Цикл бесед по изобразительному искусству России в форме сказки для работы с детьми младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа


Одним из важных условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое дает заряд развитию способностей воспринимать прекрасное и наслаждаться красотой, а также творить по законам красоты.

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным наследием. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.

Для успешной работы в школе учитель должен хорошо знать основные принципы современной дидактики и уметь их творчески реализовывать на практике.

Я.А Каменский в «Великой педагогике», следуя идее природосообразности, определил такие принципы обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность. А. Дистервег сформулировал принцип природосообразности, суть которого состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка.

Современные принципы обучения представляют собой, с одной стороны, методическую конкретизацию традиционных дидактических принципов (принцип научности обучения, принцип сознательности, принцип систематичности, принцип последовательности и систематичности, принцип наглядности и др.) с учетом специфики изобразительного искусства как учебного предмета, с другой сравнительно новые направления (принцип проблемности, принцип междисциплинарной взаимообусловленности и взаимодополняемости).

В своей работе я хочу более подробно обозначить принципы обучения истории искусств в начальных классах.

Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целом педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения изобразительному искусству базовой культуры личности: нравственной эстетической, культуры труда, общения, жизнедеятельности и т.п. Реализация принципа воспитывающего обучения связана с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных творческих и познавательных способностей с учетом интересов учащихся.

Используя силу воздействия истории изобразительного искусства на школьников, преподаватель изобразительного искусства имеет богатые возможности для широкой и разносторонней учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе.

Художественное воспитание должно рассматриваться и как эмоциональное воспитание чувств, умения глубоко переживать, красочно и образно выразить средствами рисунка свои мысли и чувства, связанные с увиденными произведениями искусства.

Принцип научности при проведении бесед по истории изобразительного искусства в начальных классах способствует использованию проблемных ситуаций на занятиях изобразительного искусства, специальному обучению наблюдать, что в свою очередь развивает у учащихся познавательную активность, креативность и дивергентность мышления, творческую инициативу, образное представление, фантазию и т.д.

Следом за ним назовем принцип наглядности, который требует постоянного обращения к самим произведения искусств как источнику познания.

В истинности знаний учащиеся убеждаются на практике, что усваивают дети, должно быть подкреплено зрительным восприятием. Принцип сознательности и активности учащихся и принцип связи теории с практикой - также одни из важнейших дидактических принципов.

Познавательный материал по истории изобразительного искусства преподноситься в систематическом и последовательном порядке. Отсюда следует дидактический принцип преемственности, последовательности и систематичности. Преемственность касается содержания обучения изобразительному искусству, его форм, способов, стратегией и тактик взаимодействий субъектов в учебном процессе, личных новообразований обучаемых. В каждый временной интервал педагог решает конкретные задачи. Связь и преемственность этих задач создают условия для перевода учащихся от простых к более сложным художественным задачам, формам познания, поведения и решения творческих заданий.

Развитие творческого подхода к обучению позволило более четко стуктуировать учебный материал по изобразительному искусству, создать комплекты учебных и наглядных пособий, презентаций по данной проблеме. Процесс формирования интереса и приобщения школьников к истории изобразительного искусства должен проводиться последовательно, с соблюдением правила идти «от незнания к знанию, от неумения к умению».

В образовательной практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе тематического планирования, когда педагог намечает последовательность изучения отдельных разделов, вопросов, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации процесса формирования интереса и приобщения школьников к истории искусств на уроках изобразительного искусства, планирует усвоение, повторение, закрепление и форм контроля.

Серьезный момент в педагогике – связь между отдельными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему.

Принцип посильности и доступности требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психологическом здоровье.

«Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, которая является критерием истины».

Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.

Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи:

  1. наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его свойства;
  2. наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;
  3. наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между предметами или между разными этапами явления.

Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Но это качество необходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у учащихся младшего школьного возраста. Для развития наблюдения обязательно пройти все этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для детей этого возраста: выделение не главного, иллюзии, несамостоятельность. Эти недостатки я стараюсь устранить, ведя систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим индивидуальный подход.

Восприятие произведений изобразительного искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Развитие художественного восприятия включает решение следующих основных учебных задач:

  • а) развитие отзывчивости к произведению;
  • б) развитие способности выразить свое отношение к произведению;
  • в) расширение объема знаний и представлений об искусстве.

