Программа адаптации к школе "Школа дошкольника"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

  • общее развитие
  • воспитание умения произвольно управлять собой
  • формирование мотивов, побуждающих к учению

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьными психологами.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя таким образом школьные, но еще детские отношения.

Цели программы:

  • обеспечение для всех пяти - шестилетних детей микрорайона школы, не получивших возможности развития и воспитания в детском саду, возможностями единого старта для обучения в школе;
  • формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования I ступени;
  • оказание помощи родителям в квалифицированной подготовке ребенка к школе.

Задачи:

  • организовать диагностирование качеств школьной зрелости, знаний и умений детей;
  • организовать для детей развивающий процесс в школе, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей;
  • сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;
  • организовать комплексную деятельность педагога, психолога в образовательном процессе;
  • создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
  • организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;
  • провести работу по формированию способности подчиняться правилам и требованиям взрослого.

Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации программы:

  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход при разработке занятий;
  • систематичность и последовательность занятий;
  • вариативность содержания и форм приведения занятий;
  • наглядность;
  • адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
  • постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
  • индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
  • повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

В процессе реализации программы дети обучаются точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.

Результаты диагностики заносятся в «Психолого-педагогическую карту» ученика. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.

Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебно-игровой деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод конструирования и моделирования. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Программа предполагает систематическую работу с детьми по пяти направлениям:

  • Развитие познавательно-речевых навыков
  • Развитие качеств логического мышления;
  • Развитие восприятия;
  • Развитие творческих способностей;
  • Психологический практикум.

Содержание программы по дошкольной подготовке даёт возможность соответствовать стандартным требованиям по дошкольному образованию и органично вводить ребёнка в школьное образование.

Программа рассчитана на дошкольников 6-7 летнего возраста. Занятия предусмотрены как теоретические, так и практические:

Разделы программы Всего занятий за курс обучения Теоретические виды занятий Практические виды занятий
Развитие познавательно-речевых навыков 12 6 6
Развитие качеств логического мышления 24 11 13
Развитие восприятия 12 4 8
Развитие творческих способностей 10 3 7
Психологический практикум 12 5 7
итого 70 29 41

 В результате реализации данной программы мы предполагаем развитие у дошкольников школьной мотивации, сокращения и оптимизации адаптационного периода в учебном году, а также повышения уровня готовности первоклассников к обучению в школе.

Итоги реализации программы увидим по результатам диагностик «Изучение уровня готовности ребёнка к школе, выявление детей «группы риска», «Изучение процесса и характера адаптации учащихся 1-х классов», проводимым ежегодно школьным педагогом-психологом.

Итоги реализации программы мы также увидим по результатам школьных игровых конкурсов для дошкольников «С Азбуки грамота начинается» и «Турнир юных математиков», проводимых в течение предшкольного года.

Содержание

Содержание курса «Развитие познавательно-речевых навыков» (12ч)

1. Речь, понятие о ней. 3ч

Речь устная и письменная. Чтение и письмо пиктограммы и схематического письма.

Развитие умения слушать и понимать читаемую детям художественную литературу. Формирование умений, связанных с подготовкой детей к обучению грамоте: умение слышать педагога, других , вникать в содержание речи.

2. Предложение.

Выделение предложений из устной и письменной речи. Счёт предложений, определение их по смыслу и интонации. Запись предложения схемами. Определение смысла предложения.

3. Предложение и слово как его составная часть.2ч

Количество слов в устной и письменной речи. Главные слова в предложении, вопросы к ним. Распрстранение предложений. Игра «Живые слова».

4. Работа над произношением.

Речевое дыхание в чистоговорках, скороговорках, потешках. Работа над дикцией: чёткое и отётливое произношение всех звуков с правильной артикуляцией.

5. Пальчиковая гимнастика.1ч

Содержание курса «Развитие качеств логического мышления» (22ч)

1. Количество и счёт.7ч

Сопоставление количества разных предметов и способы его выравнивания. Понятия ««больше», «меньше», «поровну» и т. д. Сравнение численности и совокупностей, отвлекаясь от размеров предметов и площади, которую они занимают.

Счёт предметов при вопросе «сколько». Группирование предметов по разным признакам. Счёт с участием различных анализаторов: звуков, движений, предметов на ощупь. Развитие памяти на числа.

2. Форма.

