Цель: познакомить учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье
Задачи: выявить причины и последствия похода персов в Скифию; сформировать представление у ребят о завоевательном характере войны для персов и справедливом характере войны для скифов; воспитывать интерес к прошлому родного края
Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации, карта побережья Понта Евксинского (Скифия по Геродоту. V век до н.э.)
Тип урока: комбинированный урок
Эпиграф к уроку:
Мы те, о ком шептали в старину
С невольной дрожью эллинские мифы.
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геракла и Эхидны – скифы!
В.Брюсов
Ход урока
I. Организационный момент
Слово учителя:
– Здравствуйте! Садитесь.
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить об одном из ярчайших народов древности. Но о ком, вы угадаете сами. О себе эти люди могли бы сказать следующее:
Мы те, о ком шептали в старину
С невольной дрожью эллинские мифы.
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геракла и Эхидны – …!
– скифы!
Правильно, речь пойдёт о скифах. Но прежде чем приступить к изучению нового, вспомним, что мы уже знаем о них.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
- Кто такие скифы? (Скифы – племена кочевников-скотоводов, чьё конное войско в древности считалось непобедимым, а сокровища курганов несметными)
- Когда впервые упоминаются скифы в связи с пребыванием их на территории Кубани? (VII век до н. э.)
- Но ведь здесь кочевали многие племена. Что отличало скифов от них? (Определённой формы вооружение – меч-акинак, небольшой лук и стрелы с бронзовыми литыми наконечниками, бронзовый литой шлем), конская упряжь и украшения в «зверином стиле», курганный обряд захоронения)
- Назовите и покажите на карте наиболее известные скифские захоронения на Кубани. (Костромской, Келермесские и Ульские курганы)
- Что находят археологи в скифских курганах? (Золотые и серебряные предметы, роскошные платья, богато украшенное вооружение, большие запасы пищи, золотые и серебряные сосуды с вином)
- Откуда же скифы брали богатство? (Они совершали грабительские военные походы в страны Передней Азии)
III. Объяснение нового.
– Действительно, главным занятием скифов была война. Из походов в страны Закавказья и Передней Азии они привозили массу дорогих предметов, не имеющих себе равных даже там, где они изготовлялись:
мечи в золотых ножнах, золотые диадемы, гребни, шейные обручи, серебряные и золотые сосуды, бусы из драгоценных камней.
Скифы часто угрожали войной своим соседям, но однажды настало время, когда враг пришёл на их землю. И пришёл не для простого набега, а с целью полного подчинения.
Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради, запишите тему: «Поход персов в Скифию (VI век до н. э.)».
Сегодня мы продолжим знакомство со скифским народом и поговорим о завоевательном походе персов в Северное Причерноморье.
На территории Передней Азии в VI веке до н. э. росла и крепла могучая держава – Персия. Особого могущества Персия достигла при царе Дарие I Гистаспе. Дария называли царём царей.Он покорил почти все соседствующие с ним страны, территория его государства простиралась от Египта до Инда, , перед его именем дрожал весь мир. И только два народа оставались непорабощёнными персами: народ, создавший великую культуру древности – греки, и дикие скифы. Дарий решил начать со скифов.
В 513 году до н. э. огромное персидское войско численностью в 700 000 человек выступило в поход на Скифию. Так как на разведку проходов между Кавказскими горами потребовалось бы много времени, Дарий пошёл в обход Понта Эвксинского.
На пути персов встретилась могучая река Дунай (Истр). По приказу персидского царя мастера из подчинённых ему городов построили мост. Они связали несколько сотен кораблей крепкими канатами, положили на них доски, и несколько дней армия Дария переходила великую реку. Когда переход закончился, Дарий оставил у моста отряд охранников и дал их командиру ремень с шестьюдесятью узлами.
– Каждый день развязывай по узлу. Если я не вернусь через шестьдесят дней, значит, я победил скифов и возвращаюсь в Персию через Кавказ. Тогда разрушь мост, – сказал Дарий.
Гул пошёл по степи. Дарий со своими всадниками на богато убранных конях и с пехотинцами, закованными в медную броню, вступил в скифскую землю.
Дарий, непобедимый Дарий, никогда до сих пор не терпевший поражений, ждал изъявления покорности от всех скифских племен.