Несмотря на возможность эмоционального отклика на произведение искусства, дети младшего школьного возраста не обладают еще способностью адекватно рассказывать о своих переживаниях, возникших в результате знакомства с искусством. Об этом свидетельствуют их часто очень скупые, мало развернутые по своему содержанию характеристики и оценки произведений. Последние крайне неустойчивы, мало и часто сводятся к суждениям "нравится" или "не нравится", "красиво" или "некрасиво".

Цикл бесед по изобразительному искусству России в форме сказки я предлагаю для работы с детьми младшего школьного возраста.

В своей работе я придерживаюсь определенной методики знакомства обучающихся с изобразительным искусством, направленной на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний по поводу восприятия:

  1. Развитие у детей умение рассказывать о произведениях искусства, откликаясь на выразительные средства (цвет, свет, композиция…).
  2. Развитие навыков общения по поводу искусства, способности мыслить в области искусства. Важно, чтобы разговор об искусстве был результатом организованного процесса восприятия, который должен строиться на основе и с учетом возрастных особенностей восприятия детей. Поэтому я выбираю для рассказов о творчестве художников форму сказки.
  3. Развитие способности использовать свои впечатления о наблюдении действительности при рассказе о произведениях, свой собственный художественный опыт. (Урок «Сказка о грустном художнике», «Сказка о художнике и волне» и т. д.)
  4. Развитие умения сопоставить произведение искусства с аналогичными явлениями из области других искусств, элементарно чувствовать их общие связи. Для этой работы я подбираю отрывки из литературных и музыкальных произведений. (Урок «Сказка о художнике и Царевне - Лебедь », Урок «Сказка о художнике и весенних птицах» и другие)
  5. В процессе восприятия учу детей "графической речи", т. е. умению рассказывать и передавать впечатление о произведении при помощи изображения (быстрые наброски по памяти) (Уроки «Сказка о художнике и Царевне – Лебедь», «Сказка о сказочнике» и другие). Этот метод имеет прямое отношение к развитию образного мышления, зрительной образной памяти, подвижности реакции восприятия.

Чтобы урок был эффективным, я продумываю количество произведений, отобранных для показа, и возможности их восприятия обучающимися. Не следует перегружать урок зрительными впечатлениями, так как воспитательная роль искусства определяется силой эмоционального воздействия, которое оно оказывает на ребенка, всей совокупностью содержания и выразительных средств. Это воздействие зависит от свежести восприятия, от заинтересованности детей. В то же время важно помнить, что урок восприятия искусства не должен быть пустым, вялым и будто бы "легким". Он должен быть содержательным и наполненным преодолимыми для детей задачами.

Вместе с тем уроки восприятия искусства должны быть в известной мере самостоятельными; в целом ряде случаев они являются одним из ведущих звеньев в развитии ребенка по другим предметам. Практика свидетельствует, что многие сведения из различных областей знания дети в младшем школьном возрасте получают на таких уроках: сведения из истории нашей страны, о природе и окружающем мире, о труде и производстве.

Особенность мышления детей заключается в том, что развернутые речевые реакции на произведения искусства у них возникают под влиянием вопроса учителя, активизирующего восприятие, в то время как при самостоятельном ознакомлении с произведением потребность говорить может и не появиться. Обучающиеся могут ограничиться молчаливым рассматриванием, посмеяться, если им что-то понравится.

Вопросы, их характер и последовательность зависят от возраста детей, от задач урока. Они относятся к содержанию произведения, его настроению, характеру, связи с явлениями действительности, к выразительным средствам, а также к оценке произведений детьми. Я стараюсь направлять ход занятия путем активных вопросов «почему?», «зачем?», «как?» чтобы учащиеся сами могли прийти к нужным выводам.

В практике уроков по изобразительному искусству я стараюсь активизировать отклик на произведение искусства при помощи музыки, поэзии (краткие поэтические тексты).

Восприятие произведений детьми - интеллектуальная и эмоционально - творческая деятельность, в процессе которой происходит сложное взаимодействие образных компонентов. Характер связи этих компонентов я учитываю при разработке урока по изобразительному искусству и организации восприятия произведений детьми.