Различие и правильное название геометрических фигур: круг, овал, прямоугольник, четырёхугольник, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр, конус. Нахождение в предметах известных детям форм (дидактические игры). Моделирование и конструирование из геометрических фигур. Группирование геометрических фигур по наличию сходных знаков. Деление целого на части. Отношение между целым и частью: часть меньше целого, целое больше части. Использование в речи предлогов, наречий, выражающих пространственные связи. Устные задачи без опоры на наглядный материал.

3. Ориентировка в пространстве. 5ч

Ориентация в направлении движения в пространстве – от себя, от предмета. Развитие умения ориентироваться на плоскости.

4. Ориентировка во времени. 4ч

Развитие понятия о времени: секунда, минута, час. Закрепление знаний детей о периодах времени: утро, день, вечер, ночь, месяц, сезон, год.

Содержание курса «Развитие восприятия» (12ч)

Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов: синкретицизм - природная особенность детского восприятия (1ч), сенсорные эталоны (1ч), восприятие пространства и времени (3ч), действия идентификации (3ч), моделирующие действия (2ч), развитие восприятия рисунка (2ч)

Содержание курса «Развитие творческих способностей» (12ч)

  1. Конструирование и изобразительная деятельность. 4ч

Оригами. Предметные и сюжетные аппликации. Легоконструирование.

  1. Развитие мышления, восприятия, внимания. 5ч

Лепка из солёного теста и пластилина. Сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.

Предметные и сюжетные аппликации. Рисование свечкой и красками, предметные и сюжетные композиции. Знакомство с компьютером.

  1. Знакомство с разнообразными художественными техниками.3ч

Клеевая техника. Рисование пластилином. Работа с природным материалом.

Содержание курса «Психологический практикум» (12ч)

Важнейшими задачами этого направления являются:

  • обучение детей приёмам «обработки» материала познания: отнесение предметов, явлений к определённой группе по признакам сходства, различия;
  • обучение детей способам обследования с целью рационального познания окружающей действительности;
  • формирование познавательных способностей, предпосылок учебной деятельности.

1. Развитие познавательных интересов, желания учиться.2ч

Обучение детей наблюдать, слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, сравнивать, находить ответы на проблемные вопросы. Используются развивающие упражнения на восприятие окружающего мира.

2. Развитие предпосылок и источников учебной деятельности.2ч

Обучение умению принимать учебную задачу, составлять простой план действий, контролировать свои действия, производить самооценку своих действий и результата деятельности в упражнениях на развитие мыслительной операции.

3. Умственное развитие.3ч

Развитие произвольного внимания, аналитического мышления, дифференцированного восприятия. Решение задач на сериацию.

4. Развитие внимания, памяти.5ч

Обучение произвольному вниманию, дифференцированному восприятию. Дидактические игры.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

Основные группы общеучебных умений:
• интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
• организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
• коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
• оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).

Личностные УДД:

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.

«Школа 2100» — это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы.

Наша главная цель — не ЗУНы, а выращивание функционально грамотной личности. Иначе говоря, мы не «формируем» ребенка по заданной кем-то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок, а выращиваем в каждом ученике творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем все то, что связано с «лица не общим выраженьем», с личностным развитием.

Познавательные УУД:

Умения и навыки после изучения курса «Развитие познавательно-речевых навыков».

Дошкольник должен знать:

  • признаки устной и письменной речи, что предложение содержит смысл и состоит из слов
  • что такое пиктограмма, зачем она используется
  • что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов
  • требования к произношению звуков, несколько артикуляционных упражнений в произношении гласных звуков
  • наизусть несколько русских народных потешек, стишков, считалок
  • приёмы складывания бумаги в разных направлениях, направления в пространстве и на листе бумаги

Дошкольник должен уметь:

  • слушать и понимать прочитанную детям художественную литературу
  • слушать других детей, педагога, выделять в речи главное, определять смысл предложения
  • выделять предложения интонацией, считать и схематично изображать предложения
  • проводить пальчиковую гимнастику
  • свободно владеть пишущим инструментом (ручка, карандаш, кисть)
  • конструировать отдельные буквы (из пластилина, бумаги, палочек, верёвки)
  • на основе анализа самостоятельно находить отдельные конструктивные решения
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги
  • проводить начальный анализ звукового состава слов, читать схематическое письмо

