  • правомерное (правопослушное) поведение, действия в соответствии с законом.

Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению. Теперь дорисуйте фундамент дома (т. е. то, на что правовая культура опирается). Поместите в него всё, что вам покажется существенным из следующего перечня составляющих общей культуры: нравственная культура, художественная культура, сельскохозяйственная культура, политическая культура, техническая культура, физическая культура, информационная культура.

Задание №2: (написано на карточках)

1) В одном американском фильме авантюрист, мелкий воришка по фамилии Джонсон становится членом Сената благодаря известной фамилии. Избиратели голосовали не за идею, не за человека, а за известную фамилию. “За кого голосуем?” – спрашивает муж жену. “Как всегда за Джонсона. Мы всегда голосуем за Джонсонов”.

Охарактеризуйте политическую культуру этой семейной пары.

2) Один избиратель рассказал: “Я не знал, за какую партию голосовать. Проголосовал за ту, которая прямо противоположна партии, которой я не симпатизирую. Пусть последней будет хуже”.

Второй в ответ поведал: “А я тоже не знал, за кого голосовать и ни за кого не стал опускать бюллетень”.

Поведение кого из этих избирателей кажется вам политически более грамотным, зрелым?

Учитель: Итак, команды. Дом готов! Предлагаем Вам выступить в роли архитекторов. Объясните свой выбор – прокомментируйте схему дома под названием “Правовая культура”, прокомментируйте ситуацию и ответьте на вопрос. Следующее задание.

V. Интерактивное упражнение - “Выборы через призму политической карикатуры”.

Группам надо рассмотреть предложенные политические карикатуры. Прокомментировать их, связать с темой урока. (приложение 3)

Через 1 минуту группы предлагают свои варианты ответов с обоснованием своей позиции.

Учитель подводит итоги и делает вывод ( избиратели обладают активным и пассивным избирательным правом, выборы в стране всеобщие, прямые, равные и при тайном голосовании)

Учитель: Наступило время нашего последнего задания.

Оно называется “Агиткампания”. Какие же выборы обходятся без агитации: плакаты, листовки, призывы – все это окружает нас в предвыборной кампании.

Предлагаем командам-участницам придумать свой плакат или листовку, призывающие принять участие в выборах. (На столах подготовлен необходимый инвентарь.)

Ребята обсуждают и выступают со своими работами.

Учитель делает выводы. Ты уже не просто ребенок. Ты самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В твоей жизни будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будешь ли ты голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти – ты будешь делать выбор, от которого, так или иначе, будет зависеть твоя дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет.

Ты сам отвечаешь за все!

Подведение итогов. Рефлексия в форме «Синквейна» (приложение 4)

Список использованных источников:

  1. Книга для учителя. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Комментарий Конституционного Суда РФ – 3-е изд., доп. и переработанное – М., Юрайт, 2000.
  4. Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс, М.: «Просвещение», 2004.
  5. Обществознание. Учебник для 11 класса. Л. Боголюбов, М.: «Просвещение», 2006.
  6. Школьный словарь по обществознанию.
  7. Юридический энциклопедический словарь. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 2002.

Приложения.