Уроки знакомства с изобразительным искусством России включены в тематическое планирование по ИЗО с учетом тематической и содержательной целостности каждого учебного года. Они логически связаны с другими занятиями как звенья одной цепи.

В своей работе я использую следующие средства обучения:

  1. Графические (репродукции картин, рисунки учащихся).
  2. Технические (мультимедийный проектор, подготовленные мной презентации к каждому уроку)

Для осуществления мотивации учебно-познавательной деятельности школьников я использую следующие приёмы:

  1. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью в начале урока я организовываю мотивирование ученика к учебной деятельности.
    Положительный настрой на работу создают подобранные мной пословицы и поговорки, цитаты и афоризмы. Дети их с интересом анализируют. На протяжении урока можно обращаться и к «девизу», прочитывая или произнося его хором. Положительный результат, фиксируется у ребенка в сознании, и создает положительную эмоциональную направленность на его включение в урок. Без положительного самоопределения учащегося к деятельности на уроке невозможна его нормальная работа на уроке, а значит следующий шаг в познании скорее всего не будет сделан. («Живопись спорит и соревнуется с природой» Леонардо да Винчи – «Сказка о волне и художнике»; «Послушайте – и Вы не забудете, посмотрите и Вы запомните, сделайте –и Вы поймете» Конфуций – «Сказка о сказочнике»; «Портрет должен быть картиной и характеристикой лица» Илья Репин – «Сказка о правдивом художнике»; «Научиться можно только тому, что любишь» Чарльз Дарвин – «Сказка о знаменитом художнике»)
  2. В занимательной, необычной форме преподношу учебный материал.
    Беседы об искусстве строю в форме сказок. «Почему ребята охотно слушают сказки, почему они так любят вечерние сумерки, когда сама обстановка располагает к полету фантазии? Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому что сказочные образы ярко эмоционально окрашены. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце ребенка замирает, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки». Эти слова Сухомлинского лучший ответ на вопрос «Почему именно сказка?»
    Сказки, рассказанные мной не обычные, это сказки об искусстве. Выдумка тесно переплетается в ней с реальной историей и помогает ребенку легко запомнить необходимые термины, важные факты, а главное сами картины знаменитых русских мастеров. В каждой из сказок создан правдивый человеческий образ художника. Это дает маленькому ценителю искусства возможность почувствовать – подышать! – неповторимым воздухом произведений Мастера. Чем в более яркой и эмоциональной форме строятся рассказы о картинах и о жизни художников, тем больше чувств вызывает она в ребенке, тем более рельефно отпечатывается в его сознании.
  3. Включаю учащихся в коллективные формы деятельности: обсуждение и посильный анализ картин на каждом уроке, коллективное сочинение сказки на заданной мной или выбранной самостоятельно картине (Уроки: «Сказка о художнике и Царевне – Лебедь», «Сказка о художнике сказочнике»).
  4. Поощряю познавательную активность учащихся, используя принцип успешности обучения. При оценивании работы детей придерживаюсь следующей системы оценки учебной деятельности («Технологии развивающего обучения» В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина). Качество и объем выполненной работы учеником оцениваю с точки зрения объективных возможностей обучающегося. Оценка отражает персональное развитие ребенка, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если учащийся работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это посредственный результат. Ибо в своей работе считаю важным не высокий балл сам по себе, а высокий бал, как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и своей задачей считаю - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений и навыков, а вывести личность каждого ребенка в режим развития, пробудить в нем инстинкт познания, самосовершенствования.

За время работы над данной темой мной достигнуты некоторые положительные результаты, что позволяет говорить об эффективности проведение бесед по изобразительному искусству России для детей младшего школьного возраста в форме сказки.

Приложения:

  • Приложение 1. Презентация к уроку: «Сказка о лесном художнике»
  • Приложение 1 а. Конспект урока: «Сказка о лесном художнике»
  • Приложение 1б. Раздаточный материал к уроку: «Сказка о лесном художнике»
  • Приложение 2. Презентация к уроку: «Сказка о сказочнике».
  • Приложение 2а. Конспект урока: «Сказка о сказочнике».
  • Приложение 3 Презентация к уроку: «Сказка о волне и художнике»
  • Приложение 3а Конспект урока: «Сказка о лесном художнике»