Умения и навыки после изучения курса «Развитие качеств логического мышления»

Дошкольник должен знать:

  • способы выравнивания и сравнения предметов, понятия «больше», «меньше», «поровну»
  • правильное название геометрических фигур: круг, овал, прямоугольник, четырёхугольник, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр, конус
  • отношение между целым и частью: часть меньше целого, целое больше части. состав числа из единиц, признаки ориентации в пространстве и на плоскости
  • периоды времени: утро, день, вечер, ночь, месяц, сезон, год

Дошкольник должен уметь:

  • сравнивать совокупности чисел и предметов
  • группировать предметы по разным признакам, находить в предметах известные формы
  • использование в речи предлогов, наречий, выражающих пространственные связи- ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • различать единицы времени: секунду, минуту, час.

Умения и навыки после изучения курса «Развитие восприятия»

Дошкольник должен уметь:

  • ориентироваться в пространстве и времени
  • идентифицировать предметы по определённым признакам, моделировать ситуации

Умения и навыки после изучения курса «Развитие творческих способностей»

Дошкольник должен знать:

  • технику безопасности при работе с ножницами, правила клеевой техники, правила работы с бумагой, картоном, правила выполнения оригами

Дошкольник должен уметь:

  • рисовать пластилином, лепить из солёного теста, передавать формы, создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений
  • выполнять предметные и сюжетные аппликации, рисовать свечкой и красками, создавать предметные и сюжетные композиции, работать с разными материалами, рисовать по трафарету и по представлению

Регулятивные УУД:

Умения и навыки после изучения курса «Психологический практикум»

Дошкольник должен знать:

  • приёмы «обработки» материала познания: отнесение предметов, явлений к определённой группе по признакам сходства, различия; алгоритм самооценки своих действий, достижений

Дошкольник должен уметь:

  • наблюдать, слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, сравнивать, находить ответы на проблемные вопросы
  • составлять простой план действий, контролировать свои действия, решать задачи на сериацию
  • сосредоточиться на группе предметов, запомнить и повторить сказанное на слух
  • включиться в дидактическую игру

Методическое обеспечение

1. Обеспечение программы методическими видами продукции.

Беседы: «Что такое школа?», «Подружись с учителем», «Зачем ты идёшь в школу?», «Мир знаний и умений». Для родителей дошкольников: «Как оценить степень готовности ребёнка к школе», «Успех ребёнка зависит не только от учителя», «Психологическая готовность будущего первоклассника», «Уметь – не главное, главное - хотеть научиться».

Экскурсии:

«Кладовая знаний» (в школьную библиотеку), «В здоровом теле – здоровый дух» (в школьную столовую), «Школа – это твой второй дом» (по школе), «в гостях у Электроника» (компьютерный кабинет).

Конкурсы: «С азбуки грамота начинается», «Грамотейка», «Турнир юных математиков»

2. Рекомендации

«Практические советы родителям по устранению пробелов в подготовке ребёнка к школе», «Моделирование и конструирование из геометрических фигур»

3. Дидактический материал.

Электронные презентации «Буквы расшалились… Что же получилось?», «В царстве Геометрии»

Таблицы «Целое и части», «Не теряй ВРЕМЯ зря!», и т.д.

Схемы – опоры: «В гостях у Твёрдыша и Мякиша», «Пиктограммы», «Звуковые модели», «Образование чисел второго пятка», «Группирование предметов по разным признакам».

Индивидуальные карточки: «Распредели геометрические фигуры по заданному признаку», «Магические квадраты», «Сосчитай, сколько предложений», «Найди «лишний» звук», и т.д.

Дидактические игры: «Живые слова» (на развитие речи), «Рыбалка» (на развитие вычислительных навыков), «Считай, не зевай!», «По порядку становись!» (на тренировку внимания), «Волшебные палочки», «Математическое лото», «Числовая лесенка».

Литература

  1. Г.А.Цукерман, Н.К.Поливанова. Введение в школьную жизнь. Томск, Пеленг, 1992
  2. М.Н.Ильина. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб: Питер, 2004
  3. Развитие детей шестого года жизни в «Школе дошкольника». Самара, 1993
  4. Е.В.Бунеева. Р.Н.Бунеев, Л.М.Денякина, АА.Вахрушев. и др. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). М.: Баласс, 2008
  5. Образовательная система «Школа 2100»: сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна, 2008.

Приложение