Узнав о приближении врага, скифский царь Иданфирс созвал совет вождей. Было решено не давать персам открытого сражения, беречь воинов.
Скифы начали отступать, заманивая противника в глубь степей.
С первых же дней похода на армию персов начали нападать конные скифские отряды. Они как вихрь налетали на персов, выпускали тучи стрел и уносились в степь. Пока персы выстраивались для боя, скифы скрывались из вида. И только убитые и раненые напоминали об их присутствии.
Дарий упорно преследовал скифов. С каждым днём всё меньше рек встречалось на пути персов, а колодцы были завалены или отравлены. Скифы нападали всё чаще. Персы не могли вступить с ними в решающее сражение и несли большие потери в мелких стычках. Тогда Дарий направил к скифам послов. Послы обратились к скифскому вождю – могучему старцу Иданфирсу:
– Зачем вы убегаете от нас, скифы? Если вы считаете себя сильнее, – вступите с нами в бой. А если вы слабее, – пришлите нашему царю горсть земли и сосуд с водой и покоритесь!
– Мы не убегаем от вас, персы. Мы просто кочуем по своим степям, как привыкли с давних пор, – насмешливо улыбнулся Иданфирс.
– Что же нам передать царю царей? – спросили послы.
– Я подумаю, – сказал Иданфирс.
А сейчас мы тихонько приблизимся к шатру персидского царя и посмотрим, что же там происходит.
Сценка
(Шатёр. Посреди шатра на троне в окружении свиты сидит Дарий. К трону подходит мальчик)
1. Мальчик:
– Здравствуй, великий царь персов. Здравствуй в этой жизни и в той. Пусть в твоих руках всегда пребывает сила. Пусть не затупится меч, не споткнется любимый конь.
2. Дарий:
– Тебя прислал царь Иданфирс?
1. Мальчик:
– Да. Скифский царь Иданфирс велел передать тебе, великий царь многих стран, знаки скифской земли.
Мальчонка достал из кожаного мешка, подвешенного к поясу, клетку и небольшую корзинку, не торопясь, отстегнул горит, извлек оттуда пучок перевязанных стрел. Все это он положил на ковер перед троном.
3. Слуга Отан:
– Вот это дары Иданфирса?
1. Мальчик:
– Да.
3. Отан:
– А что твой царь велел передать на словах?
1. Мальчик:
– Царь Иданфирс сказал: "Персы поймут значение наших даров". Других
слов он не добавил.
Отан и Дарий молчали. Первым заговорил Дарий.
2. Дарий:
– Всё-таки они покорились мне! Птица живёт в воздухе, мышь в земле, лягушка в воде. Значит, скифы отдают мне просторы своих степей, землю и воду и слагают оружие – стрелы.
5. Гобрий:
– Хотелось бы верить благоприятному толкованию, а веры нет. Я хорошо знаю обычаи скифов. Эти дары означают: если вы не умчитесь, как птицы, не спрячетесь, как мыши, или не скроетесь в воде, как лягушки, то все вы погибнете от наших стрел. Так ли, посол, растолковал я знаки?
Мальчик:
– Так.
В шатре сделалось тихо, и вдруг словно грянул и раскатился гром. Все сорвались с места, проталкиваясь к трону; со всех сторон понеслись гневные крики:
– В бой, в бой! Оружие с нами!
Но Дарий не рискнул преследовать скифов.
«Полтора месяца блуждаем мы в скифских степях, — думал Дарий, — сколько доблестных воинов потеряли в походе, а дело наше не сдвинулось. Надо скорей повернуть в обратный путь, надо торопиться уйти из этой проклятой страны, пока мост через Истр еще не разрушен».
Но поскольку персидское войско было в основном пешим да ещё продвижение затруднял обоз с больными и ранеными, обратный путь к переправе мог занять слишком много времени.
Поэтому Дарий решил пробираться к мосту с конным войском. Ночью, обмотав копыта лошадей тканью, чтобы они не стучали по выжженной скифской степи, Дарий с небольшим отрядом предательски покинул свою стоянку.
На шестидесятый день от начала похода Дарий сумел проскочить мост с несколькими отрядами. Боясь погони скифов, он дал приказание сжечь переправу, тем самым обрекая на гибель своих отставших воинов.
Оставшись наедине с ближайшими советниками, Дарий признался, что сломить скифов невозможно.
—Они любят свободу больше, чем золото и драгоценные камни, — сказал он. — Их нельзя подкупить. Их нельзя запугать, ибо они всегда могут укрыться от врага в бесконечных просторах своей страны.
Итак, персидская армия, слывшая непобедимой, бежала с позором из скифских степей, оставив на гибель часть войска, не успевшего пробраться на другую сторону Дуная (Истра) вместе с царём.
Скифский поход Дария был первым поражением персидской армии. Слава о непобедимости персов померкла.
IV. Закрепление
Беседа на восприятие:
Назовите ещё раз тему урока.
Какую же обиду нанесли скифы Дарию, что он пошёл на них войной?
За сколько дней Дарий планировал покорить скифов?
Сбылась ли его мечта?
Смог в конце концов сразиться Дарий со скифским войском?
Почему скифский царь не вступал с персами в открытое сражение?
Какое условие поставил персидский царь Дарий скифам?
Что ответил скифский вождь?
Чем же закончился поход Дария в Скифию?
Что сказал своим ближайшим советникам персидский царь о скифах?
– О могуществе скифов слагали легенды. Они дошли до наших дней. Даже поэты восхищались этим народом. Мы начали урок со стихотворного отрывка Валерия Яковлевича Брюсова.
Прочитайте его ещё раз. Как вы понимаете выражение «сыны Геракла и Эхидны»? Какой была Эхидна? А Геракл? Следовательно, каким был скифский народ?
Брюсов подчёркивает необычайную удаль, мужество, хитрость скифского народа, говорит о том, что даже греческие мифы шептали о них с невольной дрожью, т. е. боялись и в то же время восхищались. И теперь становится понятным, почему досель непобедимая армия Дария потерпела поражение.
V. Работа с иллюстрациями.
Многие художники обращались к теме скифо-персидской войны. Один из них Олег Коровин. Давайте посмотрим, как он представляет эти события.
Обратимся к иллюстрациям.
Что изображено на первом рисунке? Докажите, что это войско персов, а не скифов.
Как вы думаете, какой эпизод изобразил художник на второй иллюстрации? Что бы вы подписали под ней?
VI. Историческая загадка
– Вы часто встречаетесь с загадками на уроках литературы. А мне хочется предложить вам историческую загадку.
Силы, которые могли противопоставить своему противнику скифы, нам неизвестны. Однако есть одно косвенное доказательство о возможной численности скифского войска, основанное на современных расчётах.
По сообщению Геродота, скифский царь Ариант, правивший незадолго до скифо-персидской войны, пожелал узнать численность своих подданных. Он приказал скифам, чтобы каждый под страхом смертной казни принёс один наконечник стрелы. Из наконечника отлили огромный медный котёл, толщина его равнялась шести пальцам.
Имея этот котёл, можно ли узнать численность скифского войска? (Вес найденных в курганах стрел примерно одинаков. Вес котла разделить на вес наконечника стрелы. 600:12= 50 000 (тысяч)
VII. Слово учителя:
– В заключение нашего урока я предлагаю вам тестовое задание, которое покажет, как вы усвоили материал.
Тест
- В каком году персидское войско выступило в поход на Скифию?
- а) 503 г. до н. э.
- б) 513 г. до н. э.
- в) 541 г. до н. э.
2. Персидское войско насчитывало
- а) 700 тысяч человек
- б) 300 тысяч человек
- в) 950 тысяч человек
3. С какой целью Дарий организовал военный поход в Скифию?
- а) с целью личного обогащения
- б) захотел познакомиться с обычаями и культурой другой страны
- в) решил наказать скифов за разорение Персии
4. Как звали царя скифов?
- а) Скопалис
- б) Таксакис
- в) Иданфирс
5. Среди подарков персидскому царю были
- а) монеты
- б) стрелы
- в) лошади
6. Что, по мнению персов, больше всего любили скифы?
- а) золото
- б) драгоценные камни
- в) свободу
Произведите взаимопроверку и выставьте оценки друг другу. (Учитель читает правильные варианты ответа) Передайте тетради. Я просмотрю выполнение ваших тестов и поставлю оценки в журнал
VIII. Подведение итогов.
Выставление и комментирование оценок
Домашнее задание. Подготовить рассказ “Скифо-персидская война глазами скифского